Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

×
В социальных сетях
В печатной версии

Чтобы удержать доверие

29.10.2011
01:03
Чтобы удержать доверие . None. – У моего сына, ему 13 лет, много приятелей, но нет хороших друзей. Воспитываю его одна, без мужа. Боюсь, не попал бы  в плохую компанию. Подскажите, как избежать этого.Надежда,  г. ТобольскОтвечает доктор педагогических наук, профессор ТюмГУ Наталья Малярчук: – Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на внеучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится истинно-личностное общение. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимание и приятие своих собственных переживаний и установок. Друг может помочь не только лучше понять себя, но  и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем  в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и образуются неформальные группы или компании. Их может объ-единить в группу не только взаимная симпатия, но  и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки ориентируется, поскольку одна из ведущих потребностей возраста – потребность в самоутверждении и общении со сверстниками. Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они одновременно испытывают сильное желание быть самостоятельными, в равных с ними правах. Причем существенна не столько сама по себе возможностьсамостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека. Таким образом, отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. Они могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения. Проявление родителями безразличия, отвержения, неуважения, предъявление завышенных требований, подвержение ребенка систематическим наказаниям – все это может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации. Если человек в детстве не научился доверять, ему трудно создать близкие отношения с людьми. Доверие у ребенка укреп-ляется тогда, когда его проб-лемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Подростку также важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих как «соучастник» во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что  с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так он сможет реализовать свою страсть к взрослению.

– У моего сына, ему 13 лет, много приятелей, но нет хороших друзей. Воспитываю его одна, без мужа. Боюсь, не попал бы  в плохую компанию. Подскажите, как избежать этого.
Надежда,  г. Тобольск
Отвечает доктор педагогических наук, профессор ТюмГУ Наталья Малярчук:

– Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на внеучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится истинно-личностное общение. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимание и приятие своих собственных переживаний и установок. Друг может помочь не только лучше понять себя, но  и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью.

В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем  в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и образуются неформальные группы или компании. Их может объ-единить в группу не только взаимная симпатия, но  и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени.

Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки ориентируется, поскольку одна из ведущих потребностей возраста – потребность в самоутверждении и общении со сверстниками.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они одновременно испытывают сильное желание быть самостоятельными, в равных с ними правах. Причем существенна не столько сама по себе возможность
самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Таким образом, отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. Они могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.

Проявление родителями безразличия, отвержения, неуважения, предъявление завышенных требований, подвержение ребенка систематическим наказаниям – все это может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации. Если человек в детстве не научился доверять, ему трудно создать близкие отношения с людьми.

Доверие у ребенка укреп-ляется тогда, когда его проб-лемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Подростку также важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих как «соучастник» во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что  с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так он сможет реализовать свою страсть к взрослению.

568Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Конкурс прошел на базе мясокомбината «Олимп».
По народному календарю – Агафья коровница. Если погода сегодня теплая, то сильных морозов уже не будет.
На территории региона реализуется множество проектов.
По всей стране проходят акции, участником которых может стать каждый.
Лучшие примеры социальной рекламы принимают до 1 мая 2020 года.
18 февраля в 14:00 в студии «Тюменской области сегодня» начнется прямая линия с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Тюменской области Ларисой Невидайло. 
Опрос
Что, по вашему мнению, наиболее беспокоит родителей детей и подростков?
Здоровье и воспитание детей
Качество и организация процесса образования в школе
Безопасность детей на улице
Качество питания детей
Зависимость подростков от компьютерных игр
Организация летнего отдыха для семьи
Зависимость детей от гаджетов и социальных сетей
Высокая стоимость детской одежды и обуви
Ничего не беспокоит

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное