Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

А наука юношей питает?

Общество, 01:04, 24 ноября 2011, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
А наука юношей питает?. .

Четвертый месяц Сергей Шилов растет в новой должности. До начала августа он заведовал кафедрой «Документоведение и документационное обеспечение управления» на истфаке ТюмГУ. Сегодня возглавляет Ишимский государственный педагогический институт имени Ершова, который является основным поставщиком учителей для юга Тюменской области. «Николай Карнаухов, прежний руководитель «нефтегаза», говорил, что только после двух лет на посту понял, с чего начинать и куда идти. У меня все впереди…» – отмечает Сергей Павлович. Но он уже убедился, что ответственность педагога практически такая же, как  у врача (только один «работает» с душой, а другой с телом), и тот, кто готовит учителей, – герой, наставник в превосходной степени.

– В нашем вузе трудится более 200 педагогов. Это люди опытные, известные. Каждый имеет свою точку зрения. Каждый – звезда. Институт существует с 1954 года. Ранее он назывался учительским. Мы даем сильнейшее дошкольное и физико-математическое образование. Моя мама здесь физмат оканчивала…

– Вижу, историю вуза, в который пришли, вы знаете… Давайте пока перейдем к вашей личной истории.

– Родители всю молодость провели в Ишиме. Отец работал в локомотивном депо, потом на энергопоезде. Мама – математик в школе. В 1965 году они поехали строить Нефте-юганск. Эта «командировка» затянулась на шесть лет.

– Там вы и родились?

– Как-то родители отправились в гости в Читинскую область. К сестре отца. Там  я и появился на свет. В детский сад  и школу пошел в Ишиме. Совсем недавно нашел книжку, которую мне подарили во втором классе за примерное поведение и отличную учебу. Она подписана директором. Окончил школу уже  в Тюмени: тридцатую, что  в районе «Стрелы». Поступил в ТюмГУ на исторический факультет. В 1981 году вместе с несколькими ребятами перевелся в Ленинградский госуниверситет имени Жданова. Остался в аспирантуре. Через шесть лет защитил диссертацию. Пошел в докторантуру.

– Какая тема вас тогда привлекала?

– Со времени учебы в Тюменском «универе» – история Германии. «Подсадил» на нее тогдашний декан факультета Владимир Данилов. Так что в Ленинград приехал подготовленным. Сразу заявил о себе на кафедре новейшей истории, где трудился известный исследователь Кирилл Виноградов – я у него аспирантуру заканчивал, с его же подачи до сих пор занимаюсь историей кайзеровской Германии и историей международных отношений Германии и России накануне Первой мировой войны.

На самом деле мои научные интересы разнообразны. В настоящее время изучаю историю Норвегии. Вместе с французскими, немецкими и норвежскими учеными принял участие в крупном книжном проекте: писал главу о позиции царской России по поводу провозглашения независимости Норвегии от Швеции.

– Сколько ж вы в Ленинграде лет провели?

– Почти десять. Этот город сформировал меня как личность. По этому поводу могу сказать за всю нашу честную компанию. Мы поехали в Ленинград довольно сильными студентами. И встретили сильных студентов со всего Союза, из зарубежных стран.

– На их фоне не выглядели провинцией?

– Абсолютно нет. Там такая среда, которой нельзя не соответствовать. Конкретный пример: пары закончились, а все идут… в библиотеку. Это было естественно! Тем более библио-тека не абы какая, а Академии наук – в ста метрах от исторического факультета. Четверка за курсовик расценивалась как неудача, за диплом – трагедия… Ведь мы на довольно высоком уровне занимались наукой, много читали, много знали… Меня формировала и культурная среда! Святое дело – обойти театры. Как студенты истфака, мы должны были посещать музеи. Как-то сдавал зачет по истории западноевропейского искусства профессору Калитиной. Она спросила: «Какой ваш любимый художник?» «Леонардо Да Винчи», – глазом не морг-нул. «Вы знаете, я разочарована», – ответила дама. Это стало стимулом: тут же побежал в музей смотреть, что еще есть интересного.

– Вы вернулись в Тюмень настоящим петербуржцем?

– Да! И период адаптации был очень сложным… Многие знакомые в Ленинграде остались, а я приехал на родину. Потому что чувство ответственности велико. Ведь меня послали учиться, а потом вернуться и укрепить кадровый состав. Когда поступил в ТюмГУ, на истфаке работал один профессор. Долгое время здесь трудилось всего пять кандидатов наук. А сегодня на факультете 20 докторов наук! Сам докторскую защитил в 2005 году. Долгое время заведовал кафедрой «Документоведение и документационное обеспечение управления». Мы готовили делопроизводителей.

– И вот он, Ишимский пединститут?..

– Решение выставить свою кандидатуру на должность ректора было принято не сразу. Понимал ответственность этого шага. Но поддержал совет ректоров в лице председателя Геннадия Чеботарева, правительство области. В Министерстве образования и науки успешно прошел собеседование: выступил с программой, которую сегодня пытаюсь претворить в жизнь.

– Что-то кардинально изменится?

– Изменится! Вуз давно вырос из «педагогических штанишек», является образовательным и культурным центром юга Тюменской области. По-этому планируем открыть непедагогические направления бакалавриата, связанные с социальной работой, социокультурной деятельностью. По примеру коллег из других городов решили готовить специалистов по двум профилям: биология и география, русский язык и литература, дошкольное образование плюс иностранный язык… Все это введем с 1 сентября 2012 года. Сейчас важно правильно организовать профориентационную работу в школах области.

– На каком уровне в вузе наука?

– По научным достижениям среди 72 педагогических вузов страны наш рейтинг не так высок… Пытаюсь убедить коллег в необходимости активной грантовой деятельности, важности публикаций в ведущих журналах России. Ведь кто сегодня выигрывает гранты? Тот, у кого «индекс цитируемости» выше! Тем более многие педагоги вуза понимают, что заниматься наукой – не только престижно, но  и материально выгодно. Безусловно, традиционная педагогика – основа основ. Но  в этом веке мы должны развивать и так называемую IT-педагогику –  использование самых современных методик в деле воспитания будущих учителей.

– Что  в масштабе представляет пединститут?

– Огромное хозяйство в 15000 квадратных метров! Это четыре корпуса. Областное правительство помогло построить современный учебно-спортивный комплекс, где готовят учителей физкультуры. Возводится огромное здание, на базе которого создадим центр новых педагогических технологий. В его структуре будет функционировать «Академия детства», где планируем работать с ребятишками по логопедическому направлению. Хотим открыть прогимназию, осуществляющую подготовку к школе и дающую начальное образование. Для студентов и преподавателей это отличная экспериментальная площадка. Надеюсь и верю, что на юге области крупным образовательным центром станет именно наш вуз, который будет не только выпускать дипломированных специалистов, но  и развивать современные педтехнологии.

– Как вас приняли в новом коллективе?

– По-разному. Но  я не «засланный казачок»! Хотя бы потому, что на кладбище под Ишимом многие из родни по отцовской линии… Из Ишима на фронт ушел мой дед. Он погиб под Кривым Рогом…

Прошло три месяца. Настроение у людей меняется. Я всем говорю: только вместе, когда будем единым целым, когда проникнемся духом новаторства, добьемся многого. А какие у нас великолепные студенты! Биолог Ольга Крико участвовала в 20 международных и всероссийских конференциях. Наталья Гусева пишет электронные учебники. Три человека получают губернаторские стипендии. Наша главная задача – всячески стимулировать одаренных ребят!

– А вы их отпустите или…

– Постараюсь задержать! По пяти специальностям у нас открыта аспирантура. Начинаем приглашать профессоров (в институте благодаря поддержке мэра Сергея Путмина действует программа «Кад-ры», по которой они получат жилье) – с их помощью укрепим аспирантуру раз  и навсегда!

– Ваш тыл – это кто?

– Супруга работает в Тюменской областной Думе. Старший сын заканчивает учебу в ТюмГУ. Он специалист по математическому программированию. Младший учится в пятом классе. Знаете, была бы интересная работа, а где жить – не важно!

– Увлечения, кроме науки?

– Последнее увлечение – Ишимский педагогический институт. Я ночью о нем думаю. Просто потому, что интересно и ново. Читаю. На днях в самолете перечитывал «Цыган» Пушкина. Воспитывает и образовывает только классика! Кстати, Министерство образования, созданное Сперанским, своей целью имело воспитание юношества и распространение наук. Это обозначено и в современном законе об образовании. Полезно учиться на опыте предшествующих поколений!

