Воспитываем настойчивость!
– Мой сынишка учится во втором классе. Никак не могу приучить его делать домашнее задание днем. Под разными предлогами он оттягивает выполнение заданий до вечера, а там все еще сложнее. Посоветуйте, как быть.
Светлана, г. Тюмень
Отвечает психолог Наталья Шуваева:
– Задача родителей – формировать у детей хорошие и полезные привычки как залог гармонии в отношениях с собой и окружающими.
Не стоит удивляться тому, что домашние уроки вызывают у маленького школьника ничуть не больше энтузиазма, чем предстоящее мытье рук у ребенка-трехлетки. Однако если применительно к умыванию и другим гигиеническим навыкам родители всегда готовы настоять на своем, то когда на повестке дня стоит приготовление уроков, они очень часто идут на всевозможные уступки и поблажки.
Желание подольше погулять, пообщаться с друзьями, поиграть в компьютер, посмотреть интересную передачу воспринимается родителями как вполне обоснованная причина, чтобы отложить уроки «на потом». В результате ученик принимается за домашние задания усталый, перевозбужденный, рассеянный да вдобавок еще в ситуации «цейтнота».
Нередко родители считают возможным несколько раз прервать занятия ребенка только затем, чтобы предложить вынести мусор, послать в магазин за хлебом.
Конечно, такое отношение к домашним заданиям попросту недопустимо. Выработка привычки к их неукоснительному выполнению должна непременно сопровождаться уважительным отношением к урокам как важному и серьезному делу со стороны и взрослых, и самого ребенка.
С поступлением ребенка в школу родители должны выработать у него привычку к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков.
Какая бы ни была хорошая погода, какая бы интересная передача ни шла по телевидению, чей бы день рождения ни отмечался сегодня, какие бы хорошие гости ни нагрянули с визитом – в общем, что бы ни случилось, уроки должны быть сделаны всегда и сделаны хорошо.
Очень важно, чтобы у ребенка было постоянное место и время для приготовления уроков. Специально проведенные исследования показали, что у школьников, имеющих фиксированное время и место для занятий, к соответству-ющему часу возникает состояние особой предрасположен-ности к умственной работе.
Нужно следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался во время выполнения домашних заданий и не занимался вполсилы, бесконечно растягивая время учения. Телевизор, радио, плеер, компьютер и телефон должны быть выключены и не должны использоваться в учебное время.
Будьте постоянны и настойчивы. Развивать такие учебные навыки очень полезно, особенно до того, как дети пойдут в среднюю школу.
Наталья ШУВАЕВА, психолог