«Встречь солнцу»
Издательская деятельность фонда «Возрождение Тобольска» по вопросам краеведения Cибири
Краеведение – один из краеугольных камней «познания России», говорил Дмитрий Иванович Менделеев. Споры, возникавшие на протяжении всего XX века по поводу этого исключительно русского понятия и явления, не утихают и ныне. Суть споров ясна. Оппоненты пытаются заглушить то, что называется патриотизмом, составной частью которого является краеведение, или (что мне ближе) родиноведение. Могут ли спокойно относиться к проявлениям народного интереса и любви к прошлому Отечества представители набирающей силу тенденции космополитизма? Видимо, считающие, что понятие «провинция» произошло от слова «провинность»? Никогда!
Фонд «Возрождение Тобольска»
Краеведение – всегда краелюбие. Историк и краевед Сигурд Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле… Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие». Добавлю от себя: в этом-то и главный смысл всех книг альманаха «Тобольск и вся Сибирь», издаваемого фондом «Возрождение Тобольска» с 2003 года.
Первый в истории отечественного книгопечатания монументальный проект Всесибирского историко-культурного, литературно-краеведческого, научно-художественного издания – альманах «Тобольск и вся Сибирь», посвященный великой исторической эпопее освоения и преобразования гигантского региона Евразийского континента, простирающегося от Уральских гор до берегов Тихого океана и от Северного Ледовитого океана до монгольских степей и Китая, уже насчитывает 14 выпусков. Вышли из печати номера, посвященные Тобольску, Сургуту, Томску, Тюмени, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, Омску, Красноярску, Иркутску, Камчатке, Барнаулу, Нарыму. Издан тематический номер к 300-летию учреждения Сибирской губернии. Назову также «Югру» и «Лукоморье». Буквально на днях вышла книга альманаха, посвященная Сибирскому казачьему войску.
Главным редактором первых десяти книг стал замечательный писатель, секретарь правления Союза писателей России Юрий Михайлович Лощиц. В настоящее время таковым является член Союза писателей России Юрий Петрович Перминов (г. Омск).
Идея создания всесибирского альманаха созрела в недрах широко известного альманаха «Памятники Отечества». То, что делала его редакция, замечательно, но номера альманаха были посвящены в основном европейской части России. Поэтому я решил сделать выпуск о Тобольске в популярной краеведческой серии «Вся Россия» этого альманаха. В 2002 году вышел двухтомник «Первая столица Сибири» и «Тобольская антология». После этого появилась идея -- а не замахнуться ли на нечто, подобное «Памятникам Отечества», но уже конкретно о Сибири. Тогда-то меня познакомили с Юрием Лощицем – именно ради проекта. Мы сразу поняли друг друга, Юрий Михайлович ухватился за идею, поскольку и сам имеет прямое отношение к Сибири. А главным художником стал Александр Быков.
«Тобольск и вся Сибирь»: начало
Первая книга альманаха, посвященная Тобольску, ключевая в нашей работе. Она определила построение и художественное оформление последующих выпусков, задала тональность общему повествованию. Красноречивы названия разделов альманаха: «Напутственное», «Сибирский изборник», «Трибуна», «Путевые записки», «Ученый совет», «Галерея», «Малый эпос», «Как это было», «Вернисаж», «Письма», «Гипотезы. Наблюдения», «Святая Русь», «Малый эпос».
Название альманаха «Тобольск и вся Сибирь» знаменательно, ибо Тобольск, единственный из сибирских городов, не только назывался (пусть и неофициально) столицей, но и являлся таковым первое время. Когда наш фонд приступил к изданию альманаха, нигде: по всему пространству от Урала до Тихого океана – не возникло сомнений или вопросов, почему именно Тобольск, а не Тюмень первый за Уралом русский город, предположим. Тобольск среди восьмерки больших сибирских городов выглядит этаким Коньком-Горбунком, который очень удобен для того, чтобы совершать достаточно длительные путешествия по пространствам Сибири. К тому же Тобольск в последнее время, особенно после посещения его Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, который сказал, что Тобольск является, по сути, третьей духовной столицей России после Москвы и Петербурга, снова набирает вес.
Тобольск – это и место, где провел часть своей сибирской ссылки Аввакум, где многие годы жил Юрий Крижанич, это родина Петра Ершова с его «Коньком-Горбунком», родина Менделеева, композитора Алябьева, в общем, немало городов, в которых можно найти связанные с ними великие имена, но в Тобольске это достаточно емко сконцентрировано. Первый сибирский журнал издавался в Тобольске, здесь основан первый музей – таких первых культурных начинаний Сибири было в нашем городе немало.
Название «Тобольск и вся Сибирь» утвердил выдающийся писатель современности Валентин Распутин. И в этом было возрождение и возвращение ко всему тому, что, по большому счету, никогда не менялось в отношении к Тобольску, всей Сибири. Сибири, в которой, как было осознано при работе над очередными изданиями нашего альманаха, чего нет, так это провинции в традиционном ее снисходительном восприятии как окраины, захолустья… Здесь везде свой центр: в тайге ли, в тундре. Уникальный, неповторимый. И еще, как говорил Дмитрий Менделеев: «Человек опытный всегда отличит сибиряка». Именно по его отнюдь не окраинному чувству человеческого достоинства, пониманию своего места и значения. В жизни, в её времени и пространстве, рядом с другим таким же сибирским человеком. И не сибирским. Из какой угодно не близкой столицы. С общением на равных. Не подавляя и не подстраиваясь. Когда каждый человек становится отдельным особенным центром. Со своим домом, селом, городом…
Во вступительном слове к первому номеру альманаха Валентин Распутин говорил, что Сибирь сегодня далеко не та, какой была в Петровскую эпоху при князе Гагарине, ее роль в государстве Российском стократно усилилась. Но изучена и обследована сегодня Сибирь так, что о месторождениях золота и алмазов, нефти и газа мы знаем значительно больше, чем о «месторождениях» великих людей и великих духовных и нравственных подвигов, о старых городах и добрых традициях. Далее Валентин Григорьевич указал на то, что в этом смысле Сибирь сегодня представляет удельные княжества. Поэтому одна из главных задач нашего издания – воссоединение исторического и культурного пространства Сибири. На самом деле, куда ни приедешь – Красноярск, Омск, Томск, Новосибирск, Тюмень – все живут сами по себе, каждый город считает себя столицей. Забыли историю… Постепенно тихий и раздумчивый поначалу голос писателя наполняется страстью: «Доколе же будет продолжаться, что мы, земляки, дети одного края, с гордостью и любовью носящие имя сибиряка, уткнувшись в удельные свои заботы, не сойдемся в общем радетельстве о своей земле, как это было в последние десятилетия XIX века, когда народившееся культурное сибирское общество чрезвычайно деятельно и плодотворно принялось за духовное преображение края…»
Сибирская губерния
Знаковой книгой альманаха стал том, посвященный 300-летию учреждения Сибирской губернии, который во многом дополнил предыдущие выпуски. Эта книга ведет нас по двум дорогам. Первая – государева. В Указе Петра I от 18 декабря 1708 года названы девятнадцать зауральских городов – от Тобольска до Якутска и одиннадцать «поморских» – от Вятки до Соликамска, тоже отнесённых к Сибирской губернии. Вторая дорога легла к легендарному Беловодью, где по свидетельству «самовидца инока Марка», якобы побывавшего там, «татьбы и воровства и прочих противных закону не бывает; светского суда не имеют; управляют народы и всех людей народные власти». Словом, царство мира, порядка, справедливости и богатства. «Бог наполняет сие место».
Писатель Александр Родионов расшифровывает «путешественник», то есть маршрут инока Марка из Москвы в некое Опоньское государство, на пути к которому находится Беловодье, так: «Выбернум деревня» – это Барнаул, «Избенск» – это Бийск, «деревня Умоменская» – это Уймон, что стоит на Катуни под овеянной легендами всех народов горой Белухой».
Однако, если вспомнить, что народная мечта о справедливом Беловодье, лежащем где-то за Камнем, связана не только с Алтаем, но и со всем Зауральем, то станет ясно, что эта земля и есть Сибирь.
Материалы этой книги альманаха удачно дополняют и расширяют панораму Сибири, созданную предшествующими выпусками, связывают её города и регионы новыми именами, событиями и художественными нитями. О судьбе знамени Ермака рассказывает омский историк Владимир Шулдяков. Профессор НГУ Александр Бронников возвращает нас к истории освоения Зауралья от Тобольска до Якутска. По историческим ступеням Тобольского кремля ведет музейный работник из Ханты-Мансийска Надежда Сухорукова. По Тобольскому Завальному мемориальному кладбищу – Анастасия и Марина Софроновы, студентка исторического факультета и кандидат искусствоведения. Творческие работы представили московские фотохудожники Ирина Стин и Анатолий Фирсов. Своё обращение к читателям под названием «Душа России» они заканчивают вопросом: «Кто-то сказал: «Русским хорошо, потому что они живут в истории и природе». Не повернуть ли нам туда?». Да и многие другие публикации альманаха, такие разные и такие взаимосвязанные, отличаются от многих современных изданий тем, что «живут в истории и природе», сохраняя национальные традицию и культуру, чистый язык и полнокровный художественный образ.
Итоги и планы
К концу 2011 года выйдет пятнадцатый номер альманаха, а до этого были «Нарым», «Камчатка», «Барнаул», «Сибирское казачье войско», в перспективе – «Русская Америка», «Новокузнецк», «Бийск, «Тара», «Горный Алтай», «Енисейск», «Ялуторовск», «Ишим», «Байкал», «Чукотка», «Новосибирск», «Якутск», «Колымский край»… Так что объединение совершается. И здесь вновь вспомню слова Валентина Григорьевича: «Это не что иное, как объединение расшатанной Сибири в один родственный и духовный узел. Как сибирское купечество в 1887 году пришло на помощь отставленному от прежней могущественной службы и теряющему свое звучание Тобольску, так теперь воспрявший духом Тобольск взялся собирать сибирские земли в одно историческое Отечество».
Работаем мы и по так называемым тематическим номерам. Например, номер по сибирскому казачеству «выстрелил» благодаря омскому историку Владимиру Шулдякову. Для меня это была неожиданная тема, но я сразу понял, что номер может стать украшением всей серии. В планах сделать номера по сибирским рекам, и стараниями Юрия Перминова и Сергея Филатова (Бийск) уже составлена книга альманаха, посвященная Оби. Началась работа над книгой, посвященной Транссибу. Ну и, кончено, мы не могли не обойти своим вниманием великую дату – 70-летие разгрома под Москвой гитлеровских полчищ, в котором решающую роль сыграли сибирские соединения: из печати выходит (впервые) двухтомник альманаха по этой теме – «Сибиряки в битве за Москву», составленный его главным редактором Ю. П. Перминовым при участии Ю. В. Трофимова из Омска и С. В. Филатова из Бийска (замечу, что книги альманаха печатаются итальянской фирмой «График» в городе Верона).
Таким образом, как писал Валентин Курбатов о нашем альманахе, у нас складывается определенная культурно-историческая, родиноведческая энциклопедия. Эти книги возрождают историческую память сибиряков, воспитывают в поколении ныне живущих ответственность за сбережение огромного культурного наследия, доставшегося современникам от славных предков.
Альманах не только «собирает сибирские земли в одно историческое Отечество» -- вокруг него объединятся люди государственного склада ума, учёные, писатели, художники, предприниматели…
Слава Богу, нашлись в Сибири люди, понимающие обидную ситуацию, суть которой проста и очевидна – мы, сибиряки, плохо знаем друг друга, а это сигнал к тому, что утрачивается сознание единородства на одной земле. Те, кто поддерживает издание альманаха, понимают, что с выходом каждого тома происходит срастание разрываемого пространства Сибири и совершается срастание времен ее исторического бытия. Кстати, собираясь переиздавать «Сибирскую летопись», я подумал о том, что в предисловии следует обязательно отметить, что первый тираж ее в конце XIX века был издан на средства купца Андрея Зоста из Санкт-Петербурга. Чем занимался этот купец, неизвестно, но литературный памятник сохранил имя мецената в веках. Это начинают понимать и наши современники.
Трудно упрекнуть сибиряка в пластичности позвоночника – не больно-то он горазд кланяться. Сибиряка поклониться может заставить только чувство братско-единоземельной отзывчивости, так что не устаю приносить свой благодарно-искренний поклон тем землякам, для которых слова: «Сибирь – судьба едина» не пустой звук.
Главное – вокруг альманах происходит объединение сибирской интеллигенции, на которую мы, русские предприниматели, опираемся. Более пятисот авторов(!): писатели, художники, реставраторы, этнографы, историки, фотографы, искусствоведы, экономисты, представители органов государственной власти. Именно Сибирь богата на интеллигентов. Еду в Новокузнецк – там меня два дня водят по музеям, запасникам умнейшие, образованнейшие люди, кровно чувствующие и любящие родину; еду в Петропавловск-Камчатский -- меня приглашают на встречу с местными прозаиками, поэтами, и мы несколько часов общаемся, не уставая. Еду в Нарым – Богом забытое место – и возвращаюсь с совершенно сказочными впечатлениями. А как там люди чтят свой поселок, его историю, как оберегают родовое корни!
Работать на будущее
Альманах работает и на будущие поколения. Как сказал Валентин Курбатов, «уже и остановиться нельзя, пока не обнимет живая история весь край сибирский, пока не утолит и нашего голода». Мы должны соответствовать своей Сибири. Тянуться, порой и на сверхусилиях. Работать на возрождение и возрастание. В Тобольске и всей Сибири. И всей России. В любом доставшемся для жизни месте.
Географически и содержательно альманах движется с Запада на Восток, от Уральского хребта до Берингова пролива, Камчатки, Владивостока – «встречь солнцу», как в разные века шли первопроходцы Сибири…
Краеведение изначально в изучении отечественной истории. И было бы непростительно не посвятить часть доклада одной из ярких судеб Тобольска – автору «Хорографической…», «Служебной…», «Чертежной книги Сибири» и других фундаментальных трудов, просветителю, географу, архитектору и писателю в одном лице, тобольскому казаку, удостоенному чина сына боярского, Семену Ремезову. Известно, что первые записанные предания и летописи были посвящены преимущественно явлениям местной истории. Сведения локальных источников позднее позволили историкам представить широкую картину русской жизни. С середины XVIII века исторические обобщения В. Н. Татищева, князя Щербатова соседствовали с сочинениями по «местнографии». В начале XIX столетия грандиозный труд Карамзина «История государства Российского» уже основывался на обширной документальной базе, в том числе на исторических документах «Вивлиофики», издаваемых учеными кружка Новикова, и исследованиях регионального уровня, таких как работа Е. А. Болховитинова (будущего митрополита Киевского Евгения), описывающая историю Воронежского края.
Но первым среди этих выдающихся имен назову все-таки Семена Ульяновича, чьи труды смело можно считать общенациональными, учитывая значение Сибири для России. Первый труд Семена Ремезова «История Сибирская» – несомненно, центральное произведение его творческой биографии, созданное в результате увлеченного изучения сибирских летописей, собирания русских и татарских легенд, преданий и сказаний… В 1699 – 1701 гг. Ремезовым была составлена всемирно известная «Чертежная книга» – ценнейший историко-географический памятник, фактически возвращенный отечественной истории фондом «Возрождение Тобольска». Уникальный атлас, содержащий «городовые» чертежи 18 сибирских городов… Равно как «Служебная чертежная книга», работа над которой растянулась до 1730 года.
А сегодня имею честь представить еще один, реализованный фондом «Возрождение Тобольска» проект – переизданный первый русский атлас Сибири, составленный Ремезовым – «Хорографическую чертежную книгу», которая стала поворотным пунктом в истории развития русской географии и положила начало новому периоду ее развития.
Заключение
…Понимать и уважать прошлое – долг и обязанность нынешнего поколения сибиряков, потомков старожилов и переселенцев XVII – XX веков. Очевидно, что многие беды последнего времени происходили вследствие забвения исконных традиций, поругания исторических святынь, определенных, пусть и консервативных устоев жизни, безоглядной тяги к ценностям и религиозным учениям Запада.
Все мы – дети Родины, все – единое целое с теми, кто был прежде в глубине времен, кто живет ныне, и с теми, кто грядет еще только в мир. Родиноведение – в первичной основе и культуры и мироощущения человека, хотя большинство людей этого не осознают и, как правило, об этом не задумываются. Ощущение связи времен, уважение к памяти предков являются показателем нравственности человека.
«История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество». Осмыслить сказанное Николаем Карамзиным под силу любому современнику.
Аркадий ЕЛФИМОВ, председатель общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» (Из выступления на Всероссийской научно-практической конференции «Краеведение как феномен провинциальной культуры», г. Омск)