Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Он Един во многих лицах

Культура, 01:09, 26 октября 2011, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
Он Един во многих лицах. .

В начале ноября Сергей Осинцев зачеркнет в календаре (если не забудет – сто тысяч дел) цифру восемь. Ровно восемь месяцев исполнится, как он, актер Тюменского драматического театра, пересел в кресло директора на четвертом этаже нашего храма Мельпомены. Какими же заботами живет ныне тот, кто продолжает играть на сцене, продвигать собственный проект «Радио Город» и руководить театральным коллективом в 202 человека? Беседа «без галстуков» о событиях минувших дней.

Случаи во благо


– Первый большой материал о вас я написала в 2003 году. Много воды с тех пор утекло… Вижу перемены. А вы сами назовите «рейтинг перемен» Сергея Осинцева за последние восемь лет.

– Рождение дочери! Семья для меня всегда на первом месте, хотя не могу уделять ей много времени, потому что по уши в работе…
Директорское кресло, к чему, правда, никогда не стремился. Поступление в Санкт-Петер-бургскую театральную академию – тоже хорошо!

– Все еще в студентах ходите?

–Так получилось, что перевод-ная сессия с третьего на четвертый курс совпала с назначением на место директора театра, и я вынужден был ее прервать на середине… В декабре поеду закрывать. Иначе меня просто выгонят.

– Уже грозились, да?

– Правила для всех одинаковы, директор ты или не директор… Еще одно событие – «Мольер». Это не просто спектакль, а знаковая ступень в судьбе! Рад, что поработал с таким режиссером, как Саша Баргман. Надеюсь, в следующем сезоне вновь с ним пересекусь.

– Подробней о семье можно?

– Дочери Марии пятый год. Сыну Максиму – девятнадцать. Он тоже работает в театре – заведует музейной частью, а учится в Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий на музееведении. Супруга Жанна – актриса.

– Вы когда-то писали письмо во ВГИК… Что было бы, если бы из Голышманово в Москву вас все-таки отпустили родители?

– Все, что  с нами происходит, приводит к тем результатам, которые где-то там записаны… Стив Джобс говорил, что все случайности в его жизни как раз и повлияли на то, что он стал Стивом Джобсом, изобретшим «Apple». Хорошо, что родители не отпустили. Москва – большая мясорубка, которая перемалывает людей.

– Можно потеряться?

– Да. Там своих очень много, а приезжих вообще никто не считал… К столице у меня очень сложное отношение. Не люблю этот город. Потому учусь в Петербурге. В Питере и культурней, и душевней. Знания, которые он дает, полезны в искусстве.

– А если б в институте краевой патологии остались?

– Мне кажется, в любой области нашел бы применение. Я ведь разными делами занимался. Радио, телевидение, театр, медицина… Дворником и тем подрабатывал.

– Какие же улицы содержал в порядке будущий директор Тюменского драмтеатра?

– Давным-давно недалеко от дома работал сторожем детского сада: охранял, мел территорию, там же репетировал роли…

– Был бы главный дворник Тюмени!

– Ага, заслуженный!

Хорошо, когда некогда


– Многие говорят, что  в журналистику лучше идти из другой сферы. Мол, кое-какой жизненный опыт уже имеешь, незамыленным взглядом смотришь на мир… Пригодилось ли вам то, чем занимались раньше, когда стали актером, а актерские приемы – когда стали руководителем театра?

– На самом деле все помогает. Окончил театральное училище – стал актером. Попал на радио – научился связно говорить, писать. Там же приобрел навыки продюсерской деятельности при продвижении коллективов, организации концертов. Все это потом помогло организовать свою радиостанцию. И это же помогло встать на путь бизнеса. А там и директорство. Идеальная цепочка!

– Играть на сцене, вести бизнес, быть начальником – зачем разбрасываться?

– Мне нравится. Не люблю сидеть на месте. Отпускной период – максимум два дня. Лежать на пляже и тупо смотреть в небо – не мое.

– Кого же  в вас больше?

– Артиста. И в бизнесе, и в журналистике нужно играть.

– На афишах драмтеатра теперь новый слоган «Скоро рассвет». Что за рассвет вы обещаете зрителям и коллегам?

