Сельский учитель чудо-технику берет… в оборот
В школьные классы ворвались информационные технологии. Даже в глубинке у детей есть возможность учиться с помощью современных средств коммуникации, быть в курсе мировых новостей.
Учителя осваивают внедряемые новинки, чтобы дать подрастающему поколению востребованные знания. В последние годы в Тюменской области активно проводилась переподготовка педагогов и в связи с введением новых образовательных стандартов. О школьных заботах в начале учебного года беседуем с Иваном Андреевым, начальником управления образования администрации Нижнетавдинского района.
– Иван Никифорович, расскажите, как идет процесс повышения профессиональной компетенции педагогов в районе?
– Все изменения в школьной жизни происходят в рамках модернизации системы образования в России. Совершенствование работы учительского корпуса – это повышение квалификации педагогических и руководящих кадров: директоров и заместителей, организация в новой форме аттестации. Сюда входит и подготовка учителей к переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
В 2010–2011 учебном году в Нижнетавдинском районе профессиональную переподготовку прошли 162 учителя. Из них двое побывали на курсах «Управление качеством общего образования в условиях реализации федеральных образовательных стандартов нового поколения» в Санкт-Петербурге. Большое внимание уделили подготовке педагогов и руководителей к введению ФГОС нового поколения. На семинаре проучились 72 человека.
Учителя начальных классов про-шли курсы «Организационно-педагогические основы перехода на ФГОС второго поколения в условиях вариативности содержания начального образования». Нынче первые классы во всех школах района занимаются по нововведенным стандартам. Целью учебного процесса является достижение ребенком не предметного, а личного результата. Дети приобретут умение применять полученные знания не только в школе, но и в повседневной жизни. Первоклассники в этом учебном году после уроков с удовольствием занимаются в спортивных секциях, художественных, научно-познавательных, проектных кружках, совершают экскурсии и прогулки.
Для повышения квалификации учителей в Нижнетавдинском районе действует методический совет, одиннадцать методических объ-единений, школа молодого учителя, объединение классных руководителей. Круглый год проводятся тематические семинары, практикумы, инструктивно-методические совещания директоров, конкурсы профессионального мастерства и методических разработок. Учителя показывают достойные результаты и на областном уровне.
В прошлом учебном году аттестованы 87 педагогов, из них повысили квалификационную категорию 34 человека, 53 педагога ее подтвердили. В новой форме (на соответствие должности и категории) прошли аттестацию 39 учителей. Предстоит более активно работать с молодыми кадрами, вовлекать их в публичные дискуссии, распространять наработки опытных наставников.
Повышаем профессиональную компетентность учителя в области теории и практики построения урока с применением современного интерактивного оборудования. Отмечу, что учителя школ все смелее и активнее внедряют в практику компьютерные технологии, эффективнее используют мультимедийное оборудование.
– Штат школ укомплектован или кто-то остается без уроков иностранного языка и физкультуры?
– В последние годы проводили большую работу с кадрами – выпускников школ отправляли учиться в Тобольский педагогический институт, Тюменский государственный университет и педагогический колледж. К нам возвращаются дипломированные специалисты. Нынче пять молодых педагогов начнут профессиональную деятельность в нижнетавдинских школах. Проб-лем с укомплектованием штатов нет. Отмечу, что все начинающие профессиональную деятельность учителя получают жилье. За последние полтора года 18 человек переехали в новые благоустроенные квартиры.
– Насколько успешны выпускники ваших школ? Можно ли уже сейчас говорить об эффективности нововведений?
– В последние годы государство вкладывает в школы огромные средства. Кроме компьютерной техники и интерактивного оборудования образовательные учреждения оснащаем новой мебелью, инвентарем, наглядными пособиями. В большинстве зданий проведены капитальные ремонты. Вкладываются средства и в развитие учительского корпуса. Можно с уверенностью сказать: преобразования эффективно отражаются на воспитании и обучении сельских школьников. Подчеркну, что все выпускники нижнетавдинских школ достойно сдают ЕГЭ и более 60 процентов из них поступает в престижные вузы на бюджетные места. Сейчас выпускник сельской школы – грамотный и уверенный в себе человек.