Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Правила жизни атамана Калинина

Культура, 01:13, 19 октября 2011,
Слушать новость
Правила жизни атамана Калинина. .

Современные инициативы чаще спускаются сверху. Однако бывает и так, что возникают они из народа, из глубин старины и по зову предков. Возрождение казачества поддерживается и федеральной,  и региональной властью. Но начиналось все снизу. Об этом рассказал атаман Ярковского казачьего округа Владимир Калинин.

Как все начиналось


– Ярковские казаки – громко сказано, – начал рассказ Владимир Петрович. – В дореволюционные времена они здесь, конечно, были. Но откуда пошло возрождение казачества – вопрос недавнего прошлого. Имею в виду возрождение после советского периода. Расскажу как непосредственный участник событий. Отец, конник, однажды проговорился: «Мы, Вовка, из казаков. Молчи, а то прибьют». Такие были времена.

Но в перестроечное время все поменялось. Люди вспомнили о своих  корнях, стали восстанавливать историю, традиции. В Ярково работал в свое время в райкоме партии Валерий Юрковец. Его потом пригласили в Тюмень. Конец восьмидесятых, начало девяностых. Встретились  как-то с ним в Тюмени.
Он мне: «В Тюмени казачество возрождается. Был на одном собрании, мне понравилось. Давай, Володя, это твое, поехали».

Ну поехали. Тюмень, улица Семакова, старинный особняк. Зашли. Встречает человек в форме, бодрый, подтянутый. «Мы из Ярково, что у вас за движение возрождается? У нас тоже мысли есть». Познакомились – Геннадий Хмелев. Атаман. Выдает мне доверенность и приказ: организовать на территории Ярковского района отделение Тюменского казачьего войска. Я под козырек: есть.

Вернулись. Собралось человек двенадцать ярковских мужиков. Показал  им доверенность от Хмелева. Проголосовали – и с тех пор ведем работу. Кто-то приходил просто по желанию: нравится культура казачья, обычаи, близок образ мыслей. У кого-то в родословной были казаки. Организовались, разбились на группы.
Структура Ярковского казачьего округа хуторская – центр в Ярково и подразделения по деревням:  в Дубровном, Староалександровке, Щетково, Новоалександровке, Караульном Яре. Если считать с ребятишками, порядка двухсот человек наберется.

Из истории


– Читал книгу Катанаева, – продолжил повествование атаман. – Ему Русское географическое общество заказало написать историю Сибири.  И вот его слова: «Начал писать историю Сибири, а получается история Сибирского казачьего войска». Оно и правильно: от Урала до Калифорнии казаки шли в первых рядах.

Кстати, ярковский казак Басов в составе одной из экспедиций дошел до самых  окраин. Добрался, по-моему, до Камчатки, там остался и занялся делами. У писателя-казака Васильева есть рассказ про Басова. Пишет, что разбогател ярковчанин на дальних землях, монеты начал чеканить, да на том и погорел.

Братья разноверцы


Казачество объединяет три конфессии: мусульманство, православие,  буддизм. В Астраханском казачьем войске – буддисты. Ездили на Кубань – на большой казачий круг. Остановились в Казани, где приняли группу татарских ребят. Большой круг – это самое главное собрание казаков. На нем благословляли православный батюшка, мулла, буддистский настоятель. Все три конфессии – и здесь нет противоречия.

Будни и праздники


–  Объединившись, начали друг дружке потихоньку помогать. О стариках  заботиться, дом поставили семье молодой.

Организовали казачий ансамбль. Раньше каждая деревня имела свой праздник, так называемые съезжие. В Ярково праздник отмечался 15 февраля –  на Сретенье. Ходили в гости к друзьям, родственникам. И так получилось, что 15 февраля родился казачий ансамбль. Организовал его музыкант-энтузиаст Володя Паршуков. Казачий ансамбль сменил не одного руководителя, но живет до сих пор. Среди постоянных участников – Дима Гуркин, Саша Колчанов, Людмила Максимова, Анна Рожкова.