Ирина НИКИТИНА

Четвертый месяц Сергей Шилов растет в новой должности. До начала августа он заведовал кафедрой «Документоведение и документационное обеспечение управления» на истфаке ТюмГУ. Сегодня возглавляет Ишимский государственный педагогический институт имени Ершова, который является основным поставщиком учителей для юга Тюменской области. «Николай Карнаухов, прежний руководитель «нефтегаза», говорил, что только после двух лет на посту понял, с чего начинать и куда идти. У меня все впереди…» – отмечает Сергей Павлович. Но он уже убедился, что ответственность педагога практически такая же, как  у врача (только один «работает» с душой, а другой с телом), и тот, кто готовит учителей, – герой, наставник в превосходной степени.

– В нашем вузе трудится более 200 педагогов. Это люди опытные, известные. Каждый имеет свою точку зрения. Каждый – звезда. Институт существует с 1954 года. Ранее он назывался учительским. Мы даем сильнейшее дошкольное и физико-математическое образование. Моя мама здесь физмат оканчивала…

– Вижу, историю вуза, в который пришли, вы знаете… Давайте пока перейдем к вашей личной истории.

– Родители всю молодость провели в Ишиме. Отец работал в локомотивном депо, потом на энергопоезде. Мама – математик в школе. В 1965 году они поехали строить Нефте-юганск. Эта «командировка» затянулась на шесть лет.

– Там вы и родились?

– Как-то родители отправились в гости в Читинскую область. К сестре отца. Там  я и появился на свет. В детский сад  и школу пошел в Ишиме. Совсем недавно нашел книжку, которую мне подарили во втором классе за примерное поведение и отличную учебу. Она подписана директором. Окончил школу уже  в Тюмени: тридцатую, что  в районе «Стрелы». Поступил в ТюмГУ на исторический факультет. В 1981 году вместе с несколькими ребятами перевелся в Ленинградский госуниверситет имени Жданова. Остался в аспирантуре. Через шесть лет защитил диссертацию. Пошел в докторантуру.

– Какая тема вас тогда привлекала?

– Со времени учебы в Тюменском «универе» – история Германии. «Подсадил» на нее тогдашний декан факультета Владимир Данилов. Так что в Ленинград приехал подготовленным. Сразу заявил о себе на кафедре новейшей истории, где трудился известный исследователь Кирилл Виноградов – я у него аспирантуру заканчивал, с его же подачи до сих пор занимаюсь историей кайзеровской Германии и историей международных отношений Германии и России накануне Первой мировой войны.

На самом деле мои научные интересы разнообразны. В настоящее время изучаю историю Норвегии. Вместе с французскими, немецкими и норвежскими учеными принял участие в крупном книжном проекте: писал главу о позиции царской России по поводу провозглашения независимости Норвегии от Швеции.

– Сколько ж вы в Ленинграде лет провели?

– Почти десять. Этот город сформировал меня как личность. По этому поводу могу сказать за всю нашу честную компанию. Мы поехали в Ленинград довольно сильными студентами. И встретили сильных студентов со всего Союза, из зарубежных стран.

– На их фоне не выглядели провинцией?

– Абсолютно нет. Там такая среда, которой нельзя не соответствовать. Конкретный пример: пары закончились, а все идут… в библиотеку. Это было естественно! Тем более библио-тека не абы какая, а Академии наук – в ста метрах от исторического факультета. Четверка за курсовик расценивалась как неудача, за диплом – трагедия… Ведь мы на довольно высоком уровне занимались наукой, много читали, много знали… Меня формировала и культурная среда! Святое дело – обойти театры. Как студенты истфака, мы должны были посещать музеи. Как-то сдавал зачет по истории западноевропейского искусства профессору Калитиной. Она спросила: «Какой ваш любимый художник?» «Леонардо Да Винчи», – глазом не морг-нул. «Вы знаете, я разочарована», – ответила дама. Это стало стимулом: тут же побежал в музей смотреть, что еще есть интересного.

– Вы вернулись в Тюмень настоящим петербуржцем?

– Да! И период адаптации был очень сложным… Многие знакомые в Ленинграде остались, а я приехал на родину. Потому что чувство ответственности велико. Ведь меня послали учиться, а потом вернуться и укрепить кадровый состав. Когда поступил в ТюмГУ, на истфаке работал один профессор. Долгое время здесь трудилось всего пять кандидатов наук. А сегодня на факультете 20 докторов наук! Сам докторскую защитил в 2005 году. Долгое время заведовал кафедрой «Документоведение и документационное обеспечение управления». Мы готовили делопроизводителей.

– И вот он, Ишимский пединститут?..

– Решение выставить свою кандидатуру на должность ректора было принято не сразу. Понимал ответственность этого шага. Но поддержал совет ректоров в лице председателя Геннадия Чеботарева, правительство области. В Министерстве образования и науки успешно прошел собеседование: выступил с программой, которую сегодня пытаюсь претворить в жизнь.

– Что-то кардинально изменится?

– Изменится! Вуз давно вырос из «педагогических штанишек», является образовательным и культурным центром юга Тюменской области. По-этому планируем открыть непедагогические направления бакалавриата, связанные с социальной работой, социокультурной деятельностью. По примеру коллег из других городов решили готовить специалистов по двум профилям: биология и география, русский язык и литература, дошкольное образование плюс иностранный язык… Все это введем с 1 сентября 2012 года. Сейчас важно правильно организовать профориентационную работу в школах области.

– На каком уровне в вузе наука?

– По научным достижениям среди 72 педагогических вузов страны наш рейтинг не так высок… Пытаюсь убедить коллег в необходимости активной грантовой деятельности, важности публикаций в ведущих журналах России. Ведь кто сегодня выигрывает гранты? Тот, у кого «индекс цитируемости» выше! Тем более многие педагоги вуза понимают, что заниматься наукой – не только престижно, но  и материально выгодно. Безусловно, традиционная педагогика – основа основ. Но  в этом веке мы должны развивать и так называемую IT-педагогику –  использование самых современных методик в деле воспитания будущих учителей.

– Что  в масштабе представляет пединститут?

– Огромное хозяйство в 15000 квадратных метров! Это четыре корпуса. Областное правительство помогло построить современный учебно-спортивный комплекс, где готовят учителей физкультуры. Возводится огромное здание, на базе которого создадим центр новых педагогических технологий. В его структуре будет функционировать «Академия детства», где планируем работать с ребятишками по логопедическому направлению. Хотим открыть прогимназию, осуществляющую подготовку к школе и дающую начальное образование. Для студентов и преподавателей это отличная экспериментальная площадка. Надеюсь и верю, что на юге области крупным образовательным центром станет именно наш вуз, который будет не только выпускать дипломированных специалистов, но  и развивать современные педтехнологии.

– Как вас приняли в новом коллективе?

– По-разному. Но  я не «засланный казачок»! Хотя бы потому, что на кладбище под Ишимом многие из родни по отцовской линии… Из Ишима на фронт ушел мой дед. Он погиб под Кривым Рогом…

Прошло три месяца. Настроение у людей меняется. Я всем говорю: только вместе, когда будем единым целым, когда проникнемся духом новаторства, добьемся многого. А какие у нас великолепные студенты! Биолог Ольга Крико участвовала в 20 международных и всероссийских конференциях. Наталья Гусева пишет электронные учебники. Три человека получают губернаторские стипендии. Наша главная задача – всячески стимулировать одаренных ребят!

– А вы их отпустите или…

– Постараюсь задержать! По пяти специальностям у нас открыта аспирантура. Начинаем приглашать профессоров (в институте благодаря поддержке мэра Сергея Путмина действует программа «Кад-ры», по которой они получат жилье) – с их помощью укрепим аспирантуру раз  и навсегда!

– Ваш тыл – это кто?

– Супруга работает в Тюменской областной Думе. Старший сын заканчивает учебу в ТюмГУ. Он специалист по математическому программированию. Младший учится в пятом классе. Знаете, была бы интересная работа, а где жить – не важно!

– Увлечения, кроме науки?

– Последнее увлечение – Ишимский педагогический институт. Я ночью о нем думаю. Просто потому, что интересно и ново. Читаю. На днях в самолете перечитывал «Цыган» Пушкина. Воспитывает и образовывает только классика! Кстати, Министерство образования, созданное Сперанским, своей целью имело воспитание юношества и распространение наук. Это обозначено и в современном законе об образовании. Полезно учиться на опыте предшествующих поколений!

Ирина НИКИТИНА



Два муниципалитета Тюменского района вошли в тройку конкурса «Самое безопасное сельское поселение»

20 апреля

Семьи из подтопленных муниципалитетов Тюменской области начали получать компенсацию

20 апреля