Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

О проекте модернизации системы образования в Тюменской области

Слушать новость
О проекте модернизации системы образования в Тюменской области. .

Андрей Артюхов: «Система образования меняется в соответствии с вызовами современности»


4 апреля 2011 года премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании правительства РФ предложил разработать двухлетнюю программу развития образования в регионах. О проекте комплексной модернизации системы общего образования в Тюменской области – в интервью депутата Тюменской областной Думы Андрея Артюхова.

---

– Андрей Викторович, почему принято решение о модернизации образования, ведь и в предыдущие годы проводились мероприятия в рамках нацпроекта по улучшению образовательной системы?

– Без всяких сомнений, усилия по решению задачи повышения качества общего образования в стране предпринимались и ранее. И небезуспешно. Согласно международным исследованиям, которые проводились в последние годы в РФ, в том числе в Тюменской области, ученики начальных классов по грамотности чтения, счета и развитию других учебных навыков вошли в число лидеров среди всех мировых образовательных систем. Но уровень компетентностной готовности выпускников основной и средней школы не столь высок. Об этом свидетельствуют показатели международного тестирования, согласно которым российские ученики находятся примерно в третьей-четвертой десятке мирового рейтинга наряду с американцами, существенно уступая таким странам, как Южная Корея, Финляндия, Сингапур, Гонконг. Поэтому есть к чему стремиться.

В рамках проекта будут решаться те же проблемы, что стояли ранее, но уже с существенной финансовой подпиткой из федерального бюджета и использованием новых организационных технологий.

– В течение какого времени проект должен быть реализован?

– Проект действует с 1 сентяб-ря 2011 года и продлится до 1 сентября 2013 года.

– Сколько на эти цели выделено средств?

– На модернизацию системы общего образования в России выделено 120 млрд. руб-лей. Эти средства поделены на три календарных (два учебных) года (часть 2011-го, 2012-й  и часть 2013 года). Сейчас определены суммы финансирования для каждого субъекта РФ на 2011 год (сентябрь-декабрь). Объем финансовых вливаний в 2012 или  в 2013 году из федерального бюджета будет определяться в зависимости от степени эффективности использования средств 2011 года.

В Тюменской области финансирование комплекса мер по модернизации образования в 2011 году осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов, а также средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной для этих целей. Это более 386 млн. руб-лей, причем из областного бюджета выделяется более 304 млн. рублей.

– Какие задачи предстоит решить в рамках проекта?

– Перед нами стоит несколько задач. Это не только повышение заработной платы учителей, что на слуху у всех, но и создание современных условий образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях в связи с переходом на федеральные образовательные стандарты нового поколения. Задачу предполагается решать за счет проведения текущих ремонтов в школах, модернизации материально-технической базы (закуп необходимых технических средств обучения, наглядных пособий, учетной литературы, мебели), повышения квалификации педагогов, создания условий для  дистанционного образования детей.

– Как изменится заработная плата сотрудников образовательных учреждений в течение двух учебных лет?

– Заработная плата учителей общеобразовательных учреждений к окончанию реализации проекта должна ощутимо вырасти.

С 1 июня 2011 года фонд оплаты труда (ФОТ) всех бюджетников уже повысился на 6,5 процента (повышение, по сути, компенсировало инф-ляцию). Второе повышение зарплаты учителей произошло 1 сентября 2011 года. С этого момента заработная плата работников бюджетной сферы, в том числе учителей, возросла на 22 процента. В Тюменской области проживает 85 тысяч бюджетников. Цена вопроса на три года составляет 11 млрд. рублей. Изменения внесены только в бюджет 2011 года, но обязательства область берет на себя и на последующие три года. По факту уже не сможем отказаться от этих обязательств, принимая бюджеты на 2012, 2013 и 2014 годы.

– Вы участвовали в подготовке 12 федеральных законов, регулирующих систему образования. Расскажите, пожалуйста, о нескольких из них, достойных наибольшего внимания.

– Действительно, я представлял Тюменскую областную Думу в Совете Федерации РФ. Это был очень активный период законотворческой работы. Мною лично и в соавторстве написано 12 федеральных законов, все посвящены вопросам образования. Один из них – о повышение надбавок за ученую степень кандидата и доктора наук для работающих в вузах и научных учреждениях. В июле 2005 года президентом РФ Владимиром Путиным был подписан подготовленный мной закон (92-ФЗ), направленный на совершенствование системы профессионального образования.

