На старте школьной жизни
Пролетело лето – всюду осени приметы… Маленький человечек гордо вышагивает в парадном костюме с огромным ранцем на хрупких плечах и ярким букетом в руках. Первый раз в первый класс. Радостный блеск искрится в глазах, он чувствует себя взрослым и самостоятельным.
Поступление в школу – начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Родительские ожидания
В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и «домашних», хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчивых и непосед.
Впервые все – первый звонок, первый урок, первые строчки в тетради… Вместе с ними приходят и первые обиды, слезы, недопонимание со стороны учительницы и одноклассников. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте проблемы как можно быстрее.
Почему-то родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие чувствуют себя разочарованными и обманутыми в ожиданиях.
На детскую голову обрушивается град упреков: «Неусидчивый… Не стараешься, грязнуля… Растяпа…» Ребенок и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают.
Много говорим о психологической готовности ребенка к школе, игнорируя при этом фактор готовности родителей к новому, школьному этапу в жизни их сына или дочери. Первый год обучения – действительно серьезное испытание для родителей, испытание их терпения, доброты, чуткости.
Главное – не бойтесь, ведь именно вашими страхами подсознательно заражается начинающий ученик. Давайте поговорим о том, как сделать процесс адаптации ребенка к школе наиболее комфортным.
Возьмите на заметку
Нет сомнений, что вы уже выбрали школу и знакомы с педагогом, который будет обучать и воспитывать ваше чадо. Рекомендуем обратить внимание на следующие моменты во взаимоотношениях «ребенок – родители – учитель».
– Педагог – союзник, а не соперник. Семья должна способствовать тому, чтобы на этом этапе именно учитель стал главной авторитетной фигурой для ребенка. Заранее подготовьте ребенка к общению с новым для него взрослым. Ваша задача – создать положительный образ учителя и объяснить, как следует себя вести с ним.
– Рассказывайте позитивные истории из школьной жизни членов семьи, о том, как много интересных и полезных знаний дал вам педагог, как интересно было с ним общаться. Сразу объясните, зачем люди учатся в школе: полученные знания определят всю дальнейшую жизнь. Никто лучше вас не знает об особенностях характера ребенка, поэтому обязательно
расскажите о них учительнице. Это поможет педагогу найти индивидуальный подход и быть более терпеливым.
– Создание благоприятной атмосферы дома – чрезвычайно важный момент для малыша, особенно в переходный период. Задача членов семьи – дать ребенку возможность почувствовать
себя самостоятельным, взрослым.
– Общайтесь с ребенком как можно чаще, развивайте его познавательную мотивацию и учебные интересы. Никогда не отвечайте на вопросы в духе «Тебе в школе это лучше объяснят», «Я не знаю, мне некогда».
– Не прерывайте занятия с ребенком на середине – это верный способ разрушить желание учиться и привить правило «сделаю потом, а когда потом – не знаю».
– Очень частая ошибка родителей – сравнение детей между собой. «Ваня Петров уже знает все буквы алфавита, а ты еще нет», – может сказать отец, поговорив с коллегой и желая подтолкнуть собственного отпрыска к большим успехам. Такая фраза у сына не вызовет ничего, кроме отторжения, причем как по отношению к Ване, так и по отношению к собственному папе. Помните: любая личность неповторима и достижения каждого индивидуальны. Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть.
– Главная забота родителей – поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Например, вы встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?» «Ничего», – отвечает. «Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а то и опишет забавную сценку, случившуюся на перемене. Ваше участие и интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка.
Наталья ШУВАЕВА, педагог-психолог