Именные «корабли поднебесья»
Это была одна из самых необычных командировок за последнее время. Не скрою, на языке вертится красивое слово «авантюра». Да, что-то такое в ней неизменно присутствовало: 2 часа 40 минут в небе (самолет из Тюмени следует в Москву), час в международном аэропорту Внуково,..
Это была одна из самых необычных командировок за последнее время. Не скрою, на языке вертится красивое слово «авантюра». Да, что-то такое в ней неизменно присутствовало:
2 часа 40 минут в небе (самолет из Тюмени следует в Москву), час в международном аэропорту Внуково, «вытребованный» случаем на интервью в уютной бизнес-зоне, и снова 2 часа 40 минут над облаками, но уже по направлению к провинциальному дому.
Вот так легендарный министр нефтяной промышленности СССР, руководитель Госплана страны Николай Байбаков, столетие которого отметили 6 марта 2011 года, невольно сыг-рал, нет, не злую шутку, а заметную в журналистской судьбе партию.
Вся эта история началась внезапно и закрутилась споро... Что до продолжения?! Ждем зимы и новых инициатив от общественного фонда имени Виктора Муравленко и международного общественного фонда содействия экономическому развитию имени Николая Байбакова. А пока вернемся к истокам...
Снова встретились. Среди облаков
В декабре 2012 года Россия, вернее, та ее часть, что чтит по зову собственного сердца, а не по указке начальства, отметит столетие со дня рождения Виктора Муравленко. С декабря продолжатели дела знаменитого нефтяника, руководителя, ученого планируют запустить знаковый проект, объединя-ющий города, в которых Виктор Иванович жил и работал, а также людей, с которыми не единожды встречался по службе...
А в начале сентября из тюменского аэропорта Рощино в небо поднялся самолет ТУ-154М с бортовым номером RA-85056 авиакомпании «UTair», которому присвоили имя Николая Байбакова – соратника и друга Муравленко.
Об их общении и взаимопомощи по дороге в Рощино на проводы воздушного корабля рассказал президент фонда имени Муравленко Сергей Великопольский: «Когда началась Великая Отечественная война, Виктор Иванович надел шинель и в звании лейтенанта должен был пойти в действующую армию. Но Байбаков сделал все возможное, чтобы тот остался в тылу. По приказу Сталина Муравленко поручили создать резерв по добыче нефти на Дальнем Востоке, чтобы обезопасить страну от внезапного нападения японцев, находившихся с фашистами в коалиции».
Они оба уже ушли... Но так или иначе все равно «пересекаются». В 2006 году при участии «муравленковского фонда» в свет вышла небольшая книжица «Тюменцы о Байбакове». Этой весной в областном центре состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с участием видных ученых и молодежи из «нефтегаза», приуроченная к столетию Николая Константиновича. В городе Ноябрьске его именем названа улица – эту инициативу поддержал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин. Навстречу неугомонным из фонда имени Муравленко пошел генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов. Отныне одно из недавно открытых месторождений в Сургутском районе называется Байбаковским. И вот уже по миру летает именной ТУ-154, на боках которого – красные буквы, запечатлевшие имя легендарной личности, человека-эпохи! Письмо по поводу осуществления идеи генеральному директору авиакомпании «UTair» Андрею Мартиросову подписал губернатор Тюменской области Владимир Якушев.
– Не сидится ж на месте. Зачем вам это нужно?! – пытаюсь раззадорить Сергея Дмитриевича.
– Нужно для того, чтобы молодое поколение нефтяников и газовиков чтило имена первопроходцев. Они освоили такую громадную территорию – на голом месте построили новые города! Недаром иностранцы до сих пор восхищаются упорством и упрямством русских! Человеческая память должна жить несмотря ни на что. Мы за нее в ответе... – доказывает Великопольский.
Байбаковский самолет провожали торжественно. Иван Нестеров, генеральный директор научно-исследовательского института геологии и природных ресурсов, заместитель директора Института геологии нефти и газа Сибирского отделения РАН, заведующий кафедрой нефти и газа ТюмГНГУ, вспомнил о своем первом знакомстве с Николаем Константиновичем, которое случилось в 1972 году. «Он не был начальником. Он был РУКОВОДИТЕЛЕМ! Вежливым, спокойным... Говорил негромко, зато все сразу смолкали – слушали... Куда бы ни приезжал, все время интересовался судьбой Тюменской области». Владимир Шарпатов, Герой России, отметил, что с именем Байбакова сопряжено развитие гражданской авиации:
АН-12, ИЛ-76 стали популярными именно при нем... Прекрасные дамы Антонина Жарко и Клара Белобородова – ветераны нефтяной промышленности – с удовольствием фотографировались у именного борта. Сергей Корепанов, председатель Тюменской областной Думы, пожелал экипажу и пассажирам счастливого пути! И все без исключения гости высказались, что самолет имени Байбакова – это еще и память о поколении победителей и времени, когда эти самые победители совершали смелые поступки.