– Средства депутатского фонда вы направляете на поддержку образования. Что сделано за последние годы?

– Совершенствованию законодательной базы системы образования уделяю большое внимание. Будучи депутатом областного парламента, средства депутатского фонда направляю на поддержку образования: 72 процента средств выделено на ремонт и приобретение оборудования для школ и детских садов. Удалось помочь 35 детским садам и 23 школам Тюменской области.

– Андрей Викторович, в рамках модернизации образовательной системы планируется не только создать отвечающие всем современным требованиям условия для учебы, но  и изменить форму обучения детей?

– Да. И это очень важно. Сейчас во всем мире, в том числе в нашей стране, пока еще доминирует классно-урочная форма обучения, когда дети одного возраста проходят обучение в одном помещении и от простого к сложному постигают некое содержание образования. Система действует уже полтысячи лет  с момента ее изобретения чешским педагогом Яном Амосом Коменским. К данной форме обучения привыкли и считаем, что по-другому быть не может. Система была хороша, когда большинство стран мира ставило перед собой цель всеобщего начального и среднего образования. Классно-урочная система рассчитана на достаточно стабильный мир, на стабильные знания. Но сейчас мир поменялся, и к специалисту предъявляются порой очень высокие требования в самых разнообразных областях деятельности.

В настоящее время стоит задача постепенного ухода от классно-урочной системы обучения и перехода на индивидуальные образовательные траектории развития человека.

– В этой связи нельзя забывать об обучении детей с ограниченными возможностями. Что делается в этом направлении?

– Широкий спектр образовательных услуг стал доступен и детям с ограниченными возможностями здоровья. Начиная с 2008 года проводится работа по внедрению дистанционных форм обучения детей-инвалидов. В 2011–2012 учебном году дистанционными формами обучения будет охвачено  180 детей из 20 муниципальных образований области. Для детей с ограниченными возможностями здоровья создается безбарьерная образовательная среда, предусматривающая не только оснащение школ специальным оборудованием и техническими средствами, но  и создание комфортных психологических условий для развития особого ребенка в среде сверстников.

Андрей Артюхов: «Система образования меняется в соответствии с вызовами современности»


4 апреля 2011 года премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании правительства РФ предложил разработать двухлетнюю программу развития образования в регионах. О проекте комплексной модернизации системы общего образования в Тюменской области – в интервью депутата Тюменской областной Думы Андрея Артюхова.

---

– Андрей Викторович, почему принято решение о модернизации образования, ведь и в предыдущие годы проводились мероприятия в рамках нацпроекта по улучшению образовательной системы?

– Без всяких сомнений, усилия по решению задачи повышения качества общего образования в стране предпринимались и ранее. И небезуспешно. Согласно международным исследованиям, которые проводились в последние годы в РФ, в том числе в Тюменской области, ученики начальных классов по грамотности чтения, счета и развитию других учебных навыков вошли в число лидеров среди всех мировых образовательных систем. Но уровень компетентностной готовности выпускников основной и средней школы не столь высок. Об этом свидетельствуют показатели международного тестирования, согласно которым российские ученики находятся примерно в третьей-четвертой десятке мирового рейтинга наряду с американцами, существенно уступая таким странам, как Южная Корея, Финляндия, Сингапур, Гонконг. Поэтому есть к чему стремиться.

В рамках проекта будут решаться те же проблемы, что стояли ранее, но уже с существенной финансовой подпиткой из федерального бюджета и использованием новых организационных технологий.

– В течение какого времени проект должен быть реализован?

– Проект действует с 1 сентяб-ря 2011 года и продлится до 1 сентября 2013 года.

– Сколько на эти цели выделено средств?

– На модернизацию системы общего образования в России выделено 120 млрд. руб-лей. Эти средства поделены на три календарных (два учебных) года (часть 2011-го, 2012-й  и часть 2013 года). Сейчас определены суммы финансирования для каждого субъекта РФ на 2011 год (сентябрь-декабрь). Объем финансовых вливаний в 2012 или  в 2013 году из федерального бюджета будет определяться в зависимости от степени эффективности использования средств 2011 года.

В Тюменской области финансирование комплекса мер по модернизации образования в 2011 году осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов, а также средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной для этих целей. Это более 386 млн. руб-лей, причем из областного бюджета выделяется более 304 млн. рублей.

– Какие задачи предстоит решить в рамках проекта?

– Перед нами стоит несколько задач. Это не только повышение заработной платы учителей, что на слуху у всех, но и создание современных условий образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях в связи с переходом на федеральные образовательные стандарты нового поколения. Задачу предполагается решать за счет проведения текущих ремонтов в школах, модернизации материально-технической базы (закуп необходимых технических средств обучения, наглядных пособий, учетной литературы, мебели), повышения квалификации педагогов, создания условий для  дистанционного образования детей.

– Как изменится заработная плата сотрудников образовательных учреждений в течение двух учебных лет?

– Заработная плата учителей общеобразовательных учреждений к окончанию реализации проекта должна ощутимо вырасти.

С 1 июня 2011 года фонд оплаты труда (ФОТ) всех бюджетников уже повысился на 6,5 процента (повышение, по сути, компенсировало инф-ляцию). Второе повышение зарплаты учителей произошло 1 сентября 2011 года. С этого момента заработная плата работников бюджетной сферы, в том числе учителей, возросла на 22 процента. В Тюменской области проживает 85 тысяч бюджетников. Цена вопроса на три года составляет 11 млрд. рублей. Изменения внесены только в бюджет 2011 года, но обязательства область берет на себя и на последующие три года. По факту уже не сможем отказаться от этих обязательств, принимая бюджеты на 2012, 2013 и 2014 годы.

– Вы участвовали в подготовке 12 федеральных законов, регулирующих систему образования. Расскажите, пожалуйста, о нескольких из них, достойных наибольшего внимания.

– Действительно, я представлял Тюменскую областную Думу в Совете Федерации РФ. Это был очень активный период законотворческой работы. Мною лично и в соавторстве написано 12 федеральных законов, все посвящены вопросам образования. Один из них – о повышение надбавок за ученую степень кандидата и доктора наук для работающих в вузах и научных учреждениях. В июле 2005 года президентом РФ Владимиром Путиным был подписан подготовленный мной закон (92-ФЗ), направленный на совершенствование системы профессионального образования.

– Средства депутатского фонда вы направляете на поддержку образования. Что сделано за последние годы?

– Совершенствованию законодательной базы системы образования уделяю большое внимание. Будучи депутатом областного парламента, средства депутатского фонда направляю на поддержку образования: 72 процента средств выделено на ремонт и приобретение оборудования для школ и детских садов. Удалось помочь 35 детским садам и 23 школам Тюменской области.

– Андрей Викторович, в рамках модернизации образовательной системы планируется не только создать отвечающие всем современным требованиям условия для учебы, но  и изменить форму обучения детей?

– Да. И это очень важно. Сейчас во всем мире, в том числе в нашей стране, пока еще доминирует классно-урочная форма обучения, когда дети одного возраста проходят обучение в одном помещении и от простого к сложному постигают некое содержание образования. Система действует уже полтысячи лет  с момента ее изобретения чешским педагогом Яном Амосом Коменским. К данной форме обучения привыкли и считаем, что по-другому быть не может. Система была хороша, когда большинство стран мира ставило перед собой цель всеобщего начального и среднего образования. Классно-урочная система рассчитана на достаточно стабильный мир, на стабильные знания. Но сейчас мир поменялся, и к специалисту предъявляются порой очень высокие требования в самых разнообразных областях деятельности.

В настоящее время стоит задача постепенного ухода от классно-урочной системы обучения и перехода на индивидуальные образовательные траектории развития человека.

– В этой связи нельзя забывать об обучении детей с ограниченными возможностями. Что делается в этом направлении?

– Широкий спектр образовательных услуг стал доступен и детям с ограниченными возможностями здоровья. Начиная с 2008 года проводится работа по внедрению дистанционных форм обучения детей-инвалидов. В 2011–2012 учебном году дистанционными формами обучения будет охвачено  180 детей из 20 муниципальных образований области. Для детей с ограниченными возможностями здоровья создается безбарьерная образовательная среда, предусматривающая не только оснащение школ специальным оборудованием и техническими средствами, но  и создание комфортных психологических условий для развития особого ребенка в среде сверстников.



Тюменский акушер-гинеколог Светлана Камаева написала «Книгу для семейного чтения»

29 марта

В Тюмени прошло отраслевое совещание по культуре

29 марта