Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Музей – остров обитаемый

Общество, 02:01, 22 сентября 2011, Марина ВИЛЮК
Слушать новость
Музей – остров обитаемый. .

Или как жители сибирской глубинки знакомятся с прекрасными произведениями искусства


Кроме предметов русской старины – привычных обитателей сельских музеев, в историко-краеведческом центре Нижней Тавды можно увидеть оригинальные картины тюменских и грузинских художников, красочные экспозиции, посвященные культуре сибирских татар, Японии, а также экзотических бабочек и уральские самоцветы. Примерно раз  в полтора месяца появляются новые передвижные выставки. Организует их молодая, инициативная, неподдельно интересующаяся мировым культурным наследием Ольга Куксгаузен, директор историко-краеведческого центра автономного учреждения «Культура». Уроженка Нижнетавдинского района, она любит свое дело и стремится приобщить земляков к высокому искусству.

Корреспондент издания побеседовала с Ольгой Куксгаузен о том, как удалось превратить обычный сельский музей в современный выставочный салон и какие ценности несет людям этот очаг просвещения.

– Ольга Владимировна, выставляя изобразительное искусство, коллекции интересных предметов, вы уходите от традиционной для села краеведческой тематики?

– Как правило, сельские музеи годами демонстрируют одни и те же краеведческие экспозиции. Есть выставка? Есть. А жизни-то в музее нет! Люди на экскурсии не идут. Потому что  у населения сложился образ сельского музея как чего-то старого, пыльного, неинтересного. Необходимо этот стереотип развеять. Но людей надо как-то привлечь. Чем разнообразнее и насыщеннее будет информация, тем лучше музей как институт выполнит социальные задачи.

Традиционный фонд центра оформлен в экспозицию «Сибирское подворье», которая представляет избу зажиточного русского крестьянина конца XIX – начала XX веков. Она пользуется интересом прежде всего у туристов-горожан. Мы же как муниципальный отдел культуры должны ориентироваться на селян. Поэтому делаем ставку на передвижные выставки, чередуя их с краеведческими. К примеру, нынче знакомили посетителей музея с бытом и культурой сибирских татар.

Выставляли предметы домашнего обихода, обрядов. Разучивали с детьми традиционные игры и танцы. В рамках этнокультурной толерантности (ведь район многонациональный) работаем над организацией выставки чувашской культуры.

Пополнить краеведческий фонд нечем – исторических вещей даже у жителей отдаленных деревень не сохранилось. Ищу новые формы работы. На территории района ученые вели археологические раскопки, но все, что находили, увозили в Тюмень, Томск,  Новосибирск, Омск, Москву. Три года назад начали сотрудничать с тюменским археологом Ириной Чикуновой. Под ее руководством на раскопках работают школьники Нижнетавдинского района. Важно, что все найденные предметы после описания ученый возвращает в наш музей.

В 2009 году раскопки велись недалеко от села Нижняя Тавда, на месте средневекового поселения (IX–XI вв.), где жили предки манси – вогулы. В результате почти пять тысяч предметов передано в музей, чем горжусь. По итогам трехлетних раскопок соберем и покажем интереснейшую археологическую коллекцию. Таким  образом, передвижными выставками привлекаем в музей посетителей, краеведческими – заинтересовываем историей народа.

– Расскажите, как пришли к идее создания современного музея-салона.

– Когда училась в университете, преподаватель психологии призывала: ходите в музеи. Но  я приехала из села, понятия о музее не имела, страшно было порог перешагнуть. Сходила один раз, другой и поняла, что чем больше посещаю выставки, тем лучше узнаю техники, художников, в сознании формируется внутреннее понимание прекрасного.

Для деревенских детей доехать до районного центра, отправиться за десятки километров от дома – уже событие! Поэтому хочу, чтобы на местах тоже была возможность формировать более высоеий уровень культуры. В этом свете организация передвижных выставок – тема очень актуальная. Когда в музей приходят дети и взрослые, не только показываем картины, но  и учим воспринимать произведения изобразительного искусства. С ребятами работаем с детского сада, продолжаем в школе. Замечаю, что они стремятся к познанию, впитывают все, что видят. Завороженно смотрят на картины, легко идут на диалог, начинают мыслить. Глядя на них, понимаешь, что работаешь не зря. Те, кто ходит в музей с раннего детства, заметно отличаются от сверстников. Музей насыщен информацией. чем лучше человек подготовлен к ее восприятию, тем больше в нем остается. В культуре он не просто прохожий.

– Как удается организовывать передвижные выставки? Сотрудничаете ли  с областными музеями?

– К сожалению, с руководителями тюменских и тобольского музеев трудно договориться о сотрудничестве. Удалось провести лишь несколько совместных мероприятий. Если бы они откликнулись, то жителю глубинки оказались бы доступны  для познания картины, коллекции интереснейших предметов! Пока сельские отделы культуры находятся в вакууме, «варятся в своей каше», и деревенские дети лишены возможности посещать выставки и музеи. Нужна областная программа, которая объединит все институты культуры и поможет развиваться музеям в глубинке.

– Какие отношения складываются с художниками, коллекционерами?

– Стараюсь чаще бывать в Тюмени. Знакомлюсь, приглашаю художников и коллекционеров в Нижнюю Тавду. Например, архитектор из Тюмени Давид Хевсуриани предоставил часть своей коллекции картин грузинских художников. Это портреты женщин, карнавальные, сказочные женские образы – яркие, колоритные, запоминающиеся произведения. Особое философское настроение, мысли о вечном возникают при виде картины Заза Корели «Грузинская церковь». Впечатляет «Корабль» Георгия Хубуа.

Удалось организовать персональную выставку тюменского художника-реставратора Татьяны Глазуновой. Впервые ее работы увидела в приходе нижнетавдинского храма Святой Троицы. Ее картины написаны акварелью в стиле графики. Они по-детски чисты, наивны и мудры. Творчество Глазуновой – сложный путь в детские мечты и фантазии, что так необходимо современному человеку. Договорились с ней создать экспозицию по истории иконописи, рождественскую выставку. Запланировали осенью привезти работы по батику.

Когда искала творческих людей – уроженцев Нижнетавдинского района, познакомилась с медальером Владимиром Золотухиным. Он теперь тюменец, хочу организовать его персональную выставку. Стараюсь привлекать профессиональных художников. Убеждаю их выставиться у нас, потому что  и сельским жителям интересны произведения искусства. Со временем поняла, что чем профессиональнее художник, тем больше он желает показывать свои работы.

– Ольга Владимировна, удалось ли вам привлечь внимание земляков?

– Моя основная цель – познакомить людей с произведениями искусства. Вкус складывается постепенно и проявляется в характере, делах, стремлениях человека. У детей на экскурсиях масса эмоций. Дома ребята делятся впечатлениями с мамами и папами, бабушками и дедушками. Рассказывают об увиденном, рисуют. Родители, заинтересовавшись, приходят к нам вместе с друзьями и родственниками. Вот так и возникает связь. Теперь жители Нижней Тавды, встретив меня на улице, спрашивают о планируемых выставках. Рада, что  работа центра видна и интересна:  у людей возникает потребность созерцать прекрасное, изучать культурные ценности.

Или как жители сибирской глубинки знакомятся с прекрасными произведениями искусства


Кроме предметов русской старины – привычных обитателей сельских музеев, в историко-краеведческом центре Нижней Тавды можно увидеть оригинальные картины тюменских и грузинских художников, красочные экспозиции, посвященные культуре сибирских татар, Японии, а также экзотических бабочек и уральские самоцветы. Примерно раз  в полтора месяца появляются новые передвижные выставки. Организует их молодая, инициативная, неподдельно интересующаяся мировым культурным наследием Ольга Куксгаузен, директор историко-краеведческого центра автономного учреждения «Культура». Уроженка Нижнетавдинского района, она любит свое дело и стремится приобщить земляков к высокому искусству.

Корреспондент издания побеседовала с Ольгой Куксгаузен о том, как удалось превратить обычный сельский музей в современный выставочный салон и какие ценности несет людям этот очаг просвещения.

– Ольга Владимировна, выставляя изобразительное искусство, коллекции интересных предметов, вы уходите от традиционной для села краеведческой тематики?

– Как правило, сельские музеи годами демонстрируют одни и те же краеведческие экспозиции. Есть выставка? Есть. А жизни-то в музее нет! Люди на экскурсии не идут. Потому что  у населения сложился образ сельского музея как чего-то старого, пыльного, неинтересного. Необходимо этот стереотип развеять. Но людей надо как-то привлечь. Чем разнообразнее и насыщеннее будет информация, тем лучше музей как институт выполнит социальные задачи.

Традиционный фонд центра оформлен в экспозицию «Сибирское подворье», которая представляет избу зажиточного русского крестьянина конца XIX – начала XX веков. Она пользуется интересом прежде всего у туристов-горожан. Мы же как муниципальный отдел культуры должны ориентироваться на селян. Поэтому делаем ставку на передвижные выставки, чередуя их с краеведческими. К примеру, нынче знакомили посетителей музея с бытом и культурой сибирских татар.

Выставляли предметы домашнего обихода, обрядов. Разучивали с детьми традиционные игры и танцы. В рамках этнокультурной толерантности (ведь район многонациональный) работаем над организацией выставки чувашской культуры.

Пополнить краеведческий фонд нечем – исторических вещей даже у жителей отдаленных деревень не сохранилось. Ищу новые формы работы. На территории района ученые вели археологические раскопки, но все, что находили, увозили в Тюмень, Томск,  Новосибирск, Омск, Москву. Три года назад начали сотрудничать с тюменским археологом Ириной Чикуновой. Под ее руководством на раскопках работают школьники Нижнетавдинского района. Важно, что все найденные предметы после описания ученый возвращает в наш музей.

В 2009 году раскопки велись недалеко от села Нижняя Тавда, на месте средневекового поселения (IX–XI вв.), где жили предки манси – вогулы. В результате почти пять тысяч предметов передано в музей, чем горжусь. По итогам трехлетних раскопок соберем и покажем интереснейшую археологическую коллекцию. Таким  образом, передвижными выставками привлекаем в музей посетителей, краеведческими – заинтересовываем историей народа.

– Расскажите, как пришли к идее создания современного музея-салона.

– Когда училась в университете, преподаватель психологии призывала: ходите в музеи. Но  я приехала из села, понятия о музее не имела, страшно было порог перешагнуть. Сходила один раз, другой и поняла, что чем больше посещаю выставки, тем лучше узнаю техники, художников, в сознании формируется внутреннее понимание прекрасного.

Для деревенских детей доехать до районного центра, отправиться за десятки километров от дома – уже событие! Поэтому хочу, чтобы на местах тоже была возможность формировать более высоеий уровень культуры. В этом свете организация передвижных выставок – тема очень актуальная. Когда в музей приходят дети и взрослые, не только показываем картины, но  и учим воспринимать произведения изобразительного искусства. С ребятами работаем с детского сада, продолжаем в школе. Замечаю, что они стремятся к познанию, впитывают все, что видят. Завороженно смотрят на картины, легко идут на диалог, начинают мыслить. Глядя на них, понимаешь, что работаешь не зря. Те, кто ходит в музей с раннего детства, заметно отличаются от сверстников. Музей насыщен информацией. чем лучше человек подготовлен к ее восприятию, тем больше в нем остается. В культуре он не просто прохожий.

– Как удается организовывать передвижные выставки? Сотрудничаете ли  с областными музеями?

– К сожалению, с руководителями тюменских и тобольского музеев трудно договориться о сотрудничестве. Удалось провести лишь несколько совместных мероприятий. Если бы они откликнулись, то жителю глубинки оказались бы доступны  для познания картины, коллекции интереснейших предметов! Пока сельские отделы культуры находятся в вакууме, «варятся в своей каше», и деревенские дети лишены возможности посещать выставки и музеи. Нужна областная программа, которая объединит все институты культуры и поможет развиваться музеям в глубинке.

– Какие отношения складываются с художниками, коллекционерами?

– Стараюсь чаще бывать в Тюмени. Знакомлюсь, приглашаю художников и коллекционеров в Нижнюю Тавду. Например, архитектор из Тюмени Давид Хевсуриани предоставил часть своей коллекции картин грузинских художников. Это портреты женщин, карнавальные, сказочные женские образы – яркие, колоритные, запоминающиеся произведения. Особое философское настроение, мысли о вечном возникают при виде картины Заза Корели «Грузинская церковь». Впечатляет «Корабль» Георгия Хубуа.

Удалось организовать персональную выставку тюменского художника-реставратора Татьяны Глазуновой. Впервые ее работы увидела в приходе нижнетавдинского храма Святой Троицы. Ее картины написаны акварелью в стиле графики. Они по-детски чисты, наивны и мудры. Творчество Глазуновой – сложный путь в детские мечты и фантазии, что так необходимо современному человеку. Договорились с ней создать экспозицию по истории иконописи, рождественскую выставку. Запланировали осенью привезти работы по батику.

Когда искала творческих людей – уроженцев Нижнетавдинского района, познакомилась с медальером Владимиром Золотухиным. Он теперь тюменец, хочу организовать его персональную выставку. Стараюсь привлекать профессиональных художников. Убеждаю их выставиться у нас, потому что  и сельским жителям интересны произведения искусства. Со временем поняла, что чем профессиональнее художник, тем больше он желает показывать свои работы.

– Ольга Владимировна, удалось ли вам привлечь внимание земляков?

– Моя основная цель – познакомить людей с произведениями искусства. Вкус складывается постепенно и проявляется в характере, делах, стремлениях человека. У детей на экскурсиях масса эмоций. Дома ребята делятся впечатлениями с мамами и папами, бабушками и дедушками. Рассказывают об увиденном, рисуют. Родители, заинтересовавшись, приходят к нам вместе с друзьями и родственниками. Вот так и возникает связь. Теперь жители Нижней Тавды, встретив меня на улице, спрашивают о планируемых выставках. Рада, что  работа центра видна и интересна:  у людей возникает потребность созерцать прекрасное, изучать культурные ценности.



В Тюмени неделю искали 60-летнюю автоледи, которая сбила ребенка и скрылась

20 ноября

Совет Федерации одобрил закон о запрете пропаганды чайлдфри

20 ноября