Каким он парнем был!
...И вот мы уже в небе. Командир Сергей Суровцев после приветствия путешественников по громкой связи рассказывает об уникальном самолете. Команда бортпроводников (Юлия Семенова, Олеся Войтюк, Сергей Тихонов) выполняет привычную работу: поднимает спинки кресел, пристегивает пассажиров, разносит карамельки, пледы, свежую прессу, настраивает вентиляцию... 2 часа 40 минут – Москва. За бортом 2 сентября плюс 16 градусов. Хорошо!
Еще не отошла от интервью в Тюмени, как началось интервью в столице. В бизнес-зоне аэропорта больше часа байбаковский самолет дожидались два Александра – Ромашин (председатель правления международного общественного фонда содействия экономическому развитию имени Байбакова) и Хавкин (директор департамента технологической поддержки развития ТЭК фонда, академик РАЕН). Вот их небольшие по объему, но такие эмоционально насыщенные монологи-воспоминания о наставнике.
– С Николаем Константиновичем я познакомился по общественной линии. Это случилось на встрече представителей бывших союзных республик – мы оба из Баку... Его пригласили возглавить общество российско-азербайджанской дружбы, на что он, не раздумывая, согласился. Хочу сказать, его волновал не только топливно-энергетический комплекс, но и строительство, социальное благополучие граждан, защита авторских прав, нанотехнологии... Чувствуете диапазон интересов?! Причем Байбаков всегда помогал продвигать толковые идеи и интересные проекты. Знаете, Николай Константинович – это ведь человек-часы, человек-время! Он являлся первоклассным примером пунктуальности: никогда не опаздывал сам и не любил, когда задерживались другие. Хорошо относился к коллегам, не чурался застольных бесед с ними... С виду – тихий, скромный, спокойный, со светлой энергией. Но стоило только надеть пиджак со звездой Героя Соцтруда, сразу преображался – какая мощь, какая стать!.. – рассказал Александр Ромашин.
Хавкин с гордостью продолжил:
– Мне в жизни крупно повезло! О том, что Байбаков – удивительный человек, я, конечно, знал давно, до личного знакомства.
И вот мы встретились... А накануне меня попросили написать отзыв на одну технологическую записку. Оказалось, просил сам Николай Константинович. Общение тет-а-тет – фантастическая вещь! Была у него одна особенность характера: если в течение трех минут человек не мог объяснить суть идеи, Байбаков задавал уточняющий вопрос, но, не получив внятного ответа, сразу заканчивал разговор. Он не играл роль Деда Мороза, готового дать всем по подарку... Его нужно было убедить, заинтересовать, влюбить в проект. Многие нынешние руководители, поднявшись по карьерной лестнице, перестают замечать обычные вещи – их волнует только прибыль. Помню, Байбакову далеко за 90 лет, а он живо интересовался обстановкой на промыслах... До сих пор храню документ, им подписанный, о назначении на должность руководителя департамента технологической поддержки развития ТЭК.
Оба героя в один голос заявили об инженерной хватке и высоком экономическом образовании наставника. Николай Байбаков, несмотря на солидный возраст, поддерживал новшества не только в нефтедобыче и нефтепереработке, но и в других отраслях народного хозяйства. Фонд, с которым сотрудничают большие профессионалы, специалисты из разных отраслей, продолжает дело кумира.
Сейчас проводятся испытания нанодобавок, которые увеличивают прочность цементного камня в 2–2,5 раза. Все это пригодится при строительстве скважин. Департамент, курируемый Хавкиным, предлагает газифицировать Россию с помощью газогидратных технологий (в одном кубометре газогидрата – особого льда – содержится 180 кубометров метана; при его разложении получается газ и вода). Осуществить этот проект реально в течение полутора лет... Нашлось бы финансирование.
Академики утверждают, что если бы Байбаков был жив, то продвинул идеи. «Да это фактически новая отрасль!» – таков прогноз Александра Яковлевича.
...О нем написано несколько книг (в 2010 году в издательстве «Молодая гвардия» в серии «ЖЗЛ» вышло произведение Марии Славкиной). В честь Николая Константиновича названо одно из последних месторождений в Сургутском районе. Именно там продолжатели дела Байбакова и Муравленко хотят испытывать новую технику и современные технологии. Теперь вот появился именной самолет. А что если пассажирам, на нем летающим, дарить небольшие брошюрки о легендарном министре нефтяной промышленности? А то в голове не укладывается: о дне рождения какой-нибудь певички знают даже карапузы, а о столетии человека такого уровня в марте месяце вспомнили далеко не все... А потому: памяти нам крепкой!
------------
------------