Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Книга о «сыне небес»

Слушать новость
Книга о «сыне небес». .

«Поэт – это не обыкновенный смертный человек, который сочиняет на заданную тему, а сын небес, на котором ярко горит печать священного помазания и который никогда не даст вам ответа на вопрос, как он творит», – сказал некогда в своем публичном выступлении Петр Ершов.

Эта цитата из книги «Петр Павлович Ершов: архивные находки и библиографические разыскания» кандидата филологических наук, доцента кафедры литературы Ишимского пединститута имени Ершова, почетного гражданина города Татьяны Савченковой. На презентации, состоявшейся в начале ноября в Ишиме, автор рассказала о творческих и жизненных перипетиях, сопутствующих рождению раритетного «бриллианта».

Труд вышел скромным тиражом – всего 300 экземпляров, издан в филиале Ишимской типографии Тюменского издательского дома. Книга ручного переплета с золотым тиснением. Не случайно выбран цвет обложки – это любимый «цвет полей»  Петра Павловича, о чем поэт настойчиво повторял в стихотворении «Зеленый цвет». Гарцует на обложечном поле сказочный Конек-Горбунок в графическом исполнении Рудольфа Симанова. Верстку, оформление и фоторепродукции профессионально выполнил ведущий специалист культурного центра Ершова Геннадий Крамор.

Ершовской темой автор книги заболела еще  в восьмидесятых, когда в Ишим приехал питерский профессор, доктор филологических наук Виталий Кодухов. Под ершовским знаменем он объединил интеллигенцию не только города, но  и всей страны, организовав на базе Ишимского пединститута первую Всероссийскую научно-практическую конференцию «Ершов – писатель и педагог», добился присвоения нашей «кузнице учительских кадров» имени поэта. С тех пор Татьяна Павловна активно и плодотворно работает в архивах, разыскивая любое упоминание о Ершове и изучая культуру того времени. Начала, разумеется, с Тобольского, затем география архивов расширилась Омским, Томским, Курганским, Санкт-Петербургским.

В городе на Неве в рукописном отделе Российской национальной библиотеки Татьяна Савченкова разыскала и явила современникам забытый портрет писателя, выполненный маслом итальянским художником Николаем Маджи. Дело в том, что все издания сказки «Конек-Горбунок» второй половины XІX века выходили именно с этим изображением писателя.

Портрет создан художником в Ишиме, где он преподавал в уездном училище, а Ершов частенько бывал по должностным инспекторским обязанностям. Ишимский ершововед основательно изучила уникальную биографию художника и познакомилась с его
праправнучкой, живущей в Италии. Копия  портрета украсила одну из экспозиций культурного центра Ершова в Ишиме.

Не единожды его видели и в изданиях краеведческого альманаха «Коркина слобода», за редактирование восьми номеров которого отвечала автор книги. Ершовской иконографии посвящена одна из глав исследования.

Держать руку на пульсе литературных открытий Татьяны Павловны необычайно интересно. При встрече тет-а-тет или  в публичном выступлении она щедро делится находками и размышлениями. Про Ершова рассказывает увлеченно, горячо, откровенно ему симпатизируя. В книге же безапелляционно сметает искаженное представление о «неавторстве» создателя сказки в главе «Конек-Горбунок» в кривом зеркале «сенсационного литературоведения».

Со сторонниками пушкинского авторства «Конька-Горбунка» Татьяна Савченкова вступила в полемику еще до рождения книги на страницах журнала «Литературная учеба». Заручилась при этом серьезной поддержкой пушкинистов: редактора научной литературы Института русской литературы Российской академии наук Дины Климовой и автора пятитомной «Летописи жизни и творчества Пушкина» Надежды Тарховой. Дина Михайловна выступила рецензентом монографии о Ершове, а Надежда Александровна поздравила с изданием книги, с уверенностью заявив: «Ваша книга о Ершове должна прервать сплетение лжи».

Примечательно, что «Литературная газета» не обошла вниманием рождение столь уникальной книги: «Об этом замечательном
писателе в последнее время регулярно вспоминают в связи с участившимися спорами об авторстве «Конька-Горбунка». Собственно, и споры-то эти возникают из-за того, что слишком мало мы знаем о самом Ершове, о его творческом пути и месте в отечественной словесности XІX века. Объемная монография Савченковой посвящена жизни и творчеству писателя, «белым пятнам» в его биографии и основывается на новооткрытых архивных материалах и документах».

Из-за небольшого тиража читатели смогут познакомиться только с интернет-версией монографии. Цель написания книги, по словам автора, «увидеть создателя всемирно известной сказки без хрестоматийного глянца и идеологической ретуши, почувствовать все обаяние этой личности и ту основную ее черту, для которой историком русской поэзии XІX века Зверевым было найдено удачное слово – добросердечие».

«Поэт – это не обыкновенный смертный человек, который сочиняет на заданную тему, а сын небес, на котором ярко горит печать священного помазания и который никогда не даст вам ответа на вопрос, как он творит», – сказал некогда в своем публичном выступлении Петр Ершов.

Эта цитата из книги «Петр Павлович Ершов: архивные находки и библиографические разыскания» кандидата филологических наук, доцента кафедры литературы Ишимского пединститута имени Ершова, почетного гражданина города Татьяны Савченковой. На презентации, состоявшейся в начале ноября в Ишиме, автор рассказала о творческих и жизненных перипетиях, сопутствующих рождению раритетного «бриллианта».

Труд вышел скромным тиражом – всего 300 экземпляров, издан в филиале Ишимской типографии Тюменского издательского дома. Книга ручного переплета с золотым тиснением. Не случайно выбран цвет обложки – это любимый «цвет полей»  Петра Павловича, о чем поэт настойчиво повторял в стихотворении «Зеленый цвет». Гарцует на обложечном поле сказочный Конек-Горбунок в графическом исполнении Рудольфа Симанова. Верстку, оформление и фоторепродукции профессионально выполнил ведущий специалист культурного центра Ершова Геннадий Крамор.

Ершовской темой автор книги заболела еще  в восьмидесятых, когда в Ишим приехал питерский профессор, доктор филологических наук Виталий Кодухов. Под ершовским знаменем он объединил интеллигенцию не только города, но  и всей страны, организовав на базе Ишимского пединститута первую Всероссийскую научно-практическую конференцию «Ершов – писатель и педагог», добился присвоения нашей «кузнице учительских кадров» имени поэта. С тех пор Татьяна Павловна активно и плодотворно работает в архивах, разыскивая любое упоминание о Ершове и изучая культуру того времени. Начала, разумеется, с Тобольского, затем география архивов расширилась Омским, Томским, Курганским, Санкт-Петербургским.

В городе на Неве в рукописном отделе Российской национальной библиотеки Татьяна Савченкова разыскала и явила современникам забытый портрет писателя, выполненный маслом итальянским художником Николаем Маджи. Дело в том, что все издания сказки «Конек-Горбунок» второй половины XІX века выходили именно с этим изображением писателя.

Портрет создан художником в Ишиме, где он преподавал в уездном училище, а Ершов частенько бывал по должностным инспекторским обязанностям. Ишимский ершововед основательно изучила уникальную биографию художника и познакомилась с его
праправнучкой, живущей в Италии. Копия  портрета украсила одну из экспозиций культурного центра Ершова в Ишиме.

Не единожды его видели и в изданиях краеведческого альманаха «Коркина слобода», за редактирование восьми номеров которого отвечала автор книги. Ершовской иконографии посвящена одна из глав исследования.

Держать руку на пульсе литературных открытий Татьяны Павловны необычайно интересно. При встрече тет-а-тет или  в публичном выступлении она щедро делится находками и размышлениями. Про Ершова рассказывает увлеченно, горячо, откровенно ему симпатизируя. В книге же безапелляционно сметает искаженное представление о «неавторстве» создателя сказки в главе «Конек-Горбунок» в кривом зеркале «сенсационного литературоведения».

Со сторонниками пушкинского авторства «Конька-Горбунка» Татьяна Савченкова вступила в полемику еще до рождения книги на страницах журнала «Литературная учеба». Заручилась при этом серьезной поддержкой пушкинистов: редактора научной литературы Института русской литературы Российской академии наук Дины Климовой и автора пятитомной «Летописи жизни и творчества Пушкина» Надежды Тарховой. Дина Михайловна выступила рецензентом монографии о Ершове, а Надежда Александровна поздравила с изданием книги, с уверенностью заявив: «Ваша книга о Ершове должна прервать сплетение лжи».

Примечательно, что «Литературная газета» не обошла вниманием рождение столь уникальной книги: «Об этом замечательном
писателе в последнее время регулярно вспоминают в связи с участившимися спорами об авторстве «Конька-Горбунка». Собственно, и споры-то эти возникают из-за того, что слишком мало мы знаем о самом Ершове, о его творческом пути и месте в отечественной словесности XІX века. Объемная монография Савченковой посвящена жизни и творчеству писателя, «белым пятнам» в его биографии и основывается на новооткрытых архивных материалах и документах».

Из-за небольшого тиража читатели смогут познакомиться только с интернет-версией монографии. Цель написания книги, по словам автора, «увидеть создателя всемирно известной сказки без хрестоматийного глянца и идеологической ретуши, почувствовать все обаяние этой личности и ту основную ее черту, для которой историком русской поэзии XІX века Зверевым было найдено удачное слово – добросердечие».



Тюменский театр кукол отправляется на Ямал

20 ноября

Барабанщик Макс Минор развивает ударное искусство в Тюмени

20 ноября