«Внеурочное детство»
Быть первопроходцем сложно в любом деле, а тем более в педагогике, где любая ошибка в духовно-нравственном воспитании чада может самым непредсказуемым образом отразиться на его дальнейшей судьбе. Но учителя-сибиряки – народ ответственнейший. Искреннее восхищение вызывают их обязательность, исполнительность и трудолюбие.
Все эти качества помогли отважным учительским коллективам создать «пилотные площадки» по отработке новых стандартов. Департамент образования и науки Тюменской области и ТОГИРРО в прошлом учебном году запустили их во многих школах. Оказывается методическая и консультативная помощь другим образовательным учреждениям, которые нынче приступили к введению ФГОС уже в обязательном порядке.
В райцентре Большое Сорокино «пилотировали» сразу четыре «экипажа» первоклашек. Одним из них в школе № 2 «управляла» педагог первой квалификационной категории Татьяна Новосельцева. Опытная учительница, награжденная почетными грамотами Министерства образования и науки РФ и департамента образования и науки Тюменской области, с честью выдержала обязанности «пионера». Ежедневно и кропотливо она прокладывала дорогу вперед вместе с директором Верой Санниковой и завучем Еленой Чумаковой. Сколько сил на это потрачено, ведают 16 семей, доверивших своих ребят в надежные руки наставников.
– Под стандарты «второго поколения» пришлось переработать образовательную программу, – вспоминает Татьяна Афанасьевна, показывая «фолиант» из 150 страниц печатного текста. – Авторский проект защитила в рамках кружка «Познаю мир». Организовывать подобную работу с ребятами нравится и, по-моему, получается неплохо...
Скромничает: выходит очень даже результативно, о чем свидетельствуют благодарности, полученные от учредителей и организаторов Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ, Всероссийской детской конференции «Первые шаги в науку», Всероссийской летней творческой Пушкинской школы.
Авторская программа Татьяны Новосельцевой основана на исследовании природы родного края – в этом ее патриотизм. Ведь любить Россию ребенок учится через влюбленность в малую родину. Разделы программы будят в ребенке потребность
изучать растительный мир, насекомых и обитателей водной стихии. В совокупности все это учит ценить и охранять ту же травинку малую...
Прежде чем запустить программу в действие, Татьяна Афанасьевна заручилась поддержкой ученых педагогического института. Вместе с положительной рецензией они не поскупились на добрые слова в адрес составителя: «Это человек с активной жизненной позицией, стремящийся к постоянному профессиональному росту и совершенствованию, увлеченный работой, желающий помогать подрастающему поколению в выборе правильной дороги».
Да, повезло детям, которых Новосельцева охватила педагогической заботой. Успехам мальчишек и девчонок она радуется не меньше матери родной:
– Настя Жулаева на районном конкурсе заняла третье место с объемными работами из бисера. Кружок «Чудо-бисер» в рамках художественно-эстетического направления у моих ребят вела Елена Слюсарева. Сама с тремя первоклашками – Настей Жула-евой, Кириллом Винтером, Романом Долгушиным – успешно подготовила творческие проекты для Всероссийского конкурса «Я помню, я горжусь!», посвященного 70-летию битвы под Москвой.
Всестороннее развитие малышей после уроков, предусмотренное стандартами (десять часов в неделю), по мнению Татьяны Афанасьевны, дало позитивные плоды. На открытых методических мероприятиях районного уровня в спортивно-оздоровительном и военно-патриотическом направлении правильный «полет» показали педагоги дополнительного образования Светлана Моргунова и Ольга Любич. В октябре 2010 года на открытом занятии по окружающему миру «Животное – живое существо» для воспитателей детских садов и педагогов первых классов Сорокинского района «методоборону» пришлось держать самой Татьяне Новосельцевой.
Весь год она обучала, развивала, опекала и закаляла своих первоклашек. Что, впрочем, намерена делать и в этом году с повзрослевшими, поумневшими и славно отдохнувшими любознашками-непоседами. Впечатлений от экскурсий, походов, ежедневной подкормки птиц, динамических часов, составления книжек-малышек, веселых классных праздников и оформления портфолио вдоволь хватило и ученикам, и их родителям. Последние, по словам Татьяны Новосельцевой, явились для нее верными соратниками в осуществлении непростого эксперимента. Всем им успехов в новом учебном году!