Тюменский Транссиб
Самой длинной железной дорогой на планете является Транссибирская магистраль. Ее фактическая протяженность по главному пассажирскому ходу составляет 9288,2 км (примерно 5772 мили). Транссиб проходит по территориям 12 областей, в том числе Тюменской (648 км), 5 краев, 2 республик, автономной области и округа в составе области.
Транссибирская магистраль идет через 14 городов, включая Тюмень, которые являются центрами субъектов Российской Федерации, а начальный пункт Москва – столицей России. Транссибирская магистраль (современное название), или Великий сибирский путь (историческое название) – это прекрасно оснащенный рельсовый путь через весь континент, соединяющий Европейскую Россию, ее крупнейшие промышленные районы и столицу страны Москву с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток) районами.
Это дорога, скрепляющая Россию – страну, протянувшуюся на девять часовых поясов, в единый экономический организм, а главное, в единое военно-стратегическое пространство. Началом Транссибирской магистрали уже около 70 лет считается Яро-славский вокзал Москвы. Завершение Транссиба на восточной окраине России – Владивостокский вокзал – находится на берегу бухты Золотой Рог Японского моря. На своем пути Транссиб пересекает 16 крупных рек: к примеру, в нашей области – Тобол возле г. Ялуторовска.
К немногим скоростным (скорость пассажирских составов до 120–130 км) относятся участки магистрали, расположенные на Западно-Сибирской низменности: Карбышево-1 (западнее Иртыша) – Называевская – Ялуторовск – Войновка (перед Тюменью); Шарташ (станция в Екатеринбурге) – Богданович – Тюмень.
Транссиб проходит по территории двух континентов: Европы (1777 км) и Азии (7512 км) и пересекает материк Евразию с запада на восток. На Европу приходится 19,1 процента длины магистрали, на Азию – 80,9 процента. Условной границей Европы и Азии принят 1778-й км дороги. Там, близ города Первоуральска, при пересечении железной дорогой невысокого перевала Центральных Уральских гор установлен памятный знак. Он так и называется: «граница Европы и Азии». Также транссиб является самой протяженной в мире железной дорогой с непрерывной электрификацией от Москвы до Владивостока.
Некоторые думают, что термин «Транссиб» надо толковать как путь, соединяющий Урал и Дальний Восток, буквально проходящий «сквозь» Сибирь (Trans-Siberian). Но это противоречит положению дел и не отражает истинного значения магистрали. Название дали англичане, окрестившие путь не Great Siberian Way, как должен звучать буквальный перевод с русского, а Trans-Siberian Railway. Слово укоренилось в речи. Постройка Транссиба для России в 1891–1913 годах обошлась почти в полтора миллиарда рублей.
Началом строительства считается 19 (31) мая 1891 года в районе близ Владивостока (Куперовская падь), когда через две недели после своего 23-летия на закладке присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Запись из дневника экс-императора России: «4 августа [1917 г.].
Пятница. Перевалив Урал, почувствовали значительную прохладу… Тащились невероятно медленно, чтобы прибыть в Тюмень поздно, в 11½ часа. Там поезд подошел почти к пристани, так что пришлось только спуститься на пароход. Наш называется «Русь». Началась перегрузка вещей, продолжавшаяся всю ночь... Отошли от Тюмени около 6 часов».