Зырянка – кузница учительских кадров
Далее в сюжете: Памятные даты истории Тюменской области в 2012 году
Секрет необычной школы в сибирской глубинке долго не могли разгадать уездные комиссии по образованию.
Разгадка оказалась простой: за учебное заведение переживали и в нем работали неравнодушные люди!
В конце XIX века в связи с увеличением числа школ в Тобольской губернии остро встал вопрос нехватки опытных преподавателей. Чтобы исправить положение, решили учредить заведения для подготовки будущих наставников. В разные годы на нашей территории появилось пять таких школ. Одну, с трехгодичным курсом обучения, в деревне Зырянка Тюменского уезда помог открыть местный житель Иван Пятков. Он же на долгое время стал ее главным попечителем.
На открытие школы – всем миром
4 октября 1896 года в день открытия первой в Тобольской губернии учительской школы в Зырянку прибыли епархиальный наблюдатель, директор народных училищ Маляревский, окружной наблюдатель Тюменского округа священник Коровин, местные священники Павлинов и Яворский (последний стал заведующим и законоучителем), а также вновь назначенные педагоги Хавский и Кыштымов. В 10 часов утра из часовни до учебного заведения устроили крестный ход со святыми иконами.
Потом отслужили молебен с водосвятием. Далее Григорий Маляревский объявил гостям об открытии школы и предложил помолиться за успешность занятий, после чего окропил святой водой учебные классы. За молебном священник Иоанн Павлинов рассказал о значении церковной школы в жизни детей. После епархиальный наблюдатель записал имена и фамилии учеников (31 человек – в первый класс, 6 человек – во второй).
Что за гражданин этот Пятков, раз за все время опеки над школой потратил на нее десятки тысяч рублей – сумму, прямо скажем, немалую?! По заверениям директора народных училищ Григория Маляревского, Зыряновское учебное заведение слыло образцовым в губернии и одним из лучших в России.
Дарители из крестьян
Иван Пятков из деревни Зырянка Тюменского уезда, оказывается, вел коммерческое дело в городе Каинске Томской
губернии, но душой больше болел за развитие образования в родной губернии. Поэтому-то меценат и благотворитель решил во что бы то ни стало приобрести для школы солидное каменное здание со всеми пристройками. За три тысячи рублей. В газете «Тобольские епархиальные ведомости» (за 21 ноября 1896 года) указана другая цена – тридцать тысяч рублей. Большую площадь Пяткову перепродал купец Игнатов – организатор акционерного товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли, владелец Жабынского судостроительного завода.
Через год за полторы тысячи рублей для новой школы Иван Дмитриевич выкупил еще одно каменное здание. Меценат управлялся со всеми делами: бесплатно доставлял дрова, жертвовал суммы на освещение, оснащал рукодельный класс для девочек и переплетный для мальчиков, покупал классную мебель. Чуть погодя Пятков снова выделил средства (уже четыре тысячи рублей) на окончательное приспособление «хором» к учебному процессу. На эти деньги холодные каменные кладовые превратили в квартиру для учителя и комнату для первоклассников.
Наталья Пяткова под стать мужу-меценату тоже участвовала в благотворительных делах. Двадцать пять рублей она отдала на обус-тройство рукодельного класса. Часто сама вела занятия, заменяя захворавших наставников. Замещала супруга, когда тот по коммерческим делам уезжал в Каинск. Всюду и везде поспевала эта добрая женщина!
В учительскую школу преимущественно поступали ребятишки из бедных крестьянских семей. На помощь им приходили все те же Пятковы. Ежегодно они одевали 10–12 человек. Одним ученикам супруги выделяли деньги на проезд домой в дни каникул. Окончившим полный курс обучения ребятам семейная пара дарила по 10–15 рублей, поэтому на место службы молодые специалисты ехали с небольшим капиталом.
Во время новогодних торжеств попечители устраивали елку с шикарным убранством, песнями, стихами, баснями, хороводом. Заканчивался праздник раздачей подарков и форменных комплектов: тужурок, брюк, блуз, сапог, шуб. После все шли ужинать в столовую.
Разнообразное учебное хозяйство
Зыряновской школе имелись участок пахотной земли в пять десятин и более двух тысяч саженей под сад и огород. На пашне ученики косили сено для коров собственной фермы, а на учебных делянках под руководством учителей ставили агрономические опыты по выращиванию овощных культур для столовой. Кто-то присматривал за пчелами. В столярном классе педагоги по трудовому воспитанию вместе со старшеклассниками мастерили мебель.
Нужно отметить, что на благоустройство учительской школы меценат Пятков выделял деньги ежегодно.
1904 году он профинансировал строительство помещения для скота, погреба, бани, прачечной. В этом же году в школе появились новая конюшня и отремонтированный коровник. Благодетель помогал учительской и ученической библиотекам, оснащал кабинет физики (он был признан лучшим во всей губернии) и аптеку. Немало денег Иван Дмитриевич тратил на предметы, необходимые для богослужения: Евангелие, крест, кадило, ризы, облачения, шкаф-ризницу. Никогда не отказывал просьбам наставников в приобретении ламп для учительской, штор в классы.
В январе 1897 года газета «Тобольские епархиальные ведомости» писала: «За время существования церковных школ в Тобольской епархии это первый случай такого крупного пожертвования на их нужды крестьянином Иваном Пятковым из деревни Зырянка». Издание на протяжении двадцати лет пристально следило за этим учебным заведением...
Тайна за семью печатями
Забота Ивана и Натальи Пятковых о нуждах учителей и учеников не могла не сказаться на результатах успеваемости последних. Ребята демонстрировали поразительные успехи в учебе, а ведь помимо этого они трудились на огороде, ухаживали за животными, работали в мастерских, поочередно дежурили в столовой и в классах. Много времени у детей отнимали занятия по изучению закона Божьего, а также церковные службы в храме села Кармакского и в родной школе.
Они были загружены по полной и все равно оставались лучшими во всей Тобольской губернии! Жаль, не все верили в подлинность результатов школьного образования в Зырянке – сюда часто приезжали комиссии. Что примечательно, проверяющие на деле убеждались в высоком уровне подготовки учеников, но разгадать загадку Зырянской учительской школы так и не смогли... «Феномен!» – говорили они об этом учебном заведении.
За щедрые пожертвования в пользу школы, а также за организацию образцового учебного процесса великие новаторы народного образования Иван и Наталья Пятковы были щедро награждены государством. Иван Дмитриевич получил звание почетного потомственного гражданина и три большие золотые медали «За усердие» на Станиславской и Аннинской лентах. Его супруга Наталья Венедиктовна заслужила большую золотую медаль «За усердие» и библию от Святейшего синода России.
Отчеты об успехах школы многие годы отсылались в Санкт-Петербург, а ее опыт пропагандировался по всей России.
Послесловие
Незаслуженно забытые Иван Дмитриевич и Наталья Венедиктовна Пятковы были гордостью царской России. И задача потомков – поставить их в один ряд с купцами Андреем Текутьевым и Николаем Чукмалдиным, которые тоже многое сделали для обучения деревенских детей в родных уголках. Все они свято верили, что только образованный народ может вывести Россию в число передовых держав мира. Для меня эта супружеская пара – великая, мудрая, потому что творила добро во имя процветания Отечества.
…Пятковы похоронены на городском кладбище города Каинска Томской губернии. Об этом мне сообщили в администрации нынешнего города Куйбышева Новосибирской области. Пусть земля им будет пухом. Память останется в сердцах потомков!
Владимир КАЛИНИНСКИЙ, краевед-исследователь
Ранее в сюжете