Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Загадочный арктический шельф

20.09.2011
02:01
Загадочный арктический шельф. None. Геологи уверены, что нефтяные и газовые ресурсы Западной Сибири еще не исчерпаныОсведомленный читатель знает, что Тюменский регион располагает гигантскими природными ресурсами, которые определяют не только его настоящее и будущее, но и играют важную роль в экономике многих государств – потребителей российского углеводородного сырья. Вместе с тем приходится констатировать, что нефтегазовый комплекс начинает терять позиции. К настоящему времени изученность недр резко снизилась: за последние 20 лет крупные месторождения практически не открываются, а имеющиеся вступили в позднюю стадию добычи. Например, на газовом гиганте Уренгойском и нефтяном Самотлорском выработанность достигла 66–76 процентов. Это пред-определяет задачу активизации поисков новых перспективных районов. Уникальным для постановки таких работ считается Ямало-Карский центр (ЯКЦ), охватывающий полуостров Ямал, шельф Карского моря, Обскую губу, западную часть полуострова Гыданского. ЯНАО, помимо газа и нефти, очень богат конденсатом, который собственных месторождений не образует. Он учитывается в газе как ценнейший сопутствующий продукт нефтехимического сырья. Освоение залежей газоконденсата требует создания отдельной системы его транспортировки. Мировая тенденция к расширению районов добычи углеводородов (УВ) также направлена в сторону северных морей. Россия, имея значительные арктические территории и их высокий потенциал, несомненно должна играть ведущую роль.Запасы и проблемыЧто же мы знаем о недрах северных морских пучин? На всю морскую часть указанного центра в Карском море обнаружены пока два месторождения: Русановское и Ленинградское (1989 г.). Запасы газа и его локализованные ресурсы в верхних пластах оцениваются в объеме около девяти триллионов кубометров. В более глубоких горизонтах предполагаются нефтеконденсатные залежи – до двух миллиардов тонн жидких УВ. Прибрежный шельф, разведанный менее чем на пять процентов, будут вплотную изучать, вероятно, не ранее 2030 года. Но без подтверждения глубоким бурением запасы в известной мере виртуальны. Сейчас мы находимся в положении сказочного Али-Бабы, оказавшегося возле таинственной пещеры со скрытыми там богатствами, но не знающего, сколько их  и какие они. Каждое продвижение в сторону труднодоступных, малоосвоенных районов удорожает поиски и разведку, требует новой техники и современных технологий. Казалось бы, стоит подождать лучших времен. Все так, если бы не было примера успешного хозяйствования в той же Норвегии. Показательно, что изучение северных шельфов Россия и Норвегия начали одновременно. В далеком 1958 году руководство норвежской геологической службы заявило об отсутствии на своем шельфе нефти. Тем не менее в 1969 годунекая американская компания, занимавшаяся там поисками, обнаружила крупное нефтяное месторождение, а через два года началась добыча. В итоге, позаимствовав опыт, Норвегия за одно десятилетие стала лидером на мировом рынке подвод-ного бурового оборудования, плавучих систем нефтедобычи. Бразилии потребовалось 30 лет, чтобы стать рекордсменом по глубокому бурению на морском дне. И хотя Россия обладает уникальными ресурсами газа (свыше 30 процентов мировых), нам не позволительно тратить десятилетия, чтобы выйти на их уровень. В Баренцевом море уникальные запасы УВ-сырья заключены в Штокмановском месторождении. Они могут обеспечить ежегодную добычу 70 миллиардов кубометров газа и 0,6 миллиона тонн конденсата в течение 50 лет. Возникает дилемма: сконцентрировать все усилия на этом месторождении или практически параллельно первой стратегии вести геологическое изучение и поиски на шельфах ЯКЦ (вторая стратегия). Думается, надо вплотную заниматься этой проблемой, иначе отставание нашего ТЭК будет катастрофическим.А что, если...Толчком для разворота ГРР на рассматриваемых шельфах может стать проект создания крупного тюменского транспортного узла на базе ЯКЦ. Аргументы данной точки зрения следующие: 1. Сырьевой потенциал ЯКЦ не уступает, а скорее превосходит район Штокмановского месторождения. 2. Представляется возможным использование архипелага Новая Земля; трасса предполагаемого газопровода от этого месторождения вдвое короче, чем до г. Мурманска, и пройдет по значительно меньшим глубинам. Добавим, что на юго-западном побережье Новой Земли даже зимой не наблюдается льдообразования, а в Белушьей Губе есть каботажный порт, жилой поселок, аэродром, системы энерго- и водоснабжения. 3. Вполне реально укрупнение отмеченного центра за счет присоединения к нему шельфа Печорского моря, где уже разведано крупное нефтяное месторождение Приразломное, которое не осваивается из-за отсутствия платформы. По соседству с ним находится Долгинское нефтяное месторождение примерно с такими же запасами. В рамках этого варианта может рассматриваться идея строительства завода по сжижению природного газа (в перспективе и нефтеперерабатывающего), чему будут способствовать транспортные коммуникации, прокладываемые сейчас до Бованенковского месторождения и далее до прибрежной зоны. Важным моментом объединения в данное время является то, что Печорский объект включает в себя нефтяные «кладовые» в отличие от газоконденсатных, выявленных на шельфе Карского моря. 4. Раскрывается перспектива большего оживления трассы Северного морского пути, на котором далее, в море Лаптевых, выявлено 20 перспективных на УВ локальных структур; на шельфе Берингова моря ждут своего часа десять зон возможного нефтегазонакопления. В Охотском море, помимо трех выявленных нефтегазоконденсатных месторождений, установлено наличие еще 12 таких же объектов с ресурсами, оцениваемыми в миллиард тонн условного топлива (из расчета: тонна нефти равна 1000 м3 газа). 5. Относительно разговоров о трудностях транспортировки УВ  в ледовых условиях заметим, что с 1988 года на линии Мурманск – Дудинка ведется регулярная навигация, обеспеченная атомными ледоколами. В Тюменской области ныне успешно реализуется ряд крупных проектов. Предлагаемый мог бы стать не менее масштабным и значимым. Владимир КОНЮХОВ, кандидат геолого-минералогических наук

