Еврейская община: прошлое и настоящее
В областном центре состоялось заседание круглого стола, посвященное грядущему столетию Тюменской синагоги
Поводом для сегодняшней публикации послужило весьма неординарное событие, происшедшее в жизни областного центра. Члены клуба «Тюменская старина», ученые-краеведы ведущих вузов Тюмени, представители ряда общественных организаций присутствовали на заседании круглого стола, который проходил по инициативе раввина Игоря Варкина и был посвящен грядущему 100-летию Тюменской синагоги.
Раввин рассказал о книге «Приезд и водворение в Сибирь евреям воспрещается» (2004 год, г. Тюмень). Авторы статей, известные ученые и журналисты Тюмени Рафаэль Гольдберг, Станислав Белов, Вера Клюева, Ирина Антропова, Игорь Бобров, Валерий Чупин и другие всесторонне осветили различные аспекты этой проблемы.
Суровая Сибирь – вторая родина
Евреи – один из древнейших народов. Как утверждает исследователь Юрий Федосеев, само слово «евреи» на языках проживавших в Палестине и граничивших с ней землях означало «пришельцы с той стороны», то есть с той стороны
Евфрата.
Из документальных источников известно, что евреи появились в Сибири еще в XVII веке. Сначала в качестве ссыльных, а затем в основном нелегалов, добровольно переселявшихся в наш суровый, но свободный край, несмотря на официальные запреты царского правительства. Ехали они из густонаселенных мест Российской империи: Украины, Белоруссии, Молдавии в поисках «неограниченных возможностей».
Желание поселиться в Сибири было так велико, что шли на разные ухищрения. Известно, что один еврей даже купил
документ конокрада, которого должны сослать в Тюмень!
Позднее это были потомки первых переселенцев, спецпереселенцев в годы Великой Отечественной войны и, наконец, людей, приехавших со всей страны в связи с освоением природных богатств нашего края. Все они сыграли заметную роль в развитии экономики, медицины, культуры региона вплоть до сегодняшних дней.
Рафаэль Гольдберг пишет: «Евреи пустили корни в эту землю, занимались промышленностью и торговлей, сеяли хлеб, были в их числе мастеровые, портные, лекари… Евреи адаптировались в суровом крае. Среди тех, кто в середине уже двадцатого века двинулся разведывать и осваивать нефтяные и газовые месторождения Тюменской области, было немало евреев.
Так уж случилось, что первый газовый фонтан в Березово, в 1953 году, был открыт буровой партией, которой руководил замечательный геолог Александр Быстрицкий, впоследствии лауреат Ленинской премии».
Справедливости ради следует сказать, что с начала XX века, когда нарастало революционное движение, еврейские имена встречаются в числе видных политических деятелей. В годы Великой Отечественной войны – среди рядовых и офицеров, в том числе и Героев Советского Союза.
Игорь Варкин в своем докладе привел и такой любопытный факт. Внук тюменского купца Леонтий Брандт, будучи в рядах советской армии, в 1945 году освобождал узников фашистского концлагеря Освенцим…
В исторической части областного центра и сейчас сохранились некоторые здания, фронтоны которых украшены изображениями звезды Давида. Они принадлежали известным и преуспевающим купцам: Вульфу Рабиновичу, Израилю Альтшуллеру, Лицману Альтшуллеру, братьям Шайчикам (Янкелю, Ицхоку, Абраму) и другим.
Синагога: страницы биографии
Теперь обратимся непосредственно к религиозной теме. Ученый-исследователь Вера Клюева утверждает, что для Сибири во многом характерна определенная толерантность восприятия друг друга лицами различных конфессий. В сибирских городах бок о бок проживали христиане, мусульмане, иудеи, взаимодействуя в бытовой, хозяйственной и экономической сферах.
Подтверждением этого, думаю, является и тот факт, что на улице Спасской (ныне Ленина) размещались два православных храма, католический костел, мусульманская мечеть и иудейская синагога.
Иногда мне кажется, что это единение заложено в нас генетически. Возьмите, к примеру, свою родословную. Сколько в ней «уживается» национальностей! И по сей день превалирует в отношениях эта толерантность. Поэтому так нелепо, более того – кощунственно выглядят в настоящее время национальные конфликты, стремление к этнической обособленности в рамках единого государства – России.
