Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Искусство спасет мир

Культура, 02:00, 09 сентября 2011, Светлана КЛИМЕНКО
Слушать новость
Искусство спасет мир. .

Обещанной премьерой трагикомедии «Мольер» Тюменский драматический театр окунул своих поклонников в стихию нового, 154-го театрального сезона. Видимо, неспроста этот спектакль в сентябрьском репертуаре поставили первым: он  о театре!

Жанр «театр в театре» позволяет зрителю увидеть закулисье (удовольствие сродни раскрытию тайны!) – но не столько творческий процесс, сколько отношения, невидимые с  той стороны занавеса. О, эта тема всегда в центре внимания в театральном искусстве! А если уж главный герой – мировая знаменитость, вдвойне любопытно узнать, что скрывается под знаком тире между датами его рождения и смерти.

О яркой и сложной судьбе драматурга, директора театра и актера Жана Батиста Поклена, взявшего псевдоним Мольер, «крещенного 15 января 1622 года в Париже – похищенного неумолимой смертью 17 февраля 1673 года» (цитирую реплики начала спектакля) пьесу создал не менее знаменитый Михаил Булгаков, дав ей название «Кабала святош». Режиссером из Санкт-Петербурга Александром Баргманом выбрано для постановки нейтральное название «Мольер», которое у автора фигурирует в скобках. Пожалуй, этот режиссерский ход дает зрителю большую свободу для трактовки фабулы, для собственных оценок и размышлений.

Весьма символично, что директора театра играет... директор театра – Сергей Осинцев. Вполне предсказуемый шаг  в первый сезон при новом руководстве. Дай бог, чтобы разносторонне одаренный Осинцев так же достойно прожил теат-рально-управленческую жизнь, как  и его герой, несмотря на козни-проблемы, которых у талантливого человека в любые времена предостаточно.

Фарсовый репертуар, который ставит «Блистательный театр» (так именует свою труппу Мольер), не всем по вкусу. В спектакле упоминается «Тартюф» – пьеса, где драматург разоблачает духовенство, по тем временам смертельного врага театра. Внешне мудрый старец, убеленный сединами, даже не пытается наставить на путь истинный «грешника». Все люди едины, они братья и сестры, и это истина должна быть хорошо известна служителю церкви. Не вера движет святошей. Что же тогда? Жажда властвовать над людскими судьбами. Политик-архиепископ, которого бесподобно играет заслуженный артист РФ Вениамин Панов, именно
такой, каким представляешь высокопоставленных духовных лиц, выполняющих свой долг, не гнушаясь средствами.

Противостояние католической церкви и таланта, изуча-ющего и отображающего жизнь, можно назвать самым острым сюжетным стержнем спектак-ля. Эту идею мастерски отражает не только игра актеров, но  и световые решения: Мольер никогда не уходит в тень, в то время как архиепископ с «телохранителями» практически все время остаются в темноте. Как удается добиться нужного эффекта и при этом сделать так, что зрителю все видно? Секрет театра – в коллективной работе художников: по свету (Дениса Солнцева), по костюмам (Ники Велегжаниновой), по сценографии (Анвара Гумарова).

Как только архиепископ ни пытается расправиться с комедиантом! Даже методы инквизиции пытается применить. И находит-таки ниточку, за которую можно потянуть. Мольер живет театром, в той же среде и находит себе женщин. Почему он не женился на первой своей возлюбленной, Мадлене, а с юной актрисой Армандой решает все-таки обвенчаться? Возможно, потому, что уже в молодости понимал: «презренная профессия» актера не даст никаких перспектив для девушки, и оставлял ей свободу, чтобы та смогла составить более удачную партию. А Арманда не скрывала, что ждет от него ребенка. Что может погубить француза? Шерше ля фам! Подозрения в кровосмешении, предположения, что Арманда – дочь Мадлены и Мольера, в устах архиепископа превращаются в обвинения. Обе женские роли прекрасно и убедительно сыграны актрисами Еленой Самохиной и Натальей Никулиной.

Спасение от произвола церкви Мольер находит в покровительстве короля, который и разрубает затянутый узел интриги. «Дерзкий актер талантлив!» – роняет Людовик XIV. Такая яркая личность, как Мольер, может принести короне гораздо больше пользы, чем стройные ряды «винтиков» – их символизируют ряды стульев, фигурирующие на заднем плане, совсем как  людской конвейер в знаменитом фильме «Стена» на песни «Пинк Флойд».

Невероятно, но ХХ век врывается в ткань спектакля яркими блестящими костюмами, песней Шарля Азнавура и... жвачкой. Клоунаду увидеть никак не ожидала! Ах да, ведь Мольер – комедиограф, буффонада как раз в его духе! Надо ведь угостить сладкоежек (особенно молодежь) и взбитым кремом! Номер удался: после холщовых рубах XVII века придворный ВИА вызвал аплодисменты публики! Даром перевоплощения поразил зрителей (и меня в том числе) Александр Тихонов: то его король «ломает комедию», то рассуждает здраво и мудро.

Но даже «король-солнце» не мог поспорить с церковью и ее убийственными аргументами в пользу греховности Мольера. Это сейчас нам легко иронизировать над королевской властью. Мольеровский крик отчаяния: «Я ненавижу государственную власть!» – это крушение его надежд, может быть,  спасти мир  с помощью искусства, да просто заниматься любимым делом. «Никогда не унижайся!» – завещает он своему слуге Бутону (Константин Антипин).

Как бы ни сложились обстоятельства, Мольер уходит из жизни со словами любви. В этот момент в душе его нет места обидам и тем более ненависти. Все было не напрасно! Мольер словно знал, что его назовут предвестником новой Европы, эпохи Просвещения, которое наступит всего-то через полвека. И особенно влиятельными «властителями дум» станут французские просветители.

Спектакль заставил меня задуматься, почему так боятся критики. Да, с каждой эпохой человечество развивается, мудреет. И все же людям нужно еще много учиться, чтобы экологично разруливать конфликты, а не разрушать судьбы друг друга.

Обещанной премьерой трагикомедии «Мольер» Тюменский драматический театр окунул своих поклонников в стихию нового, 154-го театрального сезона. Видимо, неспроста этот спектакль в сентябрьском репертуаре поставили первым: он  о театре!

Жанр «театр в театре» позволяет зрителю увидеть закулисье (удовольствие сродни раскрытию тайны!) – но не столько творческий процесс, сколько отношения, невидимые с  той стороны занавеса. О, эта тема всегда в центре внимания в театральном искусстве! А если уж главный герой – мировая знаменитость, вдвойне любопытно узнать, что скрывается под знаком тире между датами его рождения и смерти.

О яркой и сложной судьбе драматурга, директора театра и актера Жана Батиста Поклена, взявшего псевдоним Мольер, «крещенного 15 января 1622 года в Париже – похищенного неумолимой смертью 17 февраля 1673 года» (цитирую реплики начала спектакля) пьесу создал не менее знаменитый Михаил Булгаков, дав ей название «Кабала святош». Режиссером из Санкт-Петербурга Александром Баргманом выбрано для постановки нейтральное название «Мольер», которое у автора фигурирует в скобках. Пожалуй, этот режиссерский ход дает зрителю большую свободу для трактовки фабулы, для собственных оценок и размышлений.

Весьма символично, что директора театра играет... директор театра – Сергей Осинцев. Вполне предсказуемый шаг  в первый сезон при новом руководстве. Дай бог, чтобы разносторонне одаренный Осинцев так же достойно прожил теат-рально-управленческую жизнь, как  и его герой, несмотря на козни-проблемы, которых у талантливого человека в любые времена предостаточно.

Фарсовый репертуар, который ставит «Блистательный театр» (так именует свою труппу Мольер), не всем по вкусу. В спектакле упоминается «Тартюф» – пьеса, где драматург разоблачает духовенство, по тем временам смертельного врага театра. Внешне мудрый старец, убеленный сединами, даже не пытается наставить на путь истинный «грешника». Все люди едины, они братья и сестры, и это истина должна быть хорошо известна служителю церкви. Не вера движет святошей. Что же тогда? Жажда властвовать над людскими судьбами. Политик-архиепископ, которого бесподобно играет заслуженный артист РФ Вениамин Панов, именно
такой, каким представляешь высокопоставленных духовных лиц, выполняющих свой долг, не гнушаясь средствами.

Противостояние католической церкви и таланта, изуча-ющего и отображающего жизнь, можно назвать самым острым сюжетным стержнем спектак-ля. Эту идею мастерски отражает не только игра актеров, но  и световые решения: Мольер никогда не уходит в тень, в то время как архиепископ с «телохранителями» практически все время остаются в темноте. Как удается добиться нужного эффекта и при этом сделать так, что зрителю все видно? Секрет театра – в коллективной работе художников: по свету (Дениса Солнцева), по костюмам (Ники Велегжаниновой), по сценографии (Анвара Гумарова).

Как только архиепископ ни пытается расправиться с комедиантом! Даже методы инквизиции пытается применить. И находит-таки ниточку, за которую можно потянуть. Мольер живет театром, в той же среде и находит себе женщин. Почему он не женился на первой своей возлюбленной, Мадлене, а с юной актрисой Армандой решает все-таки обвенчаться? Возможно, потому, что уже в молодости понимал: «презренная профессия» актера не даст никаких перспектив для девушки, и оставлял ей свободу, чтобы та смогла составить более удачную партию. А Арманда не скрывала, что ждет от него ребенка. Что может погубить француза? Шерше ля фам! Подозрения в кровосмешении, предположения, что Арманда – дочь Мадлены и Мольера, в устах архиепископа превращаются в обвинения. Обе женские роли прекрасно и убедительно сыграны актрисами Еленой Самохиной и Натальей Никулиной.

Спасение от произвола церкви Мольер находит в покровительстве короля, который и разрубает затянутый узел интриги. «Дерзкий актер талантлив!» – роняет Людовик XIV. Такая яркая личность, как Мольер, может принести короне гораздо больше пользы, чем стройные ряды «винтиков» – их символизируют ряды стульев, фигурирующие на заднем плане, совсем как  людской конвейер в знаменитом фильме «Стена» на песни «Пинк Флойд».

Невероятно, но ХХ век врывается в ткань спектакля яркими блестящими костюмами, песней Шарля Азнавура и... жвачкой. Клоунаду увидеть никак не ожидала! Ах да, ведь Мольер – комедиограф, буффонада как раз в его духе! Надо ведь угостить сладкоежек (особенно молодежь) и взбитым кремом! Номер удался: после холщовых рубах XVII века придворный ВИА вызвал аплодисменты публики! Даром перевоплощения поразил зрителей (и меня в том числе) Александр Тихонов: то его король «ломает комедию», то рассуждает здраво и мудро.

Но даже «король-солнце» не мог поспорить с церковью и ее убийственными аргументами в пользу греховности Мольера. Это сейчас нам легко иронизировать над королевской властью. Мольеровский крик отчаяния: «Я ненавижу государственную власть!» – это крушение его надежд, может быть,  спасти мир  с помощью искусства, да просто заниматься любимым делом. «Никогда не унижайся!» – завещает он своему слуге Бутону (Константин Антипин).

Как бы ни сложились обстоятельства, Мольер уходит из жизни со словами любви. В этот момент в душе его нет места обидам и тем более ненависти. Все было не напрасно! Мольер словно знал, что его назовут предвестником новой Европы, эпохи Просвещения, которое наступит всего-то через полвека. И особенно влиятельными «властителями дум» станут французские просветители.

Спектакль заставил меня задуматься, почему так боятся критики. Да, с каждой эпохой человечество развивается, мудреет. И все же людям нужно еще много учиться, чтобы экологично разруливать конфликты, а не разрушать судьбы друг друга.



Герой России Владимир Шарпатов посетил презентацию утерянного романа его друга Зота Тоболкина

18 декабря

Жители УрФО обгоняют другие регионы по семейным культурным планам на Новый год

17 декабря