Безопасность движения: судьи координируют практику
Злободневной оказалась тема недавней научно-практической конференции федеральных и мировых судей Тюменской области, которые обсуждали практику применения законодательства по обеспечению безопасности на транспорте.
В своем выступлении председатель Тюменского областного суда Анатолий Сушинских отметил, что, несмотря на снижение количества людей, погибших в ДТП на дорогах области, необходимо уточнить и выработать общую стратегию и скоординировать судебную практику по привлечению виновных к ответственности.
Заместитель председателя областного суда Александр Антипин в критической форме отозвался о пробелах в законодательстве. Считается ли грубым нарушением, если водитель только одним колесом выехал на встречную полосу движения? Надо ли выполнять требования давно позабытых дорожниками знаков? Будет ли нарушением пересечение сплошной линии, засыпанной неубранным снегом? Как быть водителю, если установленный знак не соответствует дорожным условиям, а разметка противоречит знакам? ГИБДД призвана помогать автомобилистам или карать за правонарушения? В административном процессе нет состязательности. Поднимался и целый ряд других актуальных вопросов.
По мнению Александра Геннадиевича, автоинспекция зациклилась на борьбе с пьянством. А ведь в правилах дорожного движения указано, что водителям запрещено управлять автомашинами не только в пьяном виде, но и «в болезненном состоянии и усталости». По этим причинам также совершаются дорожные аварии с не меньшим количеством жертв. Однако к «уставшим» водителям никто мер не принимает. Порой инспекторы некачественно составляют протоколы, а водительские документы проверяют формально.
Обращаясь к начальнику управления ГИБДД Геннадию Лоточкину, Александр Антипин сослался на множество жалоб от граждан, чьи машины без оснований (не нарушали правил движения) останавливают инспекторы. При этом нарушается регламент МВД, предписывающий инспекторам ГИБДД проверять автотранспорт только на стационарных постах полиции. Иногда объяснения понятых пишутся самим инспектором ДПС, а понятые формально ставят «закорючки».
Водители изначально поставлены в неравные условия с государственным человеком в форме. А где состязательность процесса и презумпция невинов-ности? Все это приводит к тому, что граждане массово обжалуют действия инспекции.
По словам Геннадия Лоточкина, эта критика имеет право на жизнь. Однако именно несовершенство законодательства позволяет нарушителям вольготно чувствовать себя на дорогах.
В последнее время не случалось ночи, чтобы экипажам ГИБДД не приходилось ловить пьяных водителей, для задержания которых приходится организовывать погони и даже применять табельное оружие. Штрафы водителей за нарушение ПДД с начала года составили уже более 11 миллионов рублей.
Ежегодно в России на дорогах гибнет целый город с населением в 30 тысяч человек. Если ранее большинство человеческих жизней уносили болезни, пожары и ДТП, то сейчас дорожные происшествия по количеству жертв превзошли пожары и переместились на печальное второе место.
С начала года на дорогах Тюменской области уже погибло около 200 человек. 100 из них - на встречной полосе. Увечья получили 464 человека.
По итогам конференции участники выработали действенный план совместной работы.