Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Образование – общественное благо или «товар личного потребления»?

Общество, 01:06, 25 ноября 2011, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
Образование – общественное благо или «товар личного потребления»?. .

На несколько ноябрьских дней Тюмень стала российской площадкой для диалога представителей учебных заведений разного уровня.

В среду в областном департаменте образования и науки стартовала девятая «Школа современного руководителя»
с прямыми включениями по скоростной линии в муниципальных территориях (140 человек в зале и 150 – на местах), где заправлял Ефим Рачевский – директор центра образования № 548 «Царицыно» (г. Москва). Вчера в Западно-Сибирском инновационном центре в четвертый раз прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Специфика педагогического образования в регионах России». Ее начала Надежда Суртаева, доктор педагогических наук, профессор РГПУ имени Герцена (г. Санкт-Петербург). Это не очередные «педагогические тусовки», а общение во благо, обмен опытом, каким обладает каждый участник и «Школы», и конференции – гости из столицы, Питера, Кургана, Барнаула.

Свой доклад Надежда Суртаева посвятила вузовскому образованию в современном мире и месту педагогического образования в нем, который построила по итогам октябрьской Международной конференции по проблемам педобразования в странах СНГ.

Гостья отметила несколько тенденций, обозначенных специалистами. Это, во-первых, необратимый процесс массовизации высшего образования.

А во-вторых, социальное расслоение населения, которое также влияет на наполняемость учебных заведений. Получается своеобразная «вилка»: с одной стороны, получить диплом вуза сейчас желает практически каждый выпускник школы, с другой – качественными знаниями и умениями после одиннадцати лет в храме знаний обладает меньшинство. В каких-то регионах этому есть объяснение: большую долю студентов там составляют эмигранты из Украины, Узбекистана и Казахстана – они приезжают учиться в Россию, но русским языком владеют хуже некуда.

Больше всего студентов учится в Китае (86 процентов). Далее по процентной шкале следуют Бразилия, Индонезия, Индия, РФ. Причем русских «ходоков за наукой» в зарубежных странах тоже хватает. В Великобританию они едут за знаниями по финансам. В США – учиться менеджменту и маркетингу. В Китае обучаются ведению сельского хозяйства.

В Канаде постигают премудрости, что удивительно, французского языка (обучение там дешевле, чем во Франции). А в самой столице моды нашими земляками востребованы дизайн и искусство. Почему там, а не на Родине? Причина, по мнению Надежды Николаевны, кроется в том, что по доступности образования Россия занимает... 14-е место. И что со всем этим делать?

Не придумывать учебный «ералаш», чем занимаются многие чиновники (пальцев рук не хватит, чтобы перечислить малопонятные дисциплины с прилагательным «педагогический»), а обратиться к высказыванию мудрого Дмитрия  Менделеева: «Стране нужна продуманная, взвешенная, неторопливая система образования!» В этом вся соль!

Не менее интересным стало выступление Елены Пискуновой – еще одного профессора РГПУ имени Герцена. Оно было посвящено современным контекстам деятельности учителя. Елена Витальевна тоже привела немало статистических данных, причем собранных по результатам международных исследований качества образования PISA. По ним ясно, что российские школьники хорошо овладевают предметными знаниями (хотя бы потому, что больше всех сидят за партами), но не могут применять их на практике (не в состоянии из разных «лоскутков» сложить единое «одеяло», как выразилась участница конференции).

Не потому ли решено повсеместно ввести ФГОС «второго поколения», направленного на развитие разных компетенций? Быть может. В такой ситуации должен меняться сам учитель! Ведь на него по-прежнему общество возлагает самые большие надежды (специалисты РГПУ имени Герцена опросили 2 500 респондентов из 45 регионов страны – большинство отметило, что ждут от учителя... воспитания). Воистину, человек этой профессии, по словам американского писателя и историка Генри Адамса, влияет на вечность.

---

компетентно


---

Надежда СУРТАЕВА,
профессор РГПУ имени Александра Герцена:
– Проблема нынешнего образования – отсутствие института наставничества. Сильные педагоги, но в возрасте, уходят на покой. Порой их некому заменить. Нужно восстановить ниточку взаимосвязи между опытными и молодыми специалистами. Тем более демография ежегодно улучшается, и скоро школе потребуется большая армия учителей начальных классов.

Ольга РОЙТБЛАТ,
ректор ТОГИРРО:
– Проект «Школа современного руководителя» пользуется большой популярностью. Он дает и теорию, и практические знания. Директора тюменских учебных заведений идут в ногу со временем. Они вовремя получают информацию. Они ее осмысляют, а потом уже действуют применительно к родному храму знаний.