– У нас есть уникальное здание, есть желание и возможности, но до какого-то момента не было классных спектаклей, содержательной концепции. Пришла пора меняться! Фраза «Скоро рассвет» появилась взамен элементарной «Открытие очередного сезона». Если вы спросите о переменах артистов, то они наверняка скажут, что теперь у них нет ни секунды свободного времени. Репетиции, вводы, премьеры – работы настолько много... что даже рюмку чая выпить некогда!

– Ну  и выдохнуться теперь можно гораздо быстрее...

– Артисты выдыхаются чаще, когда не заняты делом: теряется навык, пропадает желание творить, появляются обиды и злость... У творческого человека не должно быть злости. Только позитив! И потом, когда много работаешь, приобретаешь новые знания, обрастаешь новыми знакомствами.

Мы специально подбираем такие постановочные команды, чтобы актерам было интересно. Основной упор делаю на Питер, где максимальное количество талантливых режиссеров, художников, сценографов. Но есть успешные проекты и с московскими мастерами. «Олеся», например. На сегодняшний день билеты на этот спектакль проданы до конца года. Да, малый зал. Да, 200 мест. Но раньше у нас так не выходило. Хочу, чтобы подобная ситуация складывалась по всем постановкам, чтобы на кассе появился лист ожидания, когда люди заранее записываются на спектакль. Вот это рассвет!

Правительство ломает голову, как вытащить страну из кризиса. Народ в растерянности: какая же  у нас национальная идея? Развивайте культуру! Если человек читает хорошие книги, слушает хорошую музыку, знает историю государства, города, родной семьи, он  и на работе ответственней относится к общему делу. Не зря сейчас подбираем спектакли, рассчитанные именно на школьников. Думали, что пусто будет, а ребятишки валом валят...

Кого-то теряем, кого-то находим


– Проект «Театральный урок», о котором вы говорили на пресс-конференции в начале сезона, уже стартовал?

– Стартует после Нового года. У нас сейчас столько других проектов зависает, что не до «Урока». Надо ставить спектакли, выполнять финансовые обязательства, раскручивать поездки по югу области. Знаете, это хорошо, что не успеваем... Лучше качественно поработать в других направлениях и не разбрасываться силами.

– Что  с режиссерами? Они так и будут приезжать на время?

– Пока мы решили работать по принципу: лучше много хороших и разных режиссеров, чем один кот  в мешке. Может, кем-то театр заинтересуется, и мы сделаем предложение! А так... вдруг труппа не примет, вдруг не получится? Живой материал очень зыбкий: сегодня победа, а завтра конфликт... У театра нет права на ошибку.

– А если взять того, кого труппа знает? Ларичева, например. Он же в Тюмени…

– В Тюмени. И в январе приступит к постановке «Полета над гнездом кукушки». Уважаю и люблю Алексея Ивановича. Мои самые успешные спектакли связаны с его именем. В большинстве театров назревает та же самая ситуация, когда институт главрежа постепенно уходит. Проблема в том, что качество режиссуры в стране падает…

– Плохо учат?

– Склонен думать, что это связано с принижением статуса культуры в России вообще. Идет тотальная коммерциализация сферы: режиссеры бьются не за качество продукта, а за наполнение кармана. Думаю, в скором времени появится институт продюсерства, когда в одном человеке гармонично соседствуют художественное и коммерческое начала. Мне нравится ситуация во Франции. Если ты не справляешься, меняют весь коллектив. Наверное, это правильно.

Но я также убежден, что большую часть областных театров нужно сохранить в статусе государственных и обеспечить стопроцентное финансирование. Чтобы люди ставили по десять спектаклей в год и не думали, как на хлеб заработать. Это все на благо страны! Оно мне надо – за минимум денег заставлять актеров из кожи вон лезть? Или поднимать цены на билеты и наблюдать полупустой зал? Или цены снижать, но довольно часто менять репертуар, чтобы людям не надоело? В любом случае театр тратит больше, чем зарабатывает: на каждые пятьдесят копеек прибыли приходится один рубль из своего бюджета. Нужно создавать новую систему: принцип госзадания или принцип «сколько потратили – столько получили».

– У директора Осинцева новая команда. Что это за люди?

