Бесконечно добрая дорога
Ее жизнь четко поделена на две равнозначные по опыту и насыщению памяти половины. Какой отдать предпочтение, не задумывалась никогда. К какой испытывает больше нежности – этот вопрос считает «неприличным». Каждая веха интересна, значима, симпатична.
И в Исетском районе, будучи учителем, заместителем директора, директором школы, и в Тюмени, трудясь в институте усовершенствования учителей методистом кабинета руководящих кадров, заведующей лабораторией регионального компонента, она росла, крепла, становилась профессионалом. Главным же «приобретением» как в сельском, так и в городском периоде своего бытия считает отличные коллективы...
Человек скромный, о себе Валентина Стешенцева говорит мало. Больше о коллегах – первоклассных педагогах, учителях-методистах, руководителях. Посвятить материал не ей, а ее друзьям по училищу, школам, ИУУ (предтеча ТОГИРРО) настойчиво просила и меня. Но как рассказать о людях, не упомянув о главном герое?! Да простит меня многоуважа-емая Валентина Александровна, но не написать об интересном приходе в профессию большой труженицы не могу...
«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь»
О том, что станет учительствовать, Валя (третья из пятерых детей) знала всегда! Уже в пять лет она сама пошла записываться в первый класс. К этому времени смышленая девочка читала, считала, писала. Учительница начальной школы в Букино (это район Гилевской рощи – место в то время замечательное, красивое, где всегда проходили народные гулянья) решила «протестировать» ребенка: дала пропись, перо. «Пиши!» Перо оказалось сломанным. Валя маялась, но с усердием выводила буковки. Буковки получались далекими от совершенства... Изучив «экзаменационный лист», педагог убедила малявку повременить с учебой. В общем, второй раз «за знаниями» Валя Воронова отправилась в шесть с небольшим годков.
В пятый класс она пошла в тюменскую школу № 5.
Родители бесконечно радовались, что дочь прилежно и с большой охотой занимается. Одно смущало – дорога от дома (пригород Букино) до храма знаний (улица Красных Зорь в городе) и обратно. Ходила девочка пешком. По три часа каждый учебный день. Если выпадала первая смена, родители не переживали. А если вторая, встречать Валю выходил отец
с вертлявым псом Дружком.
– Вижу, огонек от папиросы вдали светится, значит папа на месте, ждет! – вспоминает Валентина Александровна. Трудно было. Но это по нашим меркам. Вороновой и ее подружкам, наоборот, то время казалось романтичным, счастливым, добрым.
«Хочу в Приисетье!»
В 1952 году Валентина поступила в Тюменское пед-училище. Какое же это было мощное и статусное заведение, воспитывавшее девчонок на негласных правах института благородных девиц! Какие сильные наставники в нем трудились, аки пчелы, – Валентина Трофимова – почетный гражданин Тюмени, Зоя Шарапова! На распределении после получения диплома Валя вместе с подружкой Зиной Шешуковой попросилась в Исетский район. Первая в деревню Кирьянову собралась, вторая в деревню Кирсанову путь направила. О том, чтобы остаться в городе на родительских харчах, никто и не думал...
В недалекое от Тюмени При-исетье молоденькую учительницу начальных классов повез папа. Встретившая их заведующая районо Фаина Сычева волевым решением за пять минут «перевела» девушку из Кирьяновской малокомплектной школы в Лобановскую семилетку. «Там хоть коллектив есть! Иначе засохнешь ты, родимая, в глуши». Два класса – второй и четвертый – в одном кабинете старой деревянной школы. Пока малыши учили буквы, старшие бегло читали. Так и справлялись.
Здесь, в Исетском районе, Валя вышла замуж, родила сыновей Сергея и Вячеслава. Работы у сельского учителя невпроворот – тетради, планы, отчеты, педсобрания, классные часы. А еще дом в порядке содержать нужно, печи топить, на всю семью хлеб выпекать... А еще на «заочке» в Ишимском пединституте доучиваться... Супруг тоже с утра до ночи трудился. Мальчишки росли сами по себе: школа, кружки, интересные заделья – тот же хоккей! Но неизменно на новогодний карнавал братья Стешенцевы приходили в новых костюмах – Валентина Александровна сама шила.
Школа – ты дом и кров...
В Исетском районе Стешенцева задержалась на 25 лет. Шестнадцать из них отдала Лобановской школе – в ней росла вместе с ребятами и коллегами. Пришла-то туда учительницей начальных классов, а ушла директором. Кабинет руководителя получила от Анатолия Корчагина. После такого аса было стыдно делать что-то не так...
– Сейчас специалисты говорят о новом государственном стандарте, большое внимание обращая на общекультурную подготовку учеников. Знаете, а ведь все это было уже при нас... О том, что существуют такие заведения, как филармония, театр, музей, сельчане узнали от... школьников.
В рамках программы «Эстетическое воспитание учащихся средствами живописи» мы создали собственную Третьяковку: изучили материал, закупили репродукции, подготовили экскурсоводов, продумали классные часы. Во всем помогали супруга Анатолия Никондровича, тоже учительница Нина Федоровна и педагог Виктория Ярославцева. Вы только представьте: «малая Третьяковка» в колхозе! – восклицает моя героиня.
Математик Лобановской школы Галина Кремлева вместе с «трудными» подростками создала театр. Истина: храм знаний тогда считался храмом культуры, центром событий, притяжения добра. После Лобаново Валентина Александровна работала в Солобоево и Шорохово. Оттуда и уехала в Тюмень – мужа в большой город перевели...
Родной ИУУ
Аббревиатура ИУУ (институт усовершенствования учителей) до сих пор у многих в ходу, хотя уже давно это заведение называется ТОГИРРО. Именно в ИУУ и пришла Валентина Стешенцева. Сначала работала методистом кабинета руководящих кадров, потом главной в этой же службе. Последние годы заведовала лабораторией регионального компонента.
– В какой же прекрасный коллектив я попала! Ада Китайгородская – наш руководитель – сумела сплотить большое количество талантливых людей, которым было чем поделиться с учителями огромной области! Алла Паршина из Юргинского района, Наталья Шамаль из Абатского, Альбина Валенцева из Аромашевского, Галина Булгакова из Вагайского, Анна Журавлева и Людмила Власенко из Тюменского, Мария Шульгина из Ялуторовска, Римма Кагал из Тобольска... Это все заведующие райметодкабинетами. Мы вели школу для молодых директоров, проводили семинары для творчески работающих руководителей, держали на контроле проблему малокомплектных учебных заведений и даже обозначали ее на конференции в Белгороде. Общаясь с первоклассными специалистами, неизменно повышали и собственный интеллектуальный уровень! – вспоминает о прекрасном «тюменском периоде» Стешенцева.
...42 года трудового стажа. Она никогда не писала заявлений на увольнение, а из школы в школу попадала исключительно переводом! Потому что мечта об учительстве и наставничестве, которая, словно белое облако, окутала пятилетнюю девочку из Букино, оказалась не чужой – родной. Она до сих пор поддерживает связи с подругами по педучилищу и дружит с коллегами по ИУУ – вместе посещают театры и филармонию. Жаль, по стопам Валентины Александровны пошла только одна внучка – Наташа (учитель истории и обществознания в школе № 28). Из старшего сына Сергея мог бы получиться талантливый педагог, но он выбрал инженерно-механический факультет Тюменской сельхозакадемии. Младший Слава окончил Челябинское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище. Все они сейчас на своих местах. А что до продолжения династии, то, может, правнучка Варенька когда-нибудь рассадит рядком кукол и даст им задание написать сочинение о Родине?!