Молодых казачков готовим к армии. Несколько раз ребята в воинскую часть съездили, пожили солдатской жизнью. Кстати, наш казак со Староалександровки сейчас подполковник, командует батальоном морской пехоты. Звонит каждый праздник, интересуется жизнью деревенской.

Церковь


– Православие и казачество друг от друга неотделимы. Главный зачинщик возведения церкви – Василий Аргаузов. В свое время первым предложил идею построить храм в Ярково. Собрали подписи о поддержке строительства,  все оформили, заверил архиепископ Димитрий.

Вскоре он приехал к нам. Организовали концерт в клубе, получился замечательный вечер. Владыка одобрил место под строительство храма.

Первым делом поставили поклонный крест. Потихоньку к этому месту стали приходить люди. Очень важную роль сыграла администрация района, лично глава. Казаки, пока не было храма, соорудили деревянную часовенку, началось богослужение.

В 1998 году Виктору Залесову, директору ДРСУ, было поручено начать строительство. Закладку фундамента провели летом, в прекрасный солнечный день. Очень много собралось народу – это был как праздник. Кстати, в этот же день в Ярково заложили мечеть.

Началось строительство, а как только храм вырос до окошек, открылось богослужение. Приезжали священники из Тобольска и проводили службы. Не все было так гладко. Находились те, кто по ночам хулиганил. Казаки организовывали патрулирование, иногда полными сутками дежурили.

Наследие


– Каждый год в Уватском районе в день гибели Ермака собираются казаки со всей России. Надо и в Ярковском районе что-то похожее организовать, привлекать туристов.

Исторических мест в селе много. Например, рядом с поликлиникой раньше стоял деревянный дом. В свое время его привезли из Иевлево. В этом доме ночевал Николай Второй с семейством.  Церковь Гилевская – памятник архитектуры. Сейчас, к сожалению, разрушается.

Здание типографии – самый старый дом в Ярково, построенный в 1903 году. До революции в нем располагалась пересылочная тюрьма. Золото Орды где-то спрятано. Таким образом, есть почва для исторического туризма. Нужны энтузиасты, хорошие организаторы. Власть, уверен, такие начинания поддержит.

Современные инициативы чаще спускаются сверху. Однако бывает и так, что возникают они из народа, из глубин старины и по зову предков. Возрождение казачества поддерживается и федеральной,  и региональной властью. Но начиналось все снизу. Об этом рассказал атаман Ярковского казачьего округа Владимир Калинин.

Как все начиналось


– Ярковские казаки – громко сказано, – начал рассказ Владимир Петрович. – В дореволюционные времена они здесь, конечно, были. Но откуда пошло возрождение казачества – вопрос недавнего прошлого. Имею в виду возрождение после советского периода. Расскажу как непосредственный участник событий. Отец, конник, однажды проговорился: «Мы, Вовка, из казаков. Молчи, а то прибьют». Такие были времена.

Но в перестроечное время все поменялось. Люди вспомнили о своих  корнях, стали восстанавливать историю, традиции. В Ярково работал в свое время в райкоме партии Валерий Юрковец. Его потом пригласили в Тюмень. Конец восьмидесятых, начало девяностых. Встретились  как-то с ним в Тюмени.
Он мне: «В Тюмени казачество возрождается. Был на одном собрании, мне понравилось. Давай, Володя, это твое, поехали».

Ну поехали. Тюмень, улица Семакова, старинный особняк. Зашли. Встречает человек в форме, бодрый, подтянутый. «Мы из Ярково, что у вас за движение возрождается? У нас тоже мысли есть». Познакомились – Геннадий Хмелев. Атаман. Выдает мне доверенность и приказ: организовать на территории Ярковского района отделение Тюменского казачьего войска. Я под козырек: есть.

Вернулись. Собралось человек двенадцать ярковских мужиков. Показал  им доверенность от Хмелева. Проголосовали – и с тех пор ведем работу. Кто-то приходил просто по желанию: нравится культура казачья, обычаи, близок образ мыслей. У кого-то в родословной были казаки. Организовались, разбились на группы.
Структура Ярковского казачьего округа хуторская – центр в Ярково и подразделения по деревням:  в Дубровном, Староалександровке, Щетково, Новоалександровке, Караульном Яре. Если считать с ребятишками, порядка двухсот человек наберется.