– Как говорят в театре: свита играет короля! Я не могу один смотреть за огромным коллективом, поэтому мне помогают заместители. Дмитрий Мамонов – зам по административно-хозяйственной части, но на самом деле первый зам, который решает вопросы абсолютно всех уровней. Александр Чурсин – зам по маркетингу, зарабатывает для театра деньги, занимается рекламой, держит на контроле гастроли. Анастасия Сидорова – мой главный имиджмейкер, работает со СМИ. Зам по творчеству Кристина Тихонова заведует литературной частью, сотрудничает с Российским авторским обществом, ищет режиссеров и пьесы, занимается фестивальными программами. Актриса Наташа Никулина стала заведующей труппой. Дизайнер Костя Решетников делает чудесные программки и афиши.

МЕЧТАтельно


– Осинцев – начальник добрый или суровый?

– Демократичный и требовательный. Орать не люблю. Придерживаюсь принципа, что нет плохих работников. Если человек не может выполнить задачу, значит, это  я ее неправильно поставил... Бывает, в ущерб репутации директора кого-то прощаю и даю новый шанс. Для меня важнее человеческие отношения, чего бизнес, например, не принимает. И любовь! Нельзя в театре по-другому...

– Проект «Радио Город» – долгожитель. А плавать на FM-волнах вы не хотите?

– FM много, а мы одни. Хотя согласен: нужно меняться. Тюмень становится более стильной, столичной... Прошли слухи, что наконец снесут ужасное здание Дворца искусств напротив, где планировались казино, боулинг, рестораны. Я за то, чтобы и площади, на которой стоит театр, вернуть историческое название Театральная. Сейчас это очень даже логично!

– Театр вашей мечты, он какой?

– На сорок процентов такой, какой есть сейчас. Но идеал – театр творческий! И все люди, которые в нем работают, настроены именно на созидание. Когда у касс будут выстраиваться очереди из зрителей, я с облегчением вздохну и скажу: «Наконец-то!» Но успокаиваться нельзя. Мой театр – театр неуспокоенный, живой.

Театр-катарсис, театр-эмоция.

В начале ноября Сергей Осинцев зачеркнет в календаре (если не забудет – сто тысяч дел) цифру восемь. Ровно восемь месяцев исполнится, как он, актер Тюменского драматического театра, пересел в кресло директора на четвертом этаже нашего храма Мельпомены. Какими же заботами живет ныне тот, кто продолжает играть на сцене, продвигать собственный проект «Радио Город» и руководить театральным коллективом в 202 человека? Беседа «без галстуков» о событиях минувших дней.

Случаи во благо


– Первый большой материал о вас я написала в 2003 году. Много воды с тех пор утекло… Вижу перемены. А вы сами назовите «рейтинг перемен» Сергея Осинцева за последние восемь лет.

– Рождение дочери! Семья для меня всегда на первом месте, хотя не могу уделять ей много времени, потому что по уши в работе…
Директорское кресло, к чему, правда, никогда не стремился. Поступление в Санкт-Петер-бургскую театральную академию – тоже хорошо!

– Все еще в студентах ходите?

–Так получилось, что перевод-ная сессия с третьего на четвертый курс совпала с назначением на место директора театра, и я вынужден был ее прервать на середине… В декабре поеду закрывать. Иначе меня просто выгонят.

– Уже грозились, да?

– Правила для всех одинаковы, директор ты или не директор… Еще одно событие – «Мольер». Это не просто спектакль, а знаковая ступень в судьбе! Рад, что поработал с таким режиссером, как Саша Баргман. Надеюсь, в следующем сезоне вновь с ним пересекусь.

– Подробней о семье можно?

– Дочери Марии пятый год. Сыну Максиму – девятнадцать. Он тоже работает в театре – заведует музейной частью, а учится в Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий на музееведении. Супруга Жанна – актриса.

– Вы когда-то писали письмо во ВГИК… Что было бы, если бы из Голышманово в Москву вас все-таки отпустили родители?

– Все, что  с нами происходит, приводит к тем результатам, которые где-то там записаны… Стив Джобс говорил, что все случайности в его жизни как раз и повлияли на то, что он стал Стивом Джобсом, изобретшим «Apple». Хорошо, что родители не отпустили. Москва – большая мясорубка, которая перемалывает людей.