Совершим экскурс в историю синагоги, что находится на улице Кирова, 44. Проект первого здания еврейской молельни в Тюмени представлен в Тобольское губернское управление для утверждения в 1911 году. В июне того же года подписан главным архитектором Борисом Шокальским. Закладка синагоги проходила в торжественной обстановке в присутствии городского головы, членов управы. Всем присутствующим раздали кирпичи для закладки их в фундамент здания.
26 августа 1912 года состоялось открытие синагоги, которое тоже отличалось большой торжественностью. Вот как описывалось это событие в газете «Сибирский листок»: «После кратких молитвословий почетные члены еврейской общины во главе с кантором и раввином, взяв свитки, при пении псалмов двинулись в новое помещение синагоги. Впереди процессии шли дети с зажженными свечами, еврейские женщины усыпали путь святых свитков цветами…»
Затем Андрей Текутьев, будучи уже бывшим городским головой, но «оказавший много услуг при постройке синагоги, сделал честь еврейскому обществу, разрезав ленту у входной двери».
Наступает 1930 год. Синагогу закрывают, предъявив стандартный набор обвинений. Ценности изъяли. Лишь благодаря усилиям Павла Россомахина, директора музея, кое-что оказалось в его фондах и сохранилось до наших дней. Потом началась черная полоса в биографии этого культового учреждения. В разные годы в здании размещались общежитие, музыкальная школа, ряд других организаций. Шли годы, со временем оно пришло в негодность: не стало перекрытий, крыши, утрачен водосток, разобраны внутренние стены, подвал оказался завален тоннами мусора. Нашли там приют бомжи…
И только в 1993 году здание (если его можно так назвать) усилиями руководства общины было возвращено прихожанам для использования по первоначальному назначению. А какие огромные средства пришлось изыскивать на его восстановление!
В этом приняли участие Российский еврейский комитет «Джойнт», администрации Тюменской области, города Тюмени, Ямало-Ненецкого автономного округа. Добровольно взвалил на себя тяжелую ношу по организации восстановительных работ синагоги Рафаэль Гольдберг – главный редактор «Тюменского курьера», в ту пору – председатель еврейской общины «Мадрегот» («Ступени»).
В Тобольском архиве нашли чертежи, по которым возобновили утраченный шедевр зодчества. Рабочие вручную наждачной бумагой счищали с кирпичей оставшуюся известь и краски, а потом кисточкой красили каждый(!) кирпич. По спецзаказу была сделана мебель для молельного зала. Только гидрозащита цокольного этажа обошлась в миллион рублей. Работы еще не были завершены, а в 1995 году прошла первая служба. Люди стояли на огромной куче мусора под сильным дождем.
Торжественное открытие синагоги состоялось в январе 2002 года. На нем присутствовал и главный раввин России Адольф Шаевич.
Центр национальной истории и культуры. Именно так можно сегодня сказать о синагоге. Здесь находятся религиозная организация «Мадрегот», национально-культурная автономия «Авив», благотворительная организация, молодежный центр и детская воскресная школа с преподаванием иврита, ИЗО, танцев (мастер-класс), с изучением истории и традиций, библио-
тека и другое. Словом, вся деятельность вместилась в формулу: молимся, учимся, помогаем, празднуем.
Сохранить историю
Это лишь некоторые страницы прошлой истории еврейской диаспоры Тюмени. Много белых пятен, неизвестных дотоле, остается, как говорится, за кадром. И очень хотелось, чтобы тюменцы, особенно старожилы, внимательно изучили свои домашние архивы и помогли восстановить интереснейшие факты из жизни общины.
Например, был в свое время в Тюмени замечательный мастер Иосиф Шустер, имевший фотоателье и два электротеатра: «Модерн» и «Весь мир». Некоторые его работы демонстрировал во время круглого стола Игорь Варкин. Наряду с портретами, фотографиями зданий – первые парады советской милиции, что вызвало удивление. Уверена, во многих семьях сохранились снимки, сделанные именно им. Вполне возможно, поступало предложение создать выставку-галерею произведений фотомастера, показав быт старой, но такой близкой нам Тюмени и этим самым воссоздав ее историю.
Не менее интересными будут мемуары-воспоминания, касающиеся современной истории Тюменского региона, в которой принимали и принимают непосредственное участие выдающиеся представители этой национальности. Думаю, что найдут поле деятельности и скажут свое слово ученые, проводящие на должном научном уровне исследования истории евреев в регионе.