Геологи уверены, что нефтяные и газовые ресурсы Западной Сибири еще не исчерпаны


Осведомленный читатель знает, что Тюменский регион располагает гигантскими природными ресурсами, которые определяют не только его настоящее и будущее, но и играют важную роль в экономике многих государств – потребителей российского углеводородного сырья. Вместе с тем приходится констатировать, что нефтегазовый комплекс начинает терять позиции.

К настоящему времени изученность недр резко снизилась: за последние 20 лет крупные месторождения практически не открываются, а имеющиеся вступили в позднюю стадию добычи. Например, на газовом гиганте Уренгойском и нефтяном Самотлорском выработанность достигла 66–76 процентов.

Это пред-определяет задачу активизации поисков новых перспективных районов. Уникальным для постановки таких работ считается Ямало-Карский центр (ЯКЦ), охватывающий полуостров Ямал, шельф Карского моря, Обскую губу, западную часть полуострова Гыданского. ЯНАО, помимо газа и нефти, очень богат конденсатом, который собственных месторождений не образует. Он учитывается в газе как ценнейший сопутствующий продукт нефтехимического сырья.

Освоение залежей газоконденсата требует создания отдельной системы его транспортировки. Мировая тенденция к расширению районов добычи углеводородов (УВ) также направлена в сторону северных морей. Россия, имея значительные арктические территории и их высокий потенциал, несомненно должна играть ведущую роль.

Запасы и проблемы


Что же мы знаем о недрах северных морских пучин? На всю морскую часть указанного центра в Карском море обнаружены пока два месторождения: Русановское и Ленинградское (1989 г.). Запасы газа и его локализованные ресурсы в верхних пластах оцениваются в объеме около девяти триллионов кубометров. В более глубоких горизонтах предполагаются нефтеконденсатные залежи – до двух миллиардов тонн жидких УВ. Прибрежный шельф, разведанный менее чем на пять процентов, будут вплотную изучать, вероятно, не ранее 2030 года. Но без подтверждения глубоким бурением запасы в известной мере виртуальны. Сейчас мы находимся в положении сказочного Али-Бабы, оказавшегося возле таинственной пещеры со скрытыми там богатствами, но не знающего, сколько их  и какие они.

Каждое продвижение в сторону труднодоступных, малоосвоенных районов удорожает поиски и разведку, требует новой техники и современных технологий. Казалось бы, стоит подождать лучших времен. Все так, если бы не было примера успешного хозяйствования в той же Норвегии.

Показательно, что изучение северных шельфов Россия и Норвегия начали одновременно. В далеком 1958 году руководство норвежской геологической службы заявило об отсутствии на своем шельфе нефти. Тем не менее в 1969 годунекая американская компания, занимавшаяся там поисками, обнаружила крупное нефтяное месторождение, а через два года началась добыча. В итоге, позаимствовав опыт, Норвегия за одно десятилетие стала лидером на мировом рынке подвод-ного бурового оборудования, плавучих систем нефтедобычи. Бразилии потребовалось 30 лет, чтобы стать рекордсменом по глубокому бурению на морском дне. И хотя Россия обладает уникальными ресурсами газа (свыше 30 процентов мировых), нам не позволительно тратить десятилетия, чтобы выйти на их уровень.

В Баренцевом море уникальные запасы УВ-сырья заключены в Штокмановском месторождении. Они могут обеспечить ежегодную добычу 70 миллиардов кубометров газа и 0,6 миллиона тонн конденсата в течение 50 лет. Возникает дилемма: сконцентрировать все усилия на этом месторождении или практически параллельно первой стратегии вести геологическое изучение и поиски на шельфах ЯКЦ (вторая стратегия). Думается, надо вплотную заниматься этой проблемой, иначе отставание нашего ТЭК будет катастрофическим.

А что, если...


Толчком для разворота ГРР на рассматриваемых шельфах может стать проект создания крупного тюменского транспортного узла на базе ЯКЦ. Аргументы данной точки зрения следующие:

1. Сырьевой потенциал ЯКЦ не уступает, а скорее превосходит район Штокмановского месторождения.

2. Представляется возможным использование архипелага Новая Земля; трасса предполагаемого газопровода от этого месторождения вдвое короче, чем до г. Мурманска, и пройдет по значительно меньшим глубинам. Добавим, что на юго-западном побережье Новой Земли даже зимой не наблюдается льдообразования, а в Белушьей Губе есть каботажный порт, жилой поселок, аэродром, системы энерго- и водоснабжения.

3. Вполне реально укрупнение отмеченного центра за счет присоединения к нему шельфа Печорского моря, где уже разведано крупное нефтяное месторождение Приразломное, которое не осваивается из-за отсутствия платформы. По соседству с ним находится Долгинское нефтяное месторождение примерно с такими же запасами. В рамках этого варианта может рассматриваться идея строительства завода по сжижению природного газа (в перспективе и нефтеперерабатывающего), чему будут способствовать транспортные коммуникации, прокладываемые сейчас до Бованенковского месторождения и далее до прибрежной зоны. Важным моментом объединения в данное время является то, что Печорский объект включает в себя нефтяные «кладовые» в отличие от газоконденсатных, выявленных на шельфе Карского моря.

4. Раскрывается перспектива большего оживления трассы Северного морского пути, на котором далее, в море Лаптевых, выявлено 20 перспективных на УВ локальных структур; на шельфе Берингова моря ждут своего часа десять зон возможного нефтегазонакопления. В Охотском море, помимо трех выявленных нефтегазоконденсатных месторождений, установлено наличие еще 12 таких же объектов с ресурсами, оцениваемыми в миллиард тонн условного топлива (из расчета: тонна нефти равна 1000 м3 газа).

5. Относительно разговоров о трудностях транспортировки УВ  в ледовых условиях заметим, что с 1988 года на линии Мурманск – Дудинка ведется регулярная навигация, обеспеченная атомными ледоколами.

В Тюменской области ныне успешно реализуется ряд крупных проектов. Предлагаемый мог бы стать не менее масштабным и значимым.

Владимир КОНЮХОВ, кандидат геолого-минералогических наук

Справка

На морские месторождения в настоящее время приходится 35 процентов извлечения нефти и 12 процентов мировой добычи газа. Эти цифры имеют тенденцию к росту.
860Просмотров

Читать далее
Спрос на работников доставки увеличился из-за опасений по поводу нового локдауна
Главный финансовый документ области приняли в первом чтении
Документ примут на заседании Тюменской областной Думы
Финансовый документ принят в окончательном чтении
Это заслуга как региональных властей, так и всех жителей области
Главный финансовый документ региона примут в четверг, 26 ноября
По итогам двух семинаров участники получат сертификаты и материалы для работы
Опрос
Изменился ли у вас доход в коронавирусный год?
Получаю кратно меньше
Получаю немного меньше
Не изменился
Не изменился, а работы прибавилось
Получаю больше
Не работаю (на пенсии/ учусь)
Я безработный