Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Молитва поэта

Общество, 02:06, 06 октября 2011, Станислав ЛОМАКИН
Слушать новость
Молитва поэта. .

Держу в руках поэтический сборник Сергея Камышникова «Вполголоса», выпущенный издательским домом «Слово» в 2011 году. Почему-то подумалось, отталкиваясь от названия, что появится в будущем и книга «В полный голос». Дай-то бог. Открываю сборник на странице 78, вчитываюсь в стихотворение «На стыках».

Сквозь медные
воспоминаний трубы
Я вижу явственней всего,
Как билась жизнь
на стыках грубых
Тридцатилетья моего.
Еще в стволах сосновых
доски,
Растут на гроб мой
не спеша.
А жизнь летит. На стыках
жестких,
То вскрикнет, то замрет
душа.

В этих строчках угадывается непростая дорога прожитых лет. Автор владеет богатым арсеналом искусных технических средств: стихотворения его полны аллитераций и каламбуров. Поэт не отворачивается от тех трагических событий в стране, которые все чаще и чаще приобретают характер закономерностей.

Читаешь некоторые стихотворения и ощущаешь глубинный уровень восприятия мира, выходящий уже во внелитературное пространство. Результаты этого самораскрытия парадоксальны, в стихах иногда проскальзывает нарочитая субъективность, но она бывает чрезвычайно плодотворной, в ней коренится цельность и высокая значимость разрозненных исканий, глубоко скрыт трагизм переживаний событий, происходящих в России.

Катилась дыба по стране.
По высшему, по злому
повеленью.
Такое не приснится и во сне,
Ни моему, ни младше
поколенью.
…Коль не точить
литературный меч?
Ну, Пушкиным, конечно,
можно Блоком,
От телемути Родину
сберечь.

Сомневаюсь, ибо «телемуть» имеет коммерческую основу, даже Пушкин и Блок в наше время не имели бы успеха в борьбе с ней. Камышников страдает от всего увиденного, услышанного, прочитанного, он не может снизить свой идеал понимания действительности, оторванный и не совпадающий с реальной жизнью, и чувствует свою виноватость за все, что происходит в стране. В стихотворении «Молитва» он кается за свои прегрешения и надеется искупить их своим творчеством.

Господи, истины дай мне
и силы,
В городе гулком и в сельской
глуши,
И помоги сохранить
до могилы,
Твой отпечаток в сознанье
души.
Господи, милости дай
и спасенья
Толикой малой тебя
повторить,
От понедельника
до воскресенья
Нужное людям творить
и творить.

Читая молитву современного поэта, вспомнил, не для сравнения и анализа, молитву Михаила Лермонтова, в которой речь идет об истоках творчества. В обеих молитвах речь идет о духовной субстанции постижения истины, о чрезвычайно важном понимании разнообразных форм бытия.
Хочу затронуть еще одну тему в творчестве Камышникова – тему любви. Тончайшее проникновение в эту деликатную сферу отношений представляет лейтмотив, универсум, дискурс, пронизывающий всю сущность человека.

От равнодушья, от неверья
Любовь уходит жизнь
круша,
И долго будет хлопать
дверью
Пустая гулкая душа.
И нету сил, захлопнуть
дверцу.
И ночь светла и темен день.
Никем не занятое сердце.
Ну, заходи кому не лень.

Любовь – голод телесный, мучительный, его можно утолить какое-то время, но нельзя перебороть. Чувствуется, поэта связывает с женщиной не только телесное, но  и духовное, которое в их взаимоотношениях доминирует. Отчаяние, жестокое чувство горечи из-за предательства порождают иллюзию. Иллюзия возникает в результате беспомощности перед реальностью. Голос телесного переживания превращается в демоническую силу, лишенную человеческих чувств. В стихотворении «Ангелы» поэт продолжает свои переживания:

Ждала, но устала…
А я-то Тебя отличал от других.
И душу мне женщина чья-то,
Согрела в ладонях своих.
Как мельница время мололо,
Судьбу жерновами вертя,
И ангелы женского пола,
Спасали любовью меня.

В данном стихотворении Демон скрыт под маской ангела, а Ангел под маской женщины. У великого русского мыслителя и поэта Владимира Соловьева Демон и Ангел – запредельные сущности, постичь которые человек не способен и, соответственно, выразить их  в слове.

Чем притягивают стихи Камышникова? Христианской позицией поэта, он четко выражает свое нацио­нальное своеобразие, которое в его творчестве является благоприятным фоном. Путем такой ретроспекции поэт воссоздает свою мировоззренческую, эстетическую, языковую платформу, поэтический мир которой приобретает силу и значимость. Интересная книга появилась в Тюмени, и ее автор достойно включается в обойму писателей Сибири.

Далее в сюжете: «Я помню дни весенние...»

Держу в руках поэтический сборник Сергея Камышникова «Вполголоса», выпущенный издательским домом «Слово» в 2011 году. Почему-то подумалось, отталкиваясь от названия, что появится в будущем и книга «В полный голос». Дай-то бог. Открываю сборник на странице 78, вчитываюсь в стихотворение «На стыках».

Сквозь медные
воспоминаний трубы
Я вижу явственней всего,
Как билась жизнь
на стыках грубых
Тридцатилетья моего.
Еще в стволах сосновых
доски,
Растут на гроб мой
не спеша.
А жизнь летит. На стыках
жестких,
То вскрикнет, то замрет
душа.

В этих строчках угадывается непростая дорога прожитых лет. Автор владеет богатым арсеналом искусных технических средств: стихотворения его полны аллитераций и каламбуров. Поэт не отворачивается от тех трагических событий в стране, которые все чаще и чаще приобретают характер закономерностей.

Читаешь некоторые стихотворения и ощущаешь глубинный уровень восприятия мира, выходящий уже во внелитературное пространство. Результаты этого самораскрытия парадоксальны, в стихах иногда проскальзывает нарочитая субъективность, но она бывает чрезвычайно плодотворной, в ней коренится цельность и высокая значимость разрозненных исканий, глубоко скрыт трагизм переживаний событий, происходящих в России.

Катилась дыба по стране.
По высшему, по злому
повеленью.
Такое не приснится и во сне,
Ни моему, ни младше
поколенью.
…Коль не точить
литературный меч?
Ну, Пушкиным, конечно,
можно Блоком,
От телемути Родину
сберечь.

Сомневаюсь, ибо «телемуть» имеет коммерческую основу, даже Пушкин и Блок в наше время не имели бы успеха в борьбе с ней. Камышников страдает от всего увиденного, услышанного, прочитанного, он не может снизить свой идеал понимания действительности, оторванный и не совпадающий с реальной жизнью, и чувствует свою виноватость за все, что происходит в стране. В стихотворении «Молитва» он кается за свои прегрешения и надеется искупить их своим творчеством.

Господи, истины дай мне
и силы,
В городе гулком и в сельской
глуши,
И помоги сохранить
до могилы,
Твой отпечаток в сознанье
души.
Господи, милости дай
и спасенья
Толикой малой тебя
повторить,
От понедельника
до воскресенья
Нужное людям творить
и творить.

Читая молитву современного поэта, вспомнил, не для сравнения и анализа, молитву Михаила Лермонтова, в которой речь идет об истоках творчества. В обеих молитвах речь идет о духовной субстанции постижения истины, о чрезвычайно важном понимании разнообразных форм бытия.
Хочу затронуть еще одну тему в творчестве Камышникова – тему любви. Тончайшее проникновение в эту деликатную сферу отношений представляет лейтмотив, универсум, дискурс, пронизывающий всю сущность человека.

От равнодушья, от неверья
Любовь уходит жизнь
круша,
И долго будет хлопать
дверью
Пустая гулкая душа.
И нету сил, захлопнуть
дверцу.
И ночь светла и темен день.
Никем не занятое сердце.
Ну, заходи кому не лень.

Любовь – голод телесный, мучительный, его можно утолить какое-то время, но нельзя перебороть. Чувствуется, поэта связывает с женщиной не только телесное, но  и духовное, которое в их взаимоотношениях доминирует. Отчаяние, жестокое чувство горечи из-за предательства порождают иллюзию. Иллюзия возникает в результате беспомощности перед реальностью. Голос телесного переживания превращается в демоническую силу, лишенную человеческих чувств. В стихотворении «Ангелы» поэт продолжает свои переживания:

Ждала, но устала…
А я-то Тебя отличал от других.
И душу мне женщина чья-то,
Согрела в ладонях своих.
Как мельница время мололо,
Судьбу жерновами вертя,
И ангелы женского пола,
Спасали любовью меня.

В данном стихотворении Демон скрыт под маской ангела, а Ангел под маской женщины. У великого русского мыслителя и поэта Владимира Соловьева Демон и Ангел – запредельные сущности, постичь которые человек не способен и, соответственно, выразить их  в слове.

Чем притягивают стихи Камышникова? Христианской позицией поэта, он четко выражает свое нацио­нальное своеобразие, которое в его творчестве является благоприятным фоном. Путем такой ретроспекции поэт воссоздает свою мировоззренческую, эстетическую, языковую платформу, поэтический мир которой приобретает силу и значимость. Интересная книга появилась в Тюмени, и ее автор достойно включается в обойму писателей Сибири.



Ранее в сюжете

«Я хрустальный придумала город»

15

Сладкий омут Веты Моор

15

Тюменские аграрии собрали 1,7 млн тонн зерна за сезон

20 ноября

Тюменские ветераны отправили в зону СВО сто тактических ковриков

20 ноября