Из истории


– Читал книгу Катанаева, – продолжил повествование атаман. – Ему Русское географическое общество заказало написать историю Сибири.  И вот его слова: «Начал писать историю Сибири, а получается история Сибирского казачьего войска». Оно и правильно: от Урала до Калифорнии казаки шли в первых рядах.

Кстати, ярковский казак Басов в составе одной из экспедиций дошел до самых  окраин. Добрался, по-моему, до Камчатки, там остался и занялся делами. У писателя-казака Васильева есть рассказ про Басова. Пишет, что разбогател ярковчанин на дальних землях, монеты начал чеканить, да на том и погорел.

Братья разноверцы


Казачество объединяет три конфессии: мусульманство, православие,  буддизм. В Астраханском казачьем войске – буддисты. Ездили на Кубань – на большой казачий круг. Остановились в Казани, где приняли группу татарских ребят. Большой круг – это самое главное собрание казаков. На нем благословляли православный батюшка, мулла, буддистский настоятель. Все три конфессии – и здесь нет противоречия.

Будни и праздники


–  Объединившись, начали друг дружке потихоньку помогать. О стариках  заботиться, дом поставили семье молодой.

Организовали казачий ансамбль. Раньше каждая деревня имела свой праздник, так называемые съезжие. В Ярково праздник отмечался 15 февраля –  на Сретенье. Ходили в гости к друзьям, родственникам. И так получилось, что 15 февраля родился казачий ансамбль. Организовал его музыкант-энтузиаст Володя Паршуков. Казачий ансамбль сменил не одного руководителя, но живет до сих пор. Среди постоянных участников – Дима Гуркин, Саша Колчанов, Людмила Максимова, Анна Рожкова.

Молодых казачков готовим к армии. Несколько раз ребята в воинскую часть съездили, пожили солдатской жизнью. Кстати, наш казак со Староалександровки сейчас подполковник, командует батальоном морской пехоты. Звонит каждый праздник, интересуется жизнью деревенской.

Церковь


– Православие и казачество друг от друга неотделимы. Главный зачинщик возведения церкви – Василий Аргаузов. В свое время первым предложил идею построить храм в Ярково. Собрали подписи о поддержке строительства,  все оформили, заверил архиепископ Димитрий.

Вскоре он приехал к нам. Организовали концерт в клубе, получился замечательный вечер. Владыка одобрил место под строительство храма.

Первым делом поставили поклонный крест. Потихоньку к этому месту стали приходить люди. Очень важную роль сыграла администрация района, лично глава. Казаки, пока не было храма, соорудили деревянную часовенку, началось богослужение.

В 1998 году Виктору Залесову, директору ДРСУ, было поручено начать строительство. Закладку фундамента провели летом, в прекрасный солнечный день. Очень много собралось народу – это был как праздник. Кстати, в этот же день в Ярково заложили мечеть.

Началось строительство, а как только храм вырос до окошек, открылось богослужение. Приезжали священники из Тобольска и проводили службы. Не все было так гладко. Находились те, кто по ночам хулиганил. Казаки организовывали патрулирование, иногда полными сутками дежурили.

Наследие


– Каждый год в Уватском районе в день гибели Ермака собираются казаки со всей России. Надо и в Ярковском районе что-то похожее организовать, привлекать туристов.

Исторических мест в селе много. Например, рядом с поликлиникой раньше стоял деревянный дом. В свое время его привезли из Иевлево. В этом доме ночевал Николай Второй с семейством.  Церковь Гилевская – памятник архитектуры. Сейчас, к сожалению, разрушается.

Здание типографии – самый старый дом в Ярково, построенный в 1903 году. До революции в нем располагалась пересылочная тюрьма. Золото Орды где-то спрятано. Таким образом, есть почва для исторического туризма. Нужны энтузиасты, хорошие организаторы. Власть, уверен, такие начинания поддержит.



Тюменская художница Альфея Мухаметова номинирована на медаль Казимира Малевича

20 марта

Тюменских школьников зовут проявить таланты на всероссийской акции «Музыка на все времена»

19 марта