Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Думай о хорошем, включай радио

Чтобы удержать доверие

29.10.2011
01:03
Чтобы удержать доверие . None. – У моего сына, ему 13 лет, много приятелей, но нет хороших друзей. Воспитываю его одна, без мужа. Боюсь, не попал бы  в плохую компанию. Подскажите, как избежать этого.Надежда,  г. ТобольскОтвечает доктор педагогических наук, профессор ТюмГУ Наталья Малярчук: – Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на внеучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится истинно-личностное общение. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимание и приятие своих собственных переживаний и установок. Друг может помочь не только лучше понять себя, но  и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем  в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и образуются неформальные группы или компании. Их может объ-единить в группу не только взаимная симпатия, но  и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки ориентируется, поскольку одна из ведущих потребностей возраста – потребность в самоутверждении и общении со сверстниками. Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они одновременно испытывают сильное желание быть самостоятельными, в равных с ними правах. Причем существенна не столько сама по себе возможностьсамостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека. Таким образом, отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. Они могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения. Проявление родителями безразличия, отвержения, неуважения, предъявление завышенных требований, подвержение ребенка систематическим наказаниям – все это может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации. Если человек в детстве не научился доверять, ему трудно создать близкие отношения с людьми. Доверие у ребенка укреп-ляется тогда, когда его проб-лемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Подростку также важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих как «соучастник» во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что  с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так он сможет реализовать свою страсть к взрослению.

– У моего сына, ему 13 лет, много приятелей, но нет хороших друзей. Воспитываю его одна, без мужа. Боюсь, не попал бы  в плохую компанию. Подскажите, как избежать этого.
Надежда,  г. Тобольск
Отвечает доктор педагогических наук, профессор ТюмГУ Наталья Малярчук:

– Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на внеучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится истинно-личностное общение. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимание и приятие своих собственных переживаний и установок. Друг может помочь не только лучше понять себя, но  и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью.

В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем  в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и образуются неформальные группы или компании. Их может объ-единить в группу не только взаимная симпатия, но  и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени.

Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки ориентируется, поскольку одна из ведущих потребностей возраста – потребность в самоутверждении и общении со сверстниками.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они одновременно испытывают сильное желание быть самостоятельными, в равных с ними правах. Причем существенна не столько сама по себе возможность
самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Таким образом, отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. Они могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.

Проявление родителями безразличия, отвержения, неуважения, предъявление завышенных требований, подвержение ребенка систематическим наказаниям – все это может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации. Если человек в детстве не научился доверять, ему трудно создать близкие отношения с людьми.

Доверие у ребенка укреп-ляется тогда, когда его проб-лемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Подростку также важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих как «соучастник» во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что  с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так он сможет реализовать свою страсть к взрослению.

587Просмотров

Читать далее
В охотуправлении не могут сказать, как будет развиваться ситуация
Человеку любого возраста важно, чтобы его услышали
Прежде всего речь о пенсиях и ежемесячных выплатах из материнского капитала
Если ночью звезд не видно – жди потепления
Раз в три часа в них проводится санитарная обработка помещений
Привязанных собак и запертых кошек нашли за Чистым прудом
Третий день самоизоляции – коротко о самом интересном

Опрос
Соблюдаете ли вы режим самоизоляции?
Да, сидим все дни дома
Почти, выходим только в ближайший магазин
Не соблюдаем, мы ходим на работу
О самоизоляции не слышали, свободно гуляем
Нам разрешено работать, используем защитные средства
Мы вируса не боимся, поэтому не соблюдаем