Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Думай о хорошем, включай радио

×
В социальных сетях
В печатной версии

Единственная в России косторезная фабрика

30.11.2011
14:23
Единственная в России косторезная фабрика. . На конкурс «Книга рекордов...», проводимый редакцией газеты, продолжают поступать отклики читателей. Предлагаем вашему вниманию материал еще одной тобольской школьницы – Ольги Голенковой. В новом микрорайоне Тобольска расположена знаменитая фабрика художественных косторезных изделий. Ее возникновение и развитие неотделимы от истории одного из древнейших народных промыслов Руси. Еще в X--XV веках косторезные мастерские наряду с ювелирными существовали в Киеве, Новгороде, Рязани. «Резьба руссов» славилась далеко за пределами Руси. Изображения в кости крупных животных, особенно из моржовых клыков («рыбьего зуба»), ценились наряду с коваными седлами и мехами. В XVII веке русские переселенцы организовали косторезный промысел в Тобольске. Этому способствовало обилие мамонтовой кости в Западной Сибири и знакомство с резьбой сибирских аборигенов. На зарождение здесь косторезного промысла отчасти повлияли и находившиеся во время Северной войны в плену шведы, которым было разрешено заниматься ремеслами. До конца XVIII века тобольские мастера изготовляли из кости украшения для оружия, пороховницы, табакерки, гребни, шкатулки. Затем появляется круглая скульптура. Очевидно, в этом сказалось влияние искусства аборигенов, которые из кости и дерева резали фигурки тотемных животных. В 1860-х годах увлекся резьбой по кости известный сибирский художник, воспитанник декабристов Михаил Знаменский, много сделавший для превращения косторезного ремесла в искусство, причем тяготеющее к критическому реализму. Под влиянием Знаменского занялся резьбой ссыльный польский революционер Игнатий Пляпас. Знаменитый тобольский косторез Порфирий Терентьев первую школу тоже прошел у Знаменского. В 1872 году тобольский землемер, знаток археологии и этнографии Иван Овешков открыл косторезную мастерскую, несколько позже получившую название Сибирской. После того как изделия мастерской побывали на Екатеринбургской выставке (1887), заказы в Тобольск стали поступать из крупнейших городов России. Поэтому появилось еще несколько мастерских, в том числе и самая большая – «Образцовая сибирская мастерская», организованная в 1893 году приехавшей из Петербурга Мельгуновой. Изделия тобольских мастерских были отмечены на выставках в Петербурге, Казани, Курске, Нижнем Новгороде. Именно в это время сформировался стиль тобольского косторезного искусства -- точная, детально проработанная круглая реалистическая скульптура, отличающаяся мягкой моделировкой, строгим отбором форм при общей «станковой» их трактовке, преобладающей северной тематикой. В отличие от холмогорской школы, где превалировали декоративно-прикладные изделия и кость превращалась в легкое ажурное кружево, тобольские косторезы создавали в основном миниатюрную настольную скульптуру, сохраняя при этом плотность и весомость кости, искусно выявляя ее структуру шлифовкой и полировкой. К началу Первой мировой войны тобольский косторезный промысел, так и не получивший официальной поддержки, практически угас. Лишь в 1929 году четыре старейших тобольских резчика организовали при артели «Кустарь» косторезный цех. Через три года его преобразовали в самостоятельную промысловую артель «Коопэкспортсбыт». В 1960 году артель получает более солидный статус фабрики. В 1975 году коллектив фабрики награжден орденом «Знак Почета». Возродилась былая слава тобольских мастеров. Изделия усложнились, стали преобладать многофигурные композиции, но прежние художественные принципы и традиции сохранились, хотя форма стала более обобщенной. По сути дела, современными тобольскими косторезами создан своеобразный национальный эпос: целая нация стала героем искусства изящной костяной скульптуры. Современная тобольская косторезная школа получила всеобщее признание. Работы ее мастеров не раз демонстрировались на различных выставках вплоть до международных и хранятся в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, многих других музеях мира. Дорогие читатели! Напоминаем, что конкурс еще продолжается. Положение о нем опубликовано в № 227 за 8 декабря 2010 года, а также на портале издания tumentoday.ru. Участвуя в конкурсе «Книга рекордов Тюменской области сегодня», вы получаете прекрасную возможность «убить двух зайцев»: прославить как наши города и веси, так и себя.

На конкурс «Книга рекордов...», проводимый редакцией газеты, продолжают поступать отклики читателей. Предлагаем вашему вниманию материал еще одной тобольской школьницы – Ольги Голенковой.

В новом микрорайоне Тобольска расположена знаменитая фабрика художественных косторезных изделий. Ее возникновение и развитие неотделимы от истории одного из древнейших народных промыслов Руси. Еще в X--XV веках косторезные мастерские наряду с ювелирными существовали в Киеве, Новгороде, Рязани. «Резьба руссов» славилась далеко за пределами Руси. Изображения в кости крупных животных, особенно из моржовых клыков («рыбьего зуба»), ценились наряду с коваными седлами и мехами.