На несколько ноябрьских дней Тюмень стала российской площадкой для диалога представителей учебных заведений разного уровня.

В среду в областном департаменте образования и науки стартовала девятая «Школа современного руководителя»
с прямыми включениями по скоростной линии в муниципальных территориях (140 человек в зале и 150 – на местах), где заправлял Ефим Рачевский – директор центра образования № 548 «Царицыно» (г. Москва). Вчера в Западно-Сибирском инновационном центре в четвертый раз прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Специфика педагогического образования в регионах России». Ее начала Надежда Суртаева, доктор педагогических наук, профессор РГПУ имени Герцена (г. Санкт-Петербург). Это не очередные «педагогические тусовки», а общение во благо, обмен опытом, каким обладает каждый участник и «Школы», и конференции – гости из столицы, Питера, Кургана, Барнаула.

Свой доклад Надежда Суртаева посвятила вузовскому образованию в современном мире и месту педагогического образования в нем, который построила по итогам октябрьской Международной конференции по проблемам педобразования в странах СНГ.

Гостья отметила несколько тенденций, обозначенных специалистами. Это, во-первых, необратимый процесс массовизации высшего образования.

А во-вторых, социальное расслоение населения, которое также влияет на наполняемость учебных заведений. Получается своеобразная «вилка»: с одной стороны, получить диплом вуза сейчас желает практически каждый выпускник школы, с другой – качественными знаниями и умениями после одиннадцати лет в храме знаний обладает меньшинство. В каких-то регионах этому есть объяснение: большую долю студентов там составляют эмигранты из Украины, Узбекистана и Казахстана – они приезжают учиться в Россию, но русским языком владеют хуже некуда.

Больше всего студентов учится в Китае (86 процентов). Далее по процентной шкале следуют Бразилия, Индонезия, Индия, РФ. Причем русских «ходоков за наукой» в зарубежных странах тоже хватает. В Великобританию они едут за знаниями по финансам. В США – учиться менеджменту и маркетингу. В Китае обучаются ведению сельского хозяйства.

В Канаде постигают премудрости, что удивительно, французского языка (обучение там дешевле, чем во Франции). А в самой столице моды нашими земляками востребованы дизайн и искусство. Почему там, а не на Родине? Причина, по мнению Надежды Николаевны, кроется в том, что по доступности образования Россия занимает... 14-е место. И что со всем этим делать?

Не придумывать учебный «ералаш», чем занимаются многие чиновники (пальцев рук не хватит, чтобы перечислить малопонятные дисциплины с прилагательным «педагогический»), а обратиться к высказыванию мудрого Дмитрия  Менделеева: «Стране нужна продуманная, взвешенная, неторопливая система образования!» В этом вся соль!

Не менее интересным стало выступление Елены Пискуновой – еще одного профессора РГПУ имени Герцена. Оно было посвящено современным контекстам деятельности учителя. Елена Витальевна тоже привела немало статистических данных, причем собранных по результатам международных исследований качества образования PISA. По ним ясно, что российские школьники хорошо овладевают предметными знаниями (хотя бы потому, что больше всех сидят за партами), но не могут применять их на практике (не в состоянии из разных «лоскутков» сложить единое «одеяло», как выразилась участница конференции).

Не потому ли решено повсеместно ввести ФГОС «второго поколения», направленного на развитие разных компетенций? Быть может. В такой ситуации должен меняться сам учитель! Ведь на него по-прежнему общество возлагает самые большие надежды (специалисты РГПУ имени Герцена опросили 2 500 респондентов из 45 регионов страны – большинство отметило, что ждут от учителя... воспитания). Воистину, человек этой профессии, по словам американского писателя и историка Генри Адамса, влияет на вечность.

---

компетентно


---

Надежда СУРТАЕВА,
профессор РГПУ имени Александра Герцена:
– Проблема нынешнего образования – отсутствие института наставничества. Сильные педагоги, но в возрасте, уходят на покой. Порой их некому заменить. Нужно восстановить ниточку взаимосвязи между опытными и молодыми специалистами. Тем более демография ежегодно улучшается, и скоро школе потребуется большая армия учителей начальных классов.

Ольга РОЙТБЛАТ,
ректор ТОГИРРО:
– Проект «Школа современного руководителя» пользуется большой популярностью. Он дает и теорию, и практические знания. Директора тюменских учебных заведений идут в ногу со временем. Они вовремя получают информацию. Они ее осмысляют, а потом уже действуют применительно к родному храму знаний.



В Тюменской области внуки с бабушкой сделали новогодние подарки бойцам СВО

27 ноября

Праздник футбола: как ФК «Тюмень» принимал «Краснодар» на своем поле

27 ноября