Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Укротитель саксофонов

Слушать новость
Укротитель саксофонов. .

Никогда или на веки вечные – это об отношениях между человеком и... джазом. Если не зацепило в первые секунды, расходитесь как в море корабли. Если коленки задрожали, голову слегка затуманило, а внутри «все сначала развернулось, а потом свернулось», вам с ним по одной захватывающей дороге. Мне, кстати, тоже по пути. И когда на сценах Тюмени снова звучит свободная от условностей музыка, хочется дышать и топтать эту землю много солнечных дней, мечтать о «продолжении мира» после декабря 2012 года много лунных ночей.

На джаз тюменцам в общем-то везет, хотя наш город – далеко не отечественная столица этого рода музыкального искусства. Довольно часто приезжают Даниил Крамер и Анд-рей Кондаков. Заглядывает и Игорь Бутман с квартетом (в нем, кроме саксофониста-руководителя, пианист Антон Баронин, контрабасист Виталий Соломонов и барабанщик Эдуард Зизак). По этому поводу наткнулась на свою же реп-лику из материала 2008 года: «И каждый раз это как пирожок с изюмом. М-м-м, вкусно!» Если вы слышали его «Вальс для Оксаны» (романтичнейшее посвящение жене), то поймете меня!

Жизнь у любимца Билла Клинтона (это про Бутмана), конечно же, бьет ключом: «джазофренические туры» по России и миру, записи дисков, участие в шоу «Звезды на льду» и «Ледниковый период», игра в хоккей – для поддержания тонуса, круг-лый юбилей в конце октября на официальной площадке страны – сцене Государственного Кремлевского дворца, а на следующий день – получение звания народного артиста. В очередной раз в Тюмени он гостил в начале этой недели: подвел итоги областного образовательного конкурса «Академия творческого успеха», дал интервью первому в городе онлайн-телевидению «Мое ТВ».

Послезавтра, 19 ноября, вместе с квартетом выступит в Киеве. Еще через день его ждет Москва (там концерт с собственным оркестром из 15 человек), еще через трое суток – Ижевск (опять оркестр и вокал от Алана Харриса).  Он везде. Его много. Пока не приелся. Пока не приторно. И хочется «сходить на разведку» в прошлое.

На кларнете, саксофоне да в коньках


Игорь Бутман родился в Ленинграде в 1961 году. В 11 лет его отдали в музыкальную школу на Невском проспекте, ездить в которую из рабочего Веселого поселка было совсем не близко. Осваивать будущая знаменитость пожелала ударные, но педагоги убедили, что «этот слух и эти пальцы предназначены для кларнета». Одновременно Бутман играл в хоккей и даже попал в юношескую сборную «СКА Ленинград».

Игорь Бутман:

– Папа был очень музыкальным человеком: играл на фортепиано и барабанах, пел, участвовал в художественной самодеятельности. Он дружил с композитором Борисом Потемкиным – автором шлягера «Наш сосед играет на кларнете и трубе». Профессиональным музыкантом в семье слыл дедушка по маминой линии. Он служил скрипачом в оркестре Мариинского театра. А бабушка по папиной линии во время войны там же пела. Потом, увлекшись религией, дедушка оставил театр и устроился регентом в церковный хор.

В 15 лет Игорь поступил в музыкальное училище имени Мусоргского по классу саксофона к блестящему педагогу Геннадию Гольштейну. Тогда же, в студенчестве,  присоединился к ансамблю Давида Голощекина и одно время работал с ним в валютном баре гостиницы «Москва». Тогда же Бутман играл в «Популярной механике» Сергея Курехина, участвовал в записях групп «Кино» и «Аквариум».

Игорь Бутман:

– Мы ездили во Дворец пионеров на подпольную студию (в то время там в обстановке строжайшей секретности записывали рок). Меня предварительно инструктировали: надо выйти на три остановки раньше, пройти дворами и при этом смотреть во все глаза – нет ли слежки. Там записали странный альбом «Подземная культура», где Гребенщиков минут пятнадцать пилит гитару, Курехин исполняет что-то непонятное на аккордеоне, а я играю на саксофоне. Обычно после записи все шли в кафе «Сайгон» пить кофе и обсуждать будущие мировые турне.

Прорвался в Штаты


Первое признание джазовыми критиками Игорь получил в 20 лет: газета «Советская молодежь» назвала его «открытием года». В конце 80-х Бутман услышал московские группы «Аллегро» и «Каданс» и решил, что непременно попадет в одну из них. До этого какое-то время выступал в оркестре Олега Лундстрема – лучшем биг-бэнде СССР. Потом после сложных комбинаций (поменял альт-саксофон на тенор) он все-таки оказался в «Аллегро» у Николая Левиновского, где играл вплоть до женитьбы на американке Айлин и переезда в Штаты.

Игорь Бутман:

– Я уезжал с одной сумкой.

В ней лежали пара трусов, пара носков, любимые бадминтонные ракетки – и все. Люди вывозили рояли, ценности, а я – носки…

На паспортном контроле долго смеялись и напоследок поинтересовались:

«А где же подарки жене?» На что я важно ответил: «Я сам подарок!..» Мы жили в Бостоне в трехэтажном доме. Когда я репетировал, то завешивал окна в комнате плотными войлочными одеялами, ко-торые хорошо поглощали звук. Самому же приходилось несладко: на улице градусов тридцать, а я в закупоренной комнате умираю от жары.

Еще в Союзе его приглашали играть гастролеры Дейв Брубек, Чик Кория, Пэт Мэтини, Гарри Бертон, Луис Беллсон, Гровер Вашингтон. Когда Бутман перебрался в Америку, они о нем не забыли, а последний так вообще организовал большую вечеринку в честь Игоря в Филадельфии. Бертон же помог поступить в The Berklee College of Musiс и получать там стипендию. Из школы «Беркли» Бутман вышел с двумя специальностями – концертный саксофонист и композитор. Карьера «залетной звезды» в Штатах развивалась стремительно. Он выступал со своей группой в ведущем джаз-клубе Бостона, играл с Джо Ловано, Арти Шеппом, Рейчел Зи, а также с квартетами Билли Тейлора, Уолтера Дэвиса и с квинтетом Монти Александра – в качестве приглашенного солиста. Успел засветиться в телепрограммах «The Today Show» и  «Good Morning America».

Домой, пора домой


В 1992 году после долгого перерыва «блудный сын», к тому времени разведенный, вернулся на Родину. Сначала была первая робкая попытка «нащупать границу» – участие в международном джазовом фестивале в Москве. Вторая попытка оказалась смелее – он познакомился с девушкой Оксаной и решил ее завоевать.

Игорь Бутман:

– Нас познакомил мой друг Сережа Мазаев. Сначала отношения не выходили за рамки дружеских. Только через три года после первой встречи сердце Оксаны наконец дрогнуло. Я пару раз позвонил ей из Америки и заранее пригласил на концерт в Москве. Специально к выступлению написал «Вальс для Оксаны». Впервые он прозвучал 30 апреля 1995 года. Помню, она поднялась на сцену с букетом, а я еще не закончил играть. Это было очень трогательно…

С обретением настоящей любви дела Игоря в столице пошли еще лучше: он родил сына Данилу, стал арт-директором джазового клуба «Le Club», на базе которого и возник знаменитый бутмановский биг-бенд. В том же знаменательном 1995-м музыканта пригласили выступить в Грановитой палате Кремля перед двумя президентами – Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном. Через пять лет его снова позвали в Кремль играть для Клинтона и Путина.

На родине Игорь Михайлович развернулся по полной программе. Прежде всего как устроитель и продюсер независимых джазовых фестивалей с участием российских и зарубежных звезд этого направления. Программы «Триумф джаза», «Карнавал джаза» (вместе с Ларисой Долиной), сенсационное выступление биг-бенда с оркестром «Lincoln Center Jazz Orchestra» под управлением Уинстона Марсалиса в Нью-Йорке. В июне 2004 года Игорь Бутман стал лауреатом Госпремии Российской Федерации в области литературы и искусства. Меньше месяца назад его одарили званием народного артиста.

В этом ли счастье звезды джаза?

Игорь Бутман:

– Мы – бойцы... Бойцы и бременские музыканты, которые бродят по свету с друзьями. Для того чтобы выдержать такой темп гастролей, надо иметь закалку и хорошую команду. С ребятами я исколесил много дорог, и самая лучшая награда за все – аплодисменты зрителей и долгожданная встреча с любимой женой и детьми после длительного турне.
Что скажете по такому случаю? Какой бы важной птицей ты ни был (по большому счету этот образ создают вездесущие СМИ), твоя главная роль не столько на сцене, сколько в семье – понимающей, верящей.

Луиза ВЕЛИКАНОВА, по материалам интернет-изданий

Никогда или на веки вечные – это об отношениях между человеком и... джазом. Если не зацепило в первые секунды, расходитесь как в море корабли. Если коленки задрожали, голову слегка затуманило, а внутри «все сначала развернулось, а потом свернулось», вам с ним по одной захватывающей дороге. Мне, кстати, тоже по пути. И когда на сценах Тюмени снова звучит свободная от условностей музыка, хочется дышать и топтать эту землю много солнечных дней, мечтать о «продолжении мира» после декабря 2012 года много лунных ночей.

На джаз тюменцам в общем-то везет, хотя наш город – далеко не отечественная столица этого рода музыкального искусства. Довольно часто приезжают Даниил Крамер и Анд-рей Кондаков. Заглядывает и Игорь Бутман с квартетом (в нем, кроме саксофониста-руководителя, пианист Антон Баронин, контрабасист Виталий Соломонов и барабанщик Эдуард Зизак). По этому поводу наткнулась на свою же реп-лику из материала 2008 года: «И каждый раз это как пирожок с изюмом. М-м-м, вкусно!» Если вы слышали его «Вальс для Оксаны» (романтичнейшее посвящение жене), то поймете меня!

Жизнь у любимца Билла Клинтона (это про Бутмана), конечно же, бьет ключом: «джазофренические туры» по России и миру, записи дисков, участие в шоу «Звезды на льду» и «Ледниковый период», игра в хоккей – для поддержания тонуса, круг-лый юбилей в конце октября на официальной площадке страны – сцене Государственного Кремлевского дворца, а на следующий день – получение звания народного артиста. В очередной раз в Тюмени он гостил в начале этой недели: подвел итоги областного образовательного конкурса «Академия творческого успеха», дал интервью первому в городе онлайн-телевидению «Мое ТВ».

Послезавтра, 19 ноября, вместе с квартетом выступит в Киеве. Еще через день его ждет Москва (там концерт с собственным оркестром из 15 человек), еще через трое суток – Ижевск (опять оркестр и вокал от Алана Харриса).  Он везде. Его много. Пока не приелся. Пока не приторно. И хочется «сходить на разведку» в прошлое.

На кларнете, саксофоне да в коньках


Игорь Бутман родился в Ленинграде в 1961 году. В 11 лет его отдали в музыкальную школу на Невском проспекте, ездить в которую из рабочего Веселого поселка было совсем не близко. Осваивать будущая знаменитость пожелала ударные, но педагоги убедили, что «этот слух и эти пальцы предназначены для кларнета». Одновременно Бутман играл в хоккей и даже попал в юношескую сборную «СКА Ленинград».

Игорь Бутман:

– Папа был очень музыкальным человеком: играл на фортепиано и барабанах, пел, участвовал в художественной самодеятельности. Он дружил с композитором Борисом Потемкиным – автором шлягера «Наш сосед играет на кларнете и трубе». Профессиональным музыкантом в семье слыл дедушка по маминой линии. Он служил скрипачом в оркестре Мариинского театра. А бабушка по папиной линии во время войны там же пела. Потом, увлекшись религией, дедушка оставил театр и устроился регентом в церковный хор.

В 15 лет Игорь поступил в музыкальное училище имени Мусоргского по классу саксофона к блестящему педагогу Геннадию Гольштейну. Тогда же, в студенчестве,  присоединился к ансамблю Давида Голощекина и одно время работал с ним в валютном баре гостиницы «Москва». Тогда же Бутман играл в «Популярной механике» Сергея Курехина, участвовал в записях групп «Кино» и «Аквариум».

Игорь Бутман:

– Мы ездили во Дворец пионеров на подпольную студию (в то время там в обстановке строжайшей секретности записывали рок). Меня предварительно инструктировали: надо выйти на три остановки раньше, пройти дворами и при этом смотреть во все глаза – нет ли слежки. Там записали странный альбом «Подземная культура», где Гребенщиков минут пятнадцать пилит гитару, Курехин исполняет что-то непонятное на аккордеоне, а я играю на саксофоне. Обычно после записи все шли в кафе «Сайгон» пить кофе и обсуждать будущие мировые турне.

Прорвался в Штаты


Первое признание джазовыми критиками Игорь получил в 20 лет: газета «Советская молодежь» назвала его «открытием года». В конце 80-х Бутман услышал московские группы «Аллегро» и «Каданс» и решил, что непременно попадет в одну из них. До этого какое-то время выступал в оркестре Олега Лундстрема – лучшем биг-бэнде СССР. Потом после сложных комбинаций (поменял альт-саксофон на тенор) он все-таки оказался в «Аллегро» у Николая Левиновского, где играл вплоть до женитьбы на американке Айлин и переезда в Штаты.

Игорь Бутман:

– Я уезжал с одной сумкой.

В ней лежали пара трусов, пара носков, любимые бадминтонные ракетки – и все. Люди вывозили рояли, ценности, а я – носки…

На паспортном контроле долго смеялись и напоследок поинтересовались:

«А где же подарки жене?» На что я важно ответил: «Я сам подарок!..» Мы жили в Бостоне в трехэтажном доме. Когда я репетировал, то завешивал окна в комнате плотными войлочными одеялами, ко-торые хорошо поглощали звук. Самому же приходилось несладко: на улице градусов тридцать, а я в закупоренной комнате умираю от жары.

Еще в Союзе его приглашали играть гастролеры Дейв Брубек, Чик Кория, Пэт Мэтини, Гарри Бертон, Луис Беллсон, Гровер Вашингтон. Когда Бутман перебрался в Америку, они о нем не забыли, а последний так вообще организовал большую вечеринку в честь Игоря в Филадельфии. Бертон же помог поступить в The Berklee College of Musiс и получать там стипендию. Из школы «Беркли» Бутман вышел с двумя специальностями – концертный саксофонист и композитор. Карьера «залетной звезды» в Штатах развивалась стремительно. Он выступал со своей группой в ведущем джаз-клубе Бостона, играл с Джо Ловано, Арти Шеппом, Рейчел Зи, а также с квартетами Билли Тейлора, Уолтера Дэвиса и с квинтетом Монти Александра – в качестве приглашенного солиста. Успел засветиться в телепрограммах «The Today Show» и  «Good Morning America».

Домой, пора домой


В 1992 году после долгого перерыва «блудный сын», к тому времени разведенный, вернулся на Родину. Сначала была первая робкая попытка «нащупать границу» – участие в международном джазовом фестивале в Москве. Вторая попытка оказалась смелее – он познакомился с девушкой Оксаной и решил ее завоевать.

Игорь Бутман:

– Нас познакомил мой друг Сережа Мазаев. Сначала отношения не выходили за рамки дружеских. Только через три года после первой встречи сердце Оксаны наконец дрогнуло. Я пару раз позвонил ей из Америки и заранее пригласил на концерт в Москве. Специально к выступлению написал «Вальс для Оксаны». Впервые он прозвучал 30 апреля 1995 года. Помню, она поднялась на сцену с букетом, а я еще не закончил играть. Это было очень трогательно…

С обретением настоящей любви дела Игоря в столице пошли еще лучше: он родил сына Данилу, стал арт-директором джазового клуба «Le Club», на базе которого и возник знаменитый бутмановский биг-бенд. В том же знаменательном 1995-м музыканта пригласили выступить в Грановитой палате Кремля перед двумя президентами – Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном. Через пять лет его снова позвали в Кремль играть для Клинтона и Путина.

На родине Игорь Михайлович развернулся по полной программе. Прежде всего как устроитель и продюсер независимых джазовых фестивалей с участием российских и зарубежных звезд этого направления. Программы «Триумф джаза», «Карнавал джаза» (вместе с Ларисой Долиной), сенсационное выступление биг-бенда с оркестром «Lincoln Center Jazz Orchestra» под управлением Уинстона Марсалиса в Нью-Йорке. В июне 2004 года Игорь Бутман стал лауреатом Госпремии Российской Федерации в области литературы и искусства. Меньше месяца назад его одарили званием народного артиста.

В этом ли счастье звезды джаза?

Игорь Бутман:

– Мы – бойцы... Бойцы и бременские музыканты, которые бродят по свету с друзьями. Для того чтобы выдержать такой темп гастролей, надо иметь закалку и хорошую команду. С ребятами я исколесил много дорог, и самая лучшая награда за все – аплодисменты зрителей и долгожданная встреча с любимой женой и детьми после длительного турне.
Что скажете по такому случаю? Какой бы важной птицей ты ни был (по большому счету этот образ создают вездесущие СМИ), твоя главная роль не столько на сцене, сколько в семье – понимающей, верящей.

Луиза ВЕЛИКАНОВА, по материалам интернет-изданий



В Тюмени впервые проходят Дни Эрмитажа

12 ноября

Синичкин день: за зиму выживут 2 из 8 птиц

12 ноября