В XVII веке русские переселенцы организовали косторезный промысел в Тобольске. Этому способствовало обилие мамонтовой кости в Западной Сибири и знакомство с резьбой сибирских аборигенов. На зарождение здесь косторезного промысла отчасти повлияли и находившиеся во время Северной войны в плену шведы, которым было разрешено заниматься ремеслами.

До конца XVIII века тобольские мастера изготовляли из кости украшения для оружия, пороховницы, табакерки, гребни, шкатулки. Затем появляется круглая скульптура. Очевидно, в этом сказалось влияние искусства аборигенов, которые из кости и дерева резали фигурки тотемных животных. В 1860-х годах увлекся резьбой по кости известный сибирский художник, воспитанник декабристов Михаил Знаменский, много сделавший для превращения косторезного ремесла в искусство, причем тяготеющее к критическому реализму. Под влиянием Знаменского занялся резьбой ссыльный польский революционер Игнатий Пляпас. Знаменитый тобольский косторез Порфирий Терентьев первую школу тоже прошел у Знаменского.

В 1872 году тобольский землемер, знаток археологии и этнографии Иван Овешков открыл косторезную мастерскую, несколько позже получившую название Сибирской. После того как изделия мастерской побывали на Екатеринбургской выставке (1887), заказы в Тобольск стали поступать из крупнейших городов России. Поэтому появилось еще несколько мастерских, в том числе и самая большая – «Образцовая сибирская мастерская», организованная в 1893 году приехавшей из Петербурга Мельгуновой.

Изделия тобольских мастерских были отмечены на выставках в Петербурге, Казани, Курске, Нижнем Новгороде. Именно в это время сформировался стиль тобольского косторезного искусства -- точная, детально проработанная круглая реалистическая скульптура, отличающаяся мягкой моделировкой, строгим отбором форм при общей «станковой» их трактовке, преобладающей северной тематикой. В отличие от холмогорской школы, где превалировали декоративно-прикладные изделия и кость превращалась в легкое ажурное кружево, тобольские косторезы создавали в основном миниатюрную настольную скульптуру, сохраняя при этом плотность и весомость кости, искусно выявляя ее структуру шлифовкой и полировкой.

К началу Первой мировой войны тобольский косторезный промысел, так и не получивший официальной поддержки, практически угас. Лишь в 1929 году четыре старейших тобольских резчика организовали при артели «Кустарь» косторезный цех. Через три года его преобразовали в самостоятельную промысловую артель «Коопэкспортсбыт». В 1960 году артель получает более солидный статус фабрики. В 1975 году коллектив фабрики награжден орденом «Знак Почета».

Возродилась былая слава тобольских мастеров. Изделия усложнились, стали преобладать многофигурные композиции, но прежние художественные принципы и традиции сохранились, хотя форма стала более обобщенной. По сути дела, современными тобольскими косторезами создан своеобразный национальный эпос: целая нация стала героем искусства изящной костяной скульптуры.

Современная тобольская косторезная школа получила всеобщее признание. Работы ее мастеров не раз демонстрировались на различных выставках вплоть до международных и хранятся в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, многих других музеях мира.

Дорогие читатели! Напоминаем, что конкурс еще продолжается. Положение о нем опубликовано в № 227 за 8 декабря 2010 года, а также на портале издания tumentoday.ru. Участвуя в конкурсе «Книга рекордов Тюменской области сегодня», вы получаете прекрасную возможность «убить двух зайцев»: прославить как наши города и веси, так и себя.

1550Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
История тюменки Динары Хайруллиной.
Вдоволь наоравшись, они вновь стали собираться вместе.
Всероссийская акция «Тест на ВИЧ: Экспедиция», организованная Министерством здравоохранения Российской Федерации, началась в Тюменской области.
Всю добычу спортсмены передадут в приюты для бездомных животных.
Тюменский школьник прислал рассказ на конкурс "Народный корреспондент" в номинации "Не проходите мимо!"
Лариса Быкова из Тобольска свою публикацию посвятила 140-летию любимого учебного заведения – многопрофильного техникума, в котором готовят первоклассных ветеринаров для нужд региона.
Дом социальной реабилитации семей и детей «Борки» в этом году отмечает 85-летие.
Тюменцы смогут сдать на переработку пластик, макулатуру и алюминий.
Опрос
Каким мобильным приложением вы пользуетесь чаще всего?
Медицина 72
Образование 72
Транспорт72
ЖКХ 72
ЗАГС 72
Бизнес 72
Visit Tyumen
Другим
Региональными не пользуюсь

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное