Английская система образования: взгляд изнутри
В этом году я закончила школу в городе Сент-Неотс недалеко от Лондона и хочу рассказать о том, как учатся английские дети. Британская система образования отличается от российской, в частности, своей структурой.
Дети идут в первый класс, когда им исполняется четыре года. На самом деле, это не так рано, как кажется, поскольку первый класс – подготовительный и больше похож на детский сад, чем на серьезную учебу. В нем дети учатся писать, читать и решать простые примеры по математике, но большинство занятий проводятся в виде игр.
После второго класса дети идут в младшие классы средней школы, где занимаются интенсивнее, пишут небольшие сочинения. Оценки не ставятся до пятого класса, а в шестом выставляются только за контрольные работы. Это имеет и преимущества, и недостатки.
В конце второго и шестого классов ученики пишут тесты по математике, английскому и естественным наукам. По их результатам представители государственных образовательных органов проверяют, как учебные заведения выполняют свои функции.
Каждый год классы переформировываются и меняются учителя, чтобы дети общались с разными людьми. После шестого класса дети ходят в среднюю школу. Их новые учителя частично пользуются результатами контрольных работ, написанных в шестом классе, чтобы предсказать, какие оценки ученики получат за выпускные экзамены.
Эти экзамены сдают в одиннадцатом классе. Математика, английский язык и естественные науки являются обязательными предметами, также можно выбрать для сдачи до пяти других предметов.
На этом можно закончить учебу и идти работать. Большинство людей выбирают продолжение учебы, и у них есть два варианта. Можно поступить в колледж, где изучают один предмет, направленный на получение определенной профессии, например, парикмахерское дело.
Если не хочется сразу специализироваться, то можно остаться в школе и изучать традиционные академические предметы. Курс по каждому из них длится два года. Первую половину экзаменов сдают в первом году, а вторую во втором. Тогда уже есть полная свобода выбора, и есть новые предметы, например, социология, политика, экономика. Единственное ограничение – это то, что больше пяти предметов изучать одновременно нельзя. Почти все выбирают четыре предмета и один, как правило, бросают в конце первого года, хотя многие учителя советуют компетентным ученикам продолжать со всеми четырьмя. Их аргумент таков: так как поступают в университет на основе результатов этих экзаменов и количество мест там ограничено, нужно превзойти конкурентов.
Последняя часть образования – университет, но до него путь долгий и сложный. У каждого университета есть определенные требования, оценки, которые надо получить для поступления, причем по разным предметам они обычно различаются. На большинстве курсов есть предметы, которые обязательно изучать в школе. Но иметь хорошие результаты по экзаменам недостаточно, чтобы получить место, так как почти у всех поступающих будут примерно одинаковые результаты. Необходимо отличиться дополнительными знаниями того предмета, на который хочется поступить, например, пройти практику в этой сфере, ознакомиться с соответствующей литературой.
Когда подают заявку, надо написать так называемое личное изложение, в котором не может быть более 4000 знаков. Оно и должно убедить того, кто отвечает за прием, что ты подходишь для этого курса. Некоторые университеты проводят еще встречи со студентами, чтобы удостовериться, которых из них они готовы принять.