Вы готовы создавать новое?
Постоянное обновление информационного поля и лавинообразные темпы накопления, распространения и устаревания информации провоцируют переход от непрерывного образования к образованию как образу жизни. Это единственно возможная стратегия, позволяющая личности сохранять конкурентоспособность в информационном обществе независимо от рода деятельности. Актуальные знания – основной стратегический ресурс.
Наиболее востребованным качеством инновационной личности в условиях ориентации на перманентное обновление информационного поля выступает переориентация с потребления «готовых» знаний, умений и навыков на самостоятельный поиск информации. Особенно ценно синтезирование нового знания на основании критического анализа имеющихся информационных ресурсов из различных научных отраслей.
Главная причина нарастания темпов обновления информации кроется в сжатии исторического времени. Как следствие – повышается ритм социальной жизни, увеличивается плотность социального времени и растет социальная скорость современного человека. Он проживает не одну, а несколько социальных жизней – меняет рабочие места на разных континентах, создает семью и разводится, имеет несколько высших образований и не прекращает процесс обучения. Ускоряется и его информационный метаболизм.
В наибольшей степени это относится к представителям интеллектуальной элиты, и в первую очередь к профессорско-преподавательскому составу вузов.
Они выполняют триединую миссию: воспитывают конкурентоспособных специалистов, постоянно обновляют информационный «багаж», занимаются научными исследованиями и разработками. Выпускникам предстоит перейти от потребления к созиданию нового с последующим его практическим внедрением. От общества требуется адекватный «социальный заказ» на новации и необходимая инфраструктура для реализации процесса внедрения нового.
Можете ли вы назвать себя инновационной личностью? Входите ли в число активных пользователей технических достижений, стремитесь ли овладеть не освоенными пока большинством населения новинками?
Погодите причислять себя к инновационным личностям, даже если вы ответили на вопросы утвердительно. В данном случае речь идет лишь о потребительской активности. Люди нового века – это не только те, кто в наибольшей степени освоил новые для современного общества реалии. Готовность создавать новации и внедрять их – вот определяющая характеристика деятеля инновационной экономики. Воспитание такой личности – приоритетная задача социальной сферы.
Потребительский тип поведения населения на рынке выгоден как частным предпринимателям, так и экономике в целом, а особенно странам-производителям инновационной продукции. Но выгоден ли он России, которая, согласно множеству концепций и стратегий, принятых на самых высоких уровнях, ориентирована на лидирующее положение в выпуске этой продукции? Россия не должна оставаться лишь потребителем чужих инноваций, россияне сами способны создавать высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию. Идеализируемые иностранные инновации снижают созидательную мотивацию отечественных новаторов. Зачем трудиться и создавать новое, если можно просто купить то, что предлагают страны-экспортеры?
Америка позиционирует себя как сверхдержава и «мозг планеты». Приоритетная цель Китая – стать первыми в мире. Старательно формируемый «бренд» страны притягивает в нее лучшие умы, что повышает конкурентоспособность государства и его статус на международной арене. Сможет ли Россия утверждать так же?
На федеральном уровне активно обсуждаются вопросы подготовки и трудоустройства инженерных кадров по приоритетным направлениям развития экономики.
В Тюменской области идет активная поддержка способностей и инициатив молодежи в различных формах: работает совет молодых ученых и специалистов Тюменской области, присуждаются именные стипендии молодым талантливым преподавателям и студентам, выделяются гранты на проведение научных исследований и многое другое.
Нет никаких сомнений, что Россия может воспитать инновационного человека. Но этого мало – необходимо уметь удержать его и мотивировать к созданию новаций на родине. В противном случае инновационная экономика останется лишь призрачной мечтой, а ресурсы, направленные на выращивание молодых кадров, не получат должного возмещения: яблоки будут падать в огород соседа.