Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Заплетайся, рогоз, в косу крепкую

Общество, 01:07, 29 октября 2011, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
Заплетайся, рогоз, в косу крепкую. .

Мастеров, которые работают с этим природным материалом, в регионе осталось немного. Тем ценней их опыт!


Рогоз не розги. Когда вторым наказывают непослушных, из первого творят красоту неземную. Это не только лапти, в которых наши пращуры щеголяли по мосткам. Современные мастера ловко плетут корзины для лесных даров, короба и плошки для вкусностей, шляпы дамские, шапки мужские и даже сумки, с коими, по проверенным сведениям, шествуют в университеты профессора – и оригинально, и вместительно, ну  и шутки ради: это  ж сколько розог в такую сумку поместится?!

Рогоз не нитка. И вроде бы  с ним должны работать мужчины, но достается слабым созданиям мира сего. По словам Ирины Ляховой, в нашем регионе не более пяти умельцев. Все дамочки. Сама она, биолог по образованию, опыт переняла у уникального рукодельника Николая Соколова из древней столицы Западной Сибири.
– Мне просто крупно повезло! Когда Тобольск праздновал 410-й день рождения, я встретила Николая Петровича... Рогозом, кстати, тогда не шибко увлеклась. Все пришло много позже, когда мастера уже не было в живых... – делится Ирина Анатольевна.

Нашим читателям мастерица предложила познакомиться с техникой на примере шляпки в миниатюре – такая пойдет на сувенир и как подарок дочуркиной кукле.

Прежде всего, нужно заранее заготовить тот самый рогоз (его стебель – пористая трубка высотой два метра с толстым и плотным черно-бурым цилиндрическим соцветием на макушке). Лучшее время для этого – октябрь. Сушится растение целиком в темноте и прохладе. Никакого солнечного света, печей и квартирных батарей! Накануне работы «обезвоженный» рогоз нужно примерно на два часа завернуть в мокрую тряпку (лучше всего это сделать в ванне), тогда он станет эластичным и прочным. Следует сказать, что рогоз – безотходный в творчестве материал. Из мягких верхушек (будем называть их лентами) делают лапти. Из более грубой нижней части (корешок или комель), что дольше находилась в болотной воде, – подставки под горячее, настенные панно.

Для работы понадобится:

8 одинаковых корешков (дли-ной примерно по 14 сантиметров) и 4–5 верхних листьев, клеенка, емкость с теплой водой, маленькая тряпочка или губка для смачивания материала (такие вот «странности» – сначала рогоз сушим, во время работы без конца поливаем), ножницы, колодка (для кукольной шляпки подойдет колпачок от любого бутыля из-под бытовой химии) и самодельный инструмент «петелька» (сделать его просто – сгибаем пополам тонкую проволоку и фиксируем концы изолентой).

Приступаем к творчеству! Сначала из восьми корешков складываем «стойки»: разбив по парам, переплетаем их по серединке (способ «шахматка»). Вот  и готова «макушка» шляпки. Теперь начнется собственно плетение с помощью мягких верхушек рогоза (способ «веревочка»). Для этого разрезаем листья пополам – получаются аккуратные «ленты». К «веревочке» приступаем с верхнего левого угла (это первое правило!). Работаем двумя крепкими лентами (одна длинная, вторая короткая), которые одновременно оплетают «стойки» с лицевой и изнаночной стороны и между ними меняются местами. Во время плетения ленту обязательно нужно закручивать (но обязательно в одну и ту же сторону), тогда изделие станет еще более прочным. Два первых ряда – самые важные. Если сделать их так, как положено, шляпка будет держать форму. После двух рядов «стойки», если они сбились, следует подтянуть.

На третьем ряду «стойки» раскладываем веером. Вот они – все восемь корешков выглядывают. Тем же способом продолжаем оплетать все «лучи» солнышка. После шестого ряда привязываем работу к колодке (колпачку). Лучше заранее сделать на ней небольшие зазоры, за которые зацепим резинку, удерживающее изделие на пластмассе. Плетем боковинки. Их высота зависит от того, с какой тульей будет шляпа. Не забываем постоянно подтягивать
ленты.

За тульей следуют поля. Снимаем работу с колодки. Если хочется широкополую шляпу, придется надставить «стойки» (увеличить число) и снова оплетать их ряда три-четыре. Дальше обрывки ленты прячем внутрь шляпы при помощи самодельного инструмента «петельки» и ровняем ножницами края. Можно пустить по краю яркую тесьму.

Важное замечание: лента рогоза не бесконечна, рано или поздно придется ее «наращивать». Для этого заостряем ножницами тот лист, который был  в работе, и тот, который только возьмем в работу, оба заводим за «стойку», скручиваем и переплетаем. Во время наращивания не забываем подбирать ленты с учетом цвета и прочности.

Готовую шляпу сушим примерно два часа (лучше всего на газете – она хорошо впитывает влагу), ее поля лучше придавить грузом. Трудное ремесло, но захватывающее!

Мастеров, которые работают с этим природным материалом, в регионе осталось немного. Тем ценней их опыт!


Рогоз не розги. Когда вторым наказывают непослушных, из первого творят красоту неземную. Это не только лапти, в которых наши пращуры щеголяли по мосткам. Современные мастера ловко плетут корзины для лесных даров, короба и плошки для вкусностей, шляпы дамские, шапки мужские и даже сумки, с коими, по проверенным сведениям, шествуют в университеты профессора – и оригинально, и вместительно, ну  и шутки ради: это  ж сколько розог в такую сумку поместится?!

Рогоз не нитка. И вроде бы  с ним должны работать мужчины, но достается слабым созданиям мира сего. По словам Ирины Ляховой, в нашем регионе не более пяти умельцев. Все дамочки. Сама она, биолог по образованию, опыт переняла у уникального рукодельника Николая Соколова из древней столицы Западной Сибири.
– Мне просто крупно повезло! Когда Тобольск праздновал 410-й день рождения, я встретила Николая Петровича... Рогозом, кстати, тогда не шибко увлеклась. Все пришло много позже, когда мастера уже не было в живых... – делится Ирина Анатольевна.

Нашим читателям мастерица предложила познакомиться с техникой на примере шляпки в миниатюре – такая пойдет на сувенир и как подарок дочуркиной кукле.

Прежде всего, нужно заранее заготовить тот самый рогоз (его стебель – пористая трубка высотой два метра с толстым и плотным черно-бурым цилиндрическим соцветием на макушке). Лучшее время для этого – октябрь. Сушится растение целиком в темноте и прохладе. Никакого солнечного света, печей и квартирных батарей! Накануне работы «обезвоженный» рогоз нужно примерно на два часа завернуть в мокрую тряпку (лучше всего это сделать в ванне), тогда он станет эластичным и прочным. Следует сказать, что рогоз – безотходный в творчестве материал. Из мягких верхушек (будем называть их лентами) делают лапти. Из более грубой нижней части (корешок или комель), что дольше находилась в болотной воде, – подставки под горячее, настенные панно.

Для работы понадобится:

8 одинаковых корешков (дли-ной примерно по 14 сантиметров) и 4–5 верхних листьев, клеенка, емкость с теплой водой, маленькая тряпочка или губка для смачивания материала (такие вот «странности» – сначала рогоз сушим, во время работы без конца поливаем), ножницы, колодка (для кукольной шляпки подойдет колпачок от любого бутыля из-под бытовой химии) и самодельный инструмент «петелька» (сделать его просто – сгибаем пополам тонкую проволоку и фиксируем концы изолентой).

Приступаем к творчеству! Сначала из восьми корешков складываем «стойки»: разбив по парам, переплетаем их по серединке (способ «шахматка»). Вот  и готова «макушка» шляпки. Теперь начнется собственно плетение с помощью мягких верхушек рогоза (способ «веревочка»). Для этого разрезаем листья пополам – получаются аккуратные «ленты». К «веревочке» приступаем с верхнего левого угла (это первое правило!). Работаем двумя крепкими лентами (одна длинная, вторая короткая), которые одновременно оплетают «стойки» с лицевой и изнаночной стороны и между ними меняются местами. Во время плетения ленту обязательно нужно закручивать (но обязательно в одну и ту же сторону), тогда изделие станет еще более прочным. Два первых ряда – самые важные. Если сделать их так, как положено, шляпка будет держать форму. После двух рядов «стойки», если они сбились, следует подтянуть.

На третьем ряду «стойки» раскладываем веером. Вот они – все восемь корешков выглядывают. Тем же способом продолжаем оплетать все «лучи» солнышка. После шестого ряда привязываем работу к колодке (колпачку). Лучше заранее сделать на ней небольшие зазоры, за которые зацепим резинку, удерживающее изделие на пластмассе. Плетем боковинки. Их высота зависит от того, с какой тульей будет шляпа. Не забываем постоянно подтягивать
ленты.

За тульей следуют поля. Снимаем работу с колодки. Если хочется широкополую шляпу, придется надставить «стойки» (увеличить число) и снова оплетать их ряда три-четыре. Дальше обрывки ленты прячем внутрь шляпы при помощи самодельного инструмента «петельки» и ровняем ножницами края. Можно пустить по краю яркую тесьму.

Важное замечание: лента рогоза не бесконечна, рано или поздно придется ее «наращивать». Для этого заостряем ножницами тот лист, который был  в работе, и тот, который только возьмем в работу, оба заводим за «стойку», скручиваем и переплетаем. Во время наращивания не забываем подбирать ленты с учетом цвета и прочности.

Готовую шляпу сушим примерно два часа (лучше всего на газете – она хорошо впитывает влагу), ее поля лучше придавить грузом. Трудное ремесло, но захватывающее!



Тюменский агроном рассказала, как ухаживать за молодыми побегами

28 апреля

Александр Моор поделился прогнозом о пике паводка вблизи села Викулово

28 апреля