Все о царской охоте
В начале лета Ишимский историко-краеведческий музей изумил почитателей великолепной экспозицией «Жизнь забавами полна», доставленной из фондов Омского областного музея изобразительных искусств имени Врубеля. Мы познакомились с произведениями искусства из коллекции династии Романовых и русской аристократии, объединенными темой охоты.
– Омск – мой родной город. Там училась. Там обрела единомышленников, – рассказала директор Ишимского историко-краеведческого музея Галина Лукошина. – сотрудничество с Омским музеем длится 15 лет. Практически ежегодно омичи доверяют ценнейшие фондовые экспонаты. Мы выставляли коллекцию Феликса Юсупова, тематические полотна «Малые голландцы», «Итальянская Мадонна» – зрители приходили в неописуемый восторг!
Вместