Смыслы жизни в эпоху глобализации
17 ноября – Международный день философии
Когда речь заходит о философии, первыми перед внутренним взором всплывают мраморные бюсты древних мыслителей, после память отдает дань русским космистам. А что сегодня? Об этом беседую с заведующей кафедрой философии ТюмГНГУ, доктором философии, профессором Любовью Шабатурой.
В этом году учебное пособие, разработанное ею в соавторстве с Надеждой Исаченко и Аркадием Захаровым, стало лауреатом всероссийского конкурса в Сочи. Авторы пошли дальше: на основании пособия создали тренажер, с помощью которого любой желающий на сайте ТюмГНГУ может совершенно бесплатно подготовиться к экзамену в аспирантуру, а в режиме игры проверить свои философские познания.
– Любовь Николаевна, философия способна предвосхитить развитие общества или только обобщает, делает выводы?
– Философия – уникальный феномен, это интеллектуальный ресурс, который, к сожалению, не используется обществом сполна, особенно сегодня, когда сознание и мышление настигают глобализационные процессы. Это феномен культуры, в частности, духовной, которой нам подчас так не хватает. Культурологическую, мировоззренческую функции философии никто не отменял. Поиском смыслов жизни человек занимался всегда.
– Но ведь у каждого, как правило, свой смысл жизни.
– Совершенно верно, более того, на разных этапах жизни смыслы могут меняться. Или человек всю жизнь идет к какой-то определенной цели. В наши дни товарно-денежные отношения накладывают отпечаток: чем более они развиты, тем менее, на мой взгляд, духовным становится человек. Потому что меняются ценностные координаты культуры.
– Старшее поколение нередко кивает на молодежь в плане бездуховности. Согласитесь?
– Да, порой можно слышать высказывания о том, что молодежь становится более прагматичной. Но, думаю, это поверхностное суждение, и если, не дай бог, что-то случится, молодежь откликнется первой. Если же говорить о культуре речи, мышления, скажем, абитуриентов, приходится констатировать, что с вводом информационных технологий молодые ребята, причем повсеместно, стали меньше читать, им сложнее выражать мысли. Но за время обучения в вузе добирают: аспиранты уже более самостоятельны в мышлении. Конечно, у последних времени на учебу побольше. Если только не переходят в соискатели в связи с поступлением на работу: обзаводятся семьями, а стипендия невелика. В Израиле, к примеру, аспирантская стипендия – 1000 долларов, на нее можно прожить.
– Но, может, хороший философ, по аналогии с художником, – голодный философ?
– В наши дни вряд ли. Но и обогащение – не тот путь, по которому стоит идти. Молодежная мысль сама по себе живая, пульсирует, формулируется много интересных идей, в частности, по педагогике. У нас в гостях был профессор Бар-Иланского и Иерусалимского университетов Михаэль Шнейдер, ему очень понравились наши ребята, заинтересовали идеи студентов и аспирантов в стиле «фэнтези» – экономические, психологические, социальные, потому что он сам ими занимается.
Ему понравился стиль мышления, глубина проникновения наших ребят в идею, он даже предложил организовать совместную академическую школу по еврейской философии, в том числе по данным направлениям, пока, правда, на уровне
устных договоренностей. Это будет способствовать развитию науки и сотрудничества.
– Есть ли у вас свое представление, куда идет человечество, что ожидает нас в будущем?
– Есть, но мое представление не столь оптимистично, как у студентов. Все же глобальные проблемы накладывают определенный отпечаток на мировоззрение философов. Человек – существо разумное, но, полагаю, пока разум, душа и духовность не возобладают, человечество не поймет, куда мы идем в принципе. Пока же движемся к самоуничтожению. Судите сами: экологические проблемы усугубляются, добавляет тому развитие техники; духовность, как уже говорилось, разрушается: жажда наживы, обогащения не способствует ее росту. Хотелось бы, чтобы человечество задумалось об этом. Разработки по клонированию, другие вмешательства в природу человека порождают тревогу. Останется потомкам судить, насколько правильно мы действовали и мыслили.
Мне кажется, сегодня роль философов – донести это до сознания каждого человека, особенно до тех, у кого сконцентрирована власть. Многое уже делается для сохранения экологии, поэтому есть надежда, что удастся передать потомкам то природное естество, что есть у нас сейчас.