Впереди реформы всей
От состояния здоровья выпускников школ во многом зависит их дальнейший жизненный путь. Не случайно законодательные проекты, касаемые сферы образования, в обязательном порядке рассматривают здоровьесберегающий компонент как один из обязательных для формирования личности инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В 2006 году педагоги школы № 2 города Ишима совместно со специалистами комитета по образованию и учеными педагогического института имени Ершова целенаправленно занялись укреплением здоровья ребят. Четыре года на базе учебного заведения работала городская экспериментальная площадка (ГЭП) «Проектирование и реализация модели спортивно-ориентированного физического воспитания в образовательной школе».
Сегодня педколлектив, возглавляемый почетным работником общего образования РФ Татьяной Изох, имеет солидную копилку методнаработок по здоровьесбережению обучаемых. Так что учителя во всеоружии встретили проект национальной инициативы «Наша новая школа» по направлению «Здоровье»: к этому времени они уже грамотно организовали работу кружков по спортивно-оздоровительному направлению и помогли другим школам города и области «попасть в струю» перемен.
– Когда открывали площадку, за главное взяли здоровье ребенка и его связь с качеством обучения, так как современная концепция образования и всевозможные программы модернизации говорят о единстве трех задач: воспитания, обучения и здоровьесбережения, – рассказала Татьяна Александровна. (Будучи тогда заместителем директора Александра Русакова, Татьяна Изох входила в творческую группу, разрабатывавшую программу развития школы, а с 2009-го, в самый разгар эксперимента, сама встала у руля образовательного учреждения. – прим. автора.) – Начали с того, что выстроили модель спортивно-ориентированного физического воспитания в школе и стали активно воплощать ее в жизнь. Согласно модели определили направления работы, а именно: создание здоровьесберегающей среды, организацию учебного процесса, внедрение новых педагогических технологий, организацию внеклассной работы и внеурочной деятельности учащихся, проведение мониторинга и сотрудничество с городскими спортивными учреждениями.
Разумеется, результаты экспериментальной площадки при столь активном штурмовом натиске всего педагогического коллектива не заставили себя долго ждать. О позитиве в деле свидетельствует статистика: рост качественной успеваемости, увеличение индекса здоровья детей по школе, позитивные изменения в распределении детей по группам здоровья, снижение процента детей, отнесенных к специальной медицинской группе за счет использования здоровьесберегающих технологий и создания здоровьеохранной среды в школе. Только на базе школы осуществляли работу спортивные секции по баскетболу, волейболу, боксу, теннису, туризму, мини-футболу под руководством Александра Ефремова, Бориса Залевского, Евгения Фомина, Александра Пятина, Ларисы Самсыкиной и Юрия Шутова.
Для учащихся традиционными стали школьные олимпийские игры, туристические походы, игра «Зарница», турниры по шахматам и шашкам, конкурс «Самый здоровый класс». На городских и областных соревнованиях честь школы в настоящее время защищают «звездочки»: Стас Залевский, Андрей и Евгений Пермяковы, Ольга Усова, Светлана Еремина, Иван Смирнов, Александр Уваров. Юные спортсмены держат равнение на выдающихся выпускников школы – кандидата в мастера спорта по пауэрлифтингу Игоря Шарифова, победившего в 2010 году на чемпионате Азии, и лыжницу Екатерину Пахтусову, продолжающую обучение в школе олимпийского резерва.
Любовь к спорту привила им учитель физической культуры высшей категории Лариса Самсыкина. В 2008-м она стала победителем областного конкурса учителей физической культуры, успешно защитив в Тюмени творческий проект, основанный на виртуозном применении на уроках спортивно-видовой технологии. Лариса Николаевна десять лет трудится в родной школе, являя пример активного занятия тяжелой атлетикой, рукопашным боем и парашютным спортом.
– С 2007 года школа работает по спортивно-видовой технологии, – рассказала увлеченный педагог. – Она ведется поэтапно. Ребятам начальной школы помогаем определиться в выборе того вида физических упражнений, который наиболее полно отвечает их генетическим задаткам. В основной школе в соответствии с интересом и способностями учащихся предлагаем два вида учебных программ: спортивная тренировка по избранному виду спортивной специализации и физкультурно-оздоровительная программа (то есть образовательная программа по физкультуре и дополняющие ее комплексы упражнений по Стрельниковой, Нарбекову – прим. автора). Надо отметить, подобный опыт ведения уроков физической культуры, когда класс разбит на две группы, очень понравился и прижился в школе.
А экспериментальные ноу-хау педагоги обобщили и увековечили в методических пособиях «Уроки здоровья: поиски и находки», «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения», «Порядок организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня». Лариса Самсыкина отличилась еще и в авторских методических рекомендациях «Корригирующая гимнастика для учащихся с различными заболеваниями» и «Русские народные игры».
В апреле 2011 года директор департамента по социальным вопросам администрации города Ишима Татьяна Миронова подписала приказ о закрытии городской экспериментальной площадки. Итог – к спорту и занятию физкультурой дети стали относиться с особым интересом. Спортплощадка, тренажерный и физкультурный залы не пустуют даже в выходные дни. Директор поделилась планами: объединить всех сторонников здорового образа жизни, обучающихся в школе, в спортивный клуб. Подобную форму со временем творческий коллектив школы обязательно наполнит современными методами и приемами по сбережению здоровья наших «цветов жизни».