Анатолий Омельчук: «Я – абсолютный сибиряк!»
В сибирском городе Красноярске, что стоит на берегу могучего Енисея, состоялась церемония награждения в рамках медиафорума «Енисей.РФ-2011». Абсолютная победа и звание «Журналист Сибири» Х Всероссийского конкурса мастерства работников СМИ «Сибирь – территория надежд» присуждена Анатолию Омельчуку. Высокое жюри признало тюменского тележурналиста и сценариста абсолютным победителем конкурса. Такое случилось впервые в истории российских фестивалей. Высокое признание послужило поводом для встречи.
– Анатолий Константинович, вы лидер по характеру, в работе. Принимаете ли такую формулировку, как «лидер в творчестве»?
– В творчестве – работник, работяга, слуга своих творческих страстей. В творчестве ты только работник – здесь иерархий не бывает. Можно проявлять активность, быть более плодовитым, можно остаться одной строчкой в истории литературы или человечества… Даже если ты остался в истории лишь одной книгой, картиной, строкой, остался на долгое время… Лидер? Слово «лидер» с творчеством не очень сопрягается.
– Вы 40 лет работаете, творите.
– Я бы сказал, около 50. В 1962 году в столичном журнале «Крокодил» опубликовали мой первый творческий опус. Проходил всесоюзный литературный конкурс. Моя работа оказалась не самой последней, хотя и не победителем.
– Полвека творчества. Я знаю: вы творите, пишете не за столом. В дороге, в пути. Это тоже характер? Или влияние звезд? Вы ведь Рыба по гороскопу, человек реки. А река всегда в движении…
– Все мы сочетание молекул, и ты, и я… Даже не как звезды легли, а как молекулы – так человек и реализуется. Единственная доблесть самого хозяина молекул – это организация этих молекул. Нужно дать реализоваться тому, что в тебе заложено. Это не я реализую – реализуется во мне. Реализуется и через дороги… Химия, метафизика, идеализм – это все реализуется самостоятельно. Может, я умею не мешать?
– Любопытно! То есть правильно говорят: «Вас поцеловал Бог».
– Думаю, Боженька каждого целует. Творец не настолько несправедлив: кого-то целует, а кому-то – шлепок. Он всех целует – и надо открыть это в себе. Тут надо бы разобраться, что нам авторитеты теологии скажут…
– Вы, по-моему, три человека в одном: руководитель, журналист, писатель. Может, и не три... А десять?
– Ну... Ты меня как-то окорачиваешь. Я прежде всего отец, дед, муж, мужчина. Журналист и начальник – это даже не первые номера.
– Анатолий Константинович, пыталась посчитать ваши награды. Не получилось… У вас как у журналиста, писателя, руководителя компании их целая куча!
– Думаю, подобран правильный термин – куча. Зачем эту кучку разгребать и считать, сколько в ней. Меня это давно не беспокоит… Но кривить душой не буду, награды – это всегда приятно. Но я не член «могучей кучки».
– Я бы должна спросить, как рождаются книги, но мне интересно, как рождаются идеи. Они у вас фонтанируют: акции, фестивали, новые программы, циклы, марафоны…
– Не всегда даже при неистовом желании, страстной надежде и старании молодой пары через девять месяцев может что-то родиться. Это же непредсказуемо и, наверное, со старанием не связано.
– Но все-таки, Анатолий Константинович, как рождаются идеи? Это знания? Интеллект? Талант? Или мысль ваша беспокойна, будоражит, куда-то зовет?
– Какая идея выскочит – неизвестно, но голова работает. Не простаивает, особенно не халтурит, не волынит, работает и что-то производит. Бывают удачи, но это производство с неизбежными отходами.
– Об этом никто не знает – вы их сами отсеиваете…
– Ну почему? Некоторые отбросы попадают на конвейер – литературные критики об этом знают.
– Интересно, как вы себя оцениваете? Талантливым человеком?
– Как человека, достойно реализующего то, что в нем заложено. Божественно заложено. Может, мне досталось больше… Не знаю… Бог не всегда справедлив, уже об этом говорили.
– Вы удачливый человек? Везунчик? Счастливчик?
– Первое, чем могу гордиться, я все-таки работяга. А работяга – не везунчик!
– Вы прежде всего крупный писатель, наш современник, который пишет о Сибири. О ней едва ли кто еще столько писал. В ваших книгах – истинное исследование Сибири, множество открытий. Думаю, должно пройти время, чтобы по-настоящему оценить ваше творчество.
– Запомнил слова, сказанные моим командиром Олегом Добродеевым: «Делай, что должно, и будь, что будет». Обязанность человека, которого Бог не обошел своим вниманием, – делать то, что он считает должным. А там… будет это воспринято или не будет. Исповедую принцип современного менеджмента: все, что можно не делать, надо не делать… Но, как из вулкана, все равно прорывается. И я себе говорю: нет, это надо сделать. Получается – не получается, плохо – блестяще. Сделай! Такая ответственность у меня существует. Лава из вулкана все равно прорвется, но не обязательно в экстремальном режиме.
– Здесь не соглашусь с вами, Анатолий Константинович. Конечно, не все ваши книги прочитала, лишь часть. Но уверена: по ним можно изучать историю Сибири. Следующий вопрос: вы подготовили немало фильмов, которые сейчас в «Золотом фонде», прекрасных, захватывающих, смотришь и понимаешь: это Работа с большой буквы журналиста, сценариста. Ваш текст за кадром: слог, лексика, чувство – всему хочется учиться. Даже не знаю, как сформулировать правильно вопрос, журналистика – это часть вашего творчества?
– Когда меня хотят разделать, разделить: журналист, писатель, публицист… Река – поток. Вода, которая у берега, – она же не знает, что она прибрежная. Вода, которая на стрежне, в омуте, на мели, – все равно вода реки. Реку не разделишь… Река – вода – поток не делится. В моем сознании все течет и каким-то образом реализуется. По-другому не отвечу…
– Кстати, у вас была муза в женском образе? Все книги о Сибири, о любви к Сибири, к родному краю, к женщине. Это ваша суть – любовь. А музы вас сопровождали в творчестве? Вы их себе придумывали, определяли…
– Помню первую строчку своего первого стихотворения… Думаю, в ней ответ на вопрос. «Богини сходят на землю не часто». 14-летний пацан это написал. И с музами определился.
– Вы меня сейчас в очередной раз поразили. Это же философия, мудрость.
– И земные музы нас на это сподвигают…
– На что?
– На трагическое осмысление мира. Где видели покладистую музу?
– Анатолий Константинович, вы такой творческий человек, а влюбчивый?
– Ну конечно, замечаю женские достоинства везде, где только возможно. Мы с тобой про фестиваль «Сибирь – территория надежд»?
Если бы мне присвоили звание «Абсолютный сибиряк» – это высшая награда моей жизни!
– С большой буквы?
– С маленькой, самой малюсенькой. Сибиряк – само по себе достойно. Я отношусь к породе абсолютных сибиряков.
– Анатолий Константинович, я не успеваю за вашей мыслью...
– Нынешний фестиваль в этом году десятый – значит, он существует весь этот век. Фестиваль журналистов Сибирского федерального округа со столицей в Новосибирске. Сибирский округ огромный: 18 субъектов от Томска до Читы, включая Бурятию и Тыву. Практически вся Западная, Восточная и Дальневосточная Сибирь. На мой взгляд, хорошая мысль, идея, акция. Сибирь не должна пропадать как российский миф. Геополитически пространство Сибири сужается. Сибирь в России экономически – всегда опора и фундамент. На примере Сергея Собянина видим, что сибиряки – это огромная мозговая подпитка страны. Ломоносов из Холмогор, Собянин из Няксимволя.
Любое государство – всегда миф. Мы пользуемся мифами. Для России Сибирь – фундамент. Сибири надо жить и оставаться российским мифом. Россия не прирастает, а могуча Сибирью.
Журналисты собираются на фестиваль «Сибирь – территория надежд» и продолжают писать общий миф, который обязательно должен иметь продолжение в мире. Все человечество должно знать: за плечами России – Сибирь. С Сибирью Россия непобедима и неуязвима. Задача современного журналистского сообщества этот бренд, этот миф развивать. На фестиваль собираются журналисты всех мастей, телевизионщики, радио, газеты, журналы. Очень высокие критерии качества, отбора… Фестиваль всероссийский, вписан во все общероссийские мероприятия. Компания «Регион-Тюмень» давно принимает участие в фестивале, нередко побеждаем.
– Интересно, какие чувства вы испытываете от этой уникальной награды? Это же Признание.
– Конечно, это воодушевляет, говорит о молодости лауреата. Не какой-то мастодонт из мамонтового ледникового периода, а в результате напряженной многолетней работы... борьбы... – нет – олимпийского участия! В этом случае, думаю, уместно сказать: награда нашла своего если не героя, то персонажа.
– «Сибирь – территория надежд» – фестиваль. Для Анатолия Омельчука Сибирь – территория...
– Если считать, что любовь – это концентрированная энергия, то, конечно, территория любви. Энергетическое место. Вся Вселенная знает: Сибирь – энергетическое место любви.