Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Загадочный арктический шельф

Экономика, 02:01, 20 сентября 2011, Владимир КОНЮХОВ
Слушать новость
Загадочный арктический шельф. .

Геологи уверены, что нефтяные и газовые ресурсы Западной Сибири еще не исчерпаны


Осведомленный читатель знает, что Тюменский регион располагает гигантскими природными ресурсами, которые определяют не только его настоящее и будущее, но и играют важную роль в экономике многих государств – потребителей российского углеводородного сырья. Вместе с тем приходится констатировать, что нефтегазовый комплекс начинает терять позиции.

К настоящему времени изученность недр резко снизилась: за последние 20 лет крупные месторождения практически не открываются, а имеющиеся вступили в позднюю стадию добычи. Например, на газовом гиганте Уренгойском и нефтяном Самотлорском выработанность достигла 66–76 процентов.

Это пред-определяет задачу активизации поисков новых перспективных районов. Уникальным для постановки таких работ считается Ямало-Карский центр (ЯКЦ), охватывающий полуостров Ямал, шельф Карского моря, Обскую губу, западную часть полуострова Гыданского. ЯНАО, помимо газа и нефти, очень богат конденсатом, который собственных месторождений не образует. Он учитывается в газе как ценнейший сопутствующий продукт нефтехимического сырья.

Освоение залежей газоконденсата требует создания отдельной системы его транспортировки. Мировая тенденция к расширению районов добычи углеводородов (УВ) также направлена в сторону северных морей. Россия, имея значительные арктические территории и их высокий потенциал, несомненно должна играть ведущую роль.

Запасы и проблемы


Что же мы знаем о недрах северных морских пучин? На всю морскую часть указанного центра в Карском море обнаружены пока два месторождения: Русановское и Ленинградское (1989 г.). Запасы газа и его локализованные ресурсы в верхних пластах оцениваются в объеме около девяти триллионов кубометров. В более глубоких горизонтах предполагаются нефтеконденсатные залежи – до двух миллиардов тонн жидких УВ. Прибрежный шельф, разведанный менее чем на пять процентов, будут вплотную изучать, вероятно, не ранее 2030 года. Но без подтверждения глубоким бурением запасы в известной мере виртуальны. Сейчас мы находимся в положении сказочного Али-Бабы, оказавшегося возле таинственной пещеры со скрытыми там богатствами, но не знающего, сколько их  и какие они.

Каждое продвижение в сторону труднодоступных, малоосвоенных районов удорожает поиски и разведку, требует новой техники и современных технологий. Казалось бы, стоит подождать лучших времен. Все так, если бы не было примера успешного хозяйствования в той же Норвегии.

Показательно, что изучение северных шельфов Россия и Норвегия начали одновременно. В далеком 1958 году руководство норвежской геологической службы заявило об отсутствии на своем шельфе нефти. Тем не менее в 1969 годунекая американская компания, занимавшаяся там поисками, обнаружила крупное нефтяное месторождение, а через два года началась добыча. В итоге, позаимствовав опыт, Норвегия за одно десятилетие стала лидером на мировом рынке подвод-ного бурового оборудования, плавучих систем нефтедобычи. Бразилии потребовалось 30 лет, чтобы стать рекордсменом по глубокому бурению на морском дне. И хотя Россия обладает уникальными ресурсами газа (свыше 30 процентов мировых), нам не позволительно тратить десятилетия, чтобы выйти на их уровень.

В Баренцевом море уникальные запасы УВ-сырья заключены в Штокмановском месторождении. Они могут обеспечить ежегодную добычу 70 миллиардов кубометров газа и 0,6 миллиона тонн конденсата в течение 50 лет. Возникает дилемма: сконцентрировать все усилия на этом месторождении или практически параллельно первой стратегии вести геологическое изучение и поиски на шельфах ЯКЦ (вторая стратегия). Думается, надо вплотную заниматься этой проблемой, иначе отставание нашего ТЭК будет катастрофическим.

А что, если...


Толчком для разворота ГРР на рассматриваемых шельфах может стать проект создания крупного тюменского транспортного узла на базе ЯКЦ. Аргументы данной точки зрения следующие:

1. Сырьевой потенциал ЯКЦ не уступает, а скорее превосходит район Штокмановского месторождения.

2. Представляется возможным использование архипелага Новая Земля; трасса предполагаемого газопровода от этого месторождения вдвое короче, чем до г. Мурманска, и пройдет по значительно меньшим глубинам. Добавим, что на юго-западном побережье Новой Земли даже зимой не наблюдается льдообразования, а в Белушьей Губе есть каботажный порт, жилой поселок, аэродром, системы энерго- и водоснабжения.

3. Вполне реально укрупнение отмеченного центра за счет присоединения к нему шельфа Печорского моря, где уже разведано крупное нефтяное месторождение Приразломное, которое не осваивается из-за отсутствия платформы. По соседству с ним находится Долгинское нефтяное месторождение примерно с такими же запасами. В рамках этого варианта может рассматриваться идея строительства завода по сжижению природного газа (в перспективе и нефтеперерабатывающего), чему будут способствовать транспортные коммуникации, прокладываемые сейчас до Бованенковского месторождения и далее до прибрежной зоны. Важным моментом объединения в данное время является то, что Печорский объект включает в себя нефтяные «кладовые» в отличие от газоконденсатных, выявленных на шельфе Карского моря.

4. Раскрывается перспектива большего оживления трассы Северного морского пути, на котором далее, в море Лаптевых, выявлено 20 перспективных на УВ локальных структур; на шельфе Берингова моря ждут своего часа десять зон возможного нефтегазонакопления. В Охотском море, помимо трех выявленных нефтегазоконденсатных месторождений, установлено наличие еще 12 таких же объектов с ресурсами, оцениваемыми в миллиард тонн условного топлива (из расчета: тонна нефти равна 1000 м3 газа).

5. Относительно разговоров о трудностях транспортировки УВ  в ледовых условиях заметим, что с 1988 года на линии Мурманск – Дудинка ведется регулярная навигация, обеспеченная атомными ледоколами.

В Тюменской области ныне успешно реализуется ряд крупных проектов. Предлагаемый мог бы стать не менее масштабным и значимым.

Владимир КОНЮХОВ, кандидат геолого-минералогических наук

Геологи уверены, что нефтяные и газовые ресурсы Западной Сибири еще не исчерпаны


Осведомленный читатель знает, что Тюменский регион располагает гигантскими природными ресурсами, которые определяют не только его настоящее и будущее, но и играют важную роль в экономике многих государств – потребителей российского углеводородного сырья. Вместе с тем приходится констатировать, что нефтегазовый комплекс начинает терять позиции.

К настоящему времени изученность недр резко снизилась: за последние 20 лет крупные месторождения практически не открываются, а имеющиеся вступили в позднюю стадию добычи. Например, на газовом гиганте Уренгойском и нефтяном Самотлорском выработанность достигла 66–76 процентов.

Это пред-определяет задачу активизации поисков новых перспективных районов. Уникальным для постановки таких работ считается Ямало-Карский центр (ЯКЦ), охватывающий полуостров Ямал, шельф Карского моря, Обскую губу, западную часть полуострова Гыданского. ЯНАО, помимо газа и нефти, очень богат конденсатом, который собственных месторождений не образует. Он учитывается в газе как ценнейший сопутствующий продукт нефтехимического сырья.

Освоение залежей газоконденсата требует создания отдельной системы его транспортировки. Мировая тенденция к расширению районов добычи углеводородов (УВ) также направлена в сторону северных морей. Россия, имея значительные арктические территории и их высокий потенциал, несомненно должна играть ведущую роль.

Запасы и проблемы


Что же мы знаем о недрах северных морских пучин? На всю морскую часть указанного центра в Карском море обнаружены пока два месторождения: Русановское и Ленинградское (1989 г.). Запасы газа и его локализованные ресурсы в верхних пластах оцениваются в объеме около девяти триллионов кубометров. В более глубоких горизонтах предполагаются нефтеконденсатные залежи – до двух миллиардов тонн жидких УВ. Прибрежный шельф, разведанный менее чем на пять процентов, будут вплотную изучать, вероятно, не ранее 2030 года. Но без подтверждения глубоким бурением запасы в известной мере виртуальны. Сейчас мы находимся в положении сказочного Али-Бабы, оказавшегося возле таинственной пещеры со скрытыми там богатствами, но не знающего, сколько их  и какие они.

Каждое продвижение в сторону труднодоступных, малоосвоенных районов удорожает поиски и разведку, требует новой техники и современных технологий. Казалось бы, стоит подождать лучших времен. Все так, если бы не было примера успешного хозяйствования в той же Норвегии.

Показательно, что изучение северных шельфов Россия и Норвегия начали одновременно. В далеком 1958 году руководство норвежской геологической службы заявило об отсутствии на своем шельфе нефти. Тем не менее в 1969 годунекая американская компания, занимавшаяся там поисками, обнаружила крупное нефтяное месторождение, а через два года началась добыча. В итоге, позаимствовав опыт, Норвегия за одно десятилетие стала лидером на мировом рынке подвод-ного бурового оборудования, плавучих систем нефтедобычи. Бразилии потребовалось 30 лет, чтобы стать рекордсменом по глубокому бурению на морском дне. И хотя Россия обладает уникальными ресурсами газа (свыше 30 процентов мировых), нам не позволительно тратить десятилетия, чтобы выйти на их уровень.

В Баренцевом море уникальные запасы УВ-сырья заключены в Штокмановском месторождении. Они могут обеспечить ежегодную добычу 70 миллиардов кубометров газа и 0,6 миллиона тонн конденсата в течение 50 лет. Возникает дилемма: сконцентрировать все усилия на этом месторождении или практически параллельно первой стратегии вести геологическое изучение и поиски на шельфах ЯКЦ (вторая стратегия). Думается, надо вплотную заниматься этой проблемой, иначе отставание нашего ТЭК будет катастрофическим.

А что, если...


Толчком для разворота ГРР на рассматриваемых шельфах может стать проект создания крупного тюменского транспортного узла на базе ЯКЦ. Аргументы данной точки зрения следующие:

1. Сырьевой потенциал ЯКЦ не уступает, а скорее превосходит район Штокмановского месторождения.

2. Представляется возможным использование архипелага Новая Земля; трасса предполагаемого газопровода от этого месторождения вдвое короче, чем до г. Мурманска, и пройдет по значительно меньшим глубинам. Добавим, что на юго-западном побережье Новой Земли даже зимой не наблюдается льдообразования, а в Белушьей Губе есть каботажный порт, жилой поселок, аэродром, системы энерго- и водоснабжения.

3. Вполне реально укрупнение отмеченного центра за счет присоединения к нему шельфа Печорского моря, где уже разведано крупное нефтяное месторождение Приразломное, которое не осваивается из-за отсутствия платформы. По соседству с ним находится Долгинское нефтяное месторождение примерно с такими же запасами. В рамках этого варианта может рассматриваться идея строительства завода по сжижению природного газа (в перспективе и нефтеперерабатывающего), чему будут способствовать транспортные коммуникации, прокладываемые сейчас до Бованенковского месторождения и далее до прибрежной зоны. Важным моментом объединения в данное время является то, что Печорский объект включает в себя нефтяные «кладовые» в отличие от газоконденсатных, выявленных на шельфе Карского моря.

4. Раскрывается перспектива большего оживления трассы Северного морского пути, на котором далее, в море Лаптевых, выявлено 20 перспективных на УВ локальных структур; на шельфе Берингова моря ждут своего часа десять зон возможного нефтегазонакопления. В Охотском море, помимо трех выявленных нефтегазоконденсатных месторождений, установлено наличие еще 12 таких же объектов с ресурсами, оцениваемыми в миллиард тонн условного топлива (из расчета: тонна нефти равна 1000 м3 газа).

5. Относительно разговоров о трудностях транспортировки УВ  в ледовых условиях заметим, что с 1988 года на линии Мурманск – Дудинка ведется регулярная навигация, обеспеченная атомными ледоколами.

В Тюменской области ныне успешно реализуется ряд крупных проектов. Предлагаемый мог бы стать не менее масштабным и значимым.

Владимир КОНЮХОВ, кандидат геолого-минералогических наук



Потребительский кредит: виды, преимущества и рекомендации

23 апреля

Летний строительный сезон – 2024 стартовал на выставке «Загород Экспо»

23 апреля