– Можно потеряться?

– Да. Там своих очень много, а приезжих вообще никто не считал… К столице у меня очень сложное отношение. Не люблю этот город. Потому учусь в Петербурге. В Питере и культурней, и душевней. Знания, которые он дает, полезны в искусстве.

– А если б в институте краевой патологии остались?

– Мне кажется, в любой области нашел бы применение. Я ведь разными делами занимался. Радио, телевидение, театр, медицина… Дворником и тем подрабатывал.

– Какие же улицы содержал в порядке будущий директор Тюменского драмтеатра?

– Давным-давно недалеко от дома работал сторожем детского сада: охранял, мел территорию, там же репетировал роли…

– Был бы главный дворник Тюмени!

– Ага, заслуженный!

Хорошо, когда некогда


– Многие говорят, что  в журналистику лучше идти из другой сферы. Мол, кое-какой жизненный опыт уже имеешь, незамыленным взглядом смотришь на мир… Пригодилось ли вам то, чем занимались раньше, когда стали актером, а актерские приемы – когда стали руководителем театра?

– На самом деле все помогает. Окончил театральное училище – стал актером. Попал на радио – научился связно говорить, писать. Там же приобрел навыки продюсерской деятельности при продвижении коллективов, организации концертов. Все это потом помогло организовать свою радиостанцию. И это же помогло встать на путь бизнеса. А там и директорство. Идеальная цепочка!

– Играть на сцене, вести бизнес, быть начальником – зачем разбрасываться?

– Мне нравится. Не люблю сидеть на месте. Отпускной период – максимум два дня. Лежать на пляже и тупо смотреть в небо – не мое.

– Кого же  в вас больше?

– Артиста. И в бизнесе, и в журналистике нужно играть.

– На афишах драмтеатра теперь новый слоган «Скоро рассвет». Что за рассвет вы обещаете зрителям и коллегам?

– У нас есть уникальное здание, есть желание и возможности, но до какого-то момента не было классных спектаклей, содержательной концепции. Пришла пора меняться! Фраза «Скоро рассвет» появилась взамен элементарной «Открытие очередного сезона». Если вы спросите о переменах артистов, то они наверняка скажут, что теперь у них нет ни секунды свободного времени. Репетиции, вводы, премьеры – работы настолько много... что даже рюмку чая выпить некогда!

– Ну  и выдохнуться теперь можно гораздо быстрее...

– Артисты выдыхаются чаще, когда не заняты делом: теряется навык, пропадает желание творить, появляются обиды и злость... У творческого человека не должно быть злости. Только позитив! И потом, когда много работаешь, приобретаешь новые знания, обрастаешь новыми знакомствами.

Мы специально подбираем такие постановочные команды, чтобы актерам было интересно. Основной упор делаю на Питер, где максимальное количество талантливых режиссеров, художников, сценографов. Но есть успешные проекты и с московскими мастерами. «Олеся», например. На сегодняшний день билеты на этот спектакль проданы до конца года. Да, малый зал. Да, 200 мест. Но раньше у нас так не выходило. Хочу, чтобы подобная ситуация складывалась по всем постановкам, чтобы на кассе появился лист ожидания, когда люди заранее записываются на спектакль. Вот это рассвет!

Правительство ломает голову, как вытащить страну из кризиса. Народ в растерянности: какая же  у нас национальная идея? Развивайте культуру! Если человек читает хорошие книги, слушает хорошую музыку, знает историю государства, города, родной семьи, он  и на работе ответственней относится к общему делу. Не зря сейчас подбираем спектакли, рассчитанные именно на школьников. Думали, что пусто будет, а ребятишки валом валят...

Кого-то теряем, кого-то находим


– Проект «Театральный урок», о котором вы говорили на пресс-конференции в начале сезона, уже стартовал?

– Стартует после Нового года. У нас сейчас столько других проектов зависает, что не до «Урока». Надо ставить спектакли, выполнять финансовые обязательства, раскручивать поездки по югу области. Знаете, это хорошо, что не успеваем... Лучше качественно поработать в других направлениях и не разбрасываться силами.

– Что  с режиссерами? Они так и будут приезжать на время?

– Пока мы решили работать по принципу: лучше много хороших и разных режиссеров, чем один кот  в мешке. Может, кем-то театр заинтересуется, и мы сделаем предложение! А так... вдруг труппа не примет, вдруг не получится? Живой материал очень зыбкий: сегодня победа, а завтра конфликт... У театра нет права на ошибку.

– А если взять того, кого труппа знает? Ларичева, например. Он же в Тюмени…

– В Тюмени. И в январе приступит к постановке «Полета над гнездом кукушки». Уважаю и люблю Алексея Ивановича. Мои самые успешные спектакли связаны с его именем. В большинстве театров назревает та же самая ситуация, когда институт главрежа постепенно уходит. Проблема в том, что качество режиссуры в стране падает…

– Плохо учат?

– Склонен думать, что это связано с принижением статуса культуры в России вообще. Идет тотальная коммерциализация сферы: режиссеры бьются не за качество продукта, а за наполнение кармана. Думаю, в скором времени появится институт продюсерства, когда в одном человеке гармонично соседствуют художественное и коммерческое начала. Мне нравится ситуация во Франции. Если ты не справляешься, меняют весь коллектив. Наверное, это правильно.

Но я также убежден, что большую часть областных театров нужно сохранить в статусе государственных и обеспечить стопроцентное финансирование. Чтобы люди ставили по десять спектаклей в год и не думали, как на хлеб заработать. Это все на благо страны! Оно мне надо – за минимум денег заставлять актеров из кожи вон лезть? Или поднимать цены на билеты и наблюдать полупустой зал? Или цены снижать, но довольно часто менять репертуар, чтобы людям не надоело? В любом случае театр тратит больше, чем зарабатывает: на каждые пятьдесят копеек прибыли приходится один рубль из своего бюджета. Нужно создавать новую систему: принцип госзадания или принцип «сколько потратили – столько получили».

– У директора Осинцева новая команда. Что это за люди?

– Как говорят в театре: свита играет короля! Я не могу один смотреть за огромным коллективом, поэтому мне помогают заместители. Дмитрий Мамонов – зам по административно-хозяйственной части, но на самом деле первый зам, который решает вопросы абсолютно всех уровней. Александр Чурсин – зам по маркетингу, зарабатывает для театра деньги, занимается рекламой, держит на контроле гастроли. Анастасия Сидорова – мой главный имиджмейкер, работает со СМИ. Зам по творчеству Кристина Тихонова заведует литературной частью, сотрудничает с Российским авторским обществом, ищет режиссеров и пьесы, занимается фестивальными программами. Актриса Наташа Никулина стала заведующей труппой. Дизайнер Костя Решетников делает чудесные программки и афиши.

МЕЧТАтельно


– Осинцев – начальник добрый или суровый?

– Демократичный и требовательный. Орать не люблю. Придерживаюсь принципа, что нет плохих работников. Если человек не может выполнить задачу, значит, это  я ее неправильно поставил... Бывает, в ущерб репутации директора кого-то прощаю и даю новый шанс. Для меня важнее человеческие отношения, чего бизнес, например, не принимает. И любовь! Нельзя в театре по-другому...

– Проект «Радио Город» – долгожитель. А плавать на FM-волнах вы не хотите?

– FM много, а мы одни. Хотя согласен: нужно меняться. Тюмень становится более стильной, столичной... Прошли слухи, что наконец снесут ужасное здание Дворца искусств напротив, где планировались казино, боулинг, рестораны. Я за то, чтобы и площади, на которой стоит театр, вернуть историческое название Театральная. Сейчас это очень даже логично!

– Театр вашей мечты, он какой?

– На сорок процентов такой, какой есть сейчас. Но идеал – театр творческий! И все люди, которые в нем работают, настроены именно на созидание. Когда у касс будут выстраиваться очереди из зрителей, я с облегчением вздохну и скажу: «Наконец-то!» Но успокаиваться нельзя. Мой театр – театр неуспокоенный, живой.

Театр-катарсис, театр-эмоция.



Северные рельефы: в Тюмени пройдет выставка фактурных картин

23 ноября

Тюменский театр кукол отправляется на Ямал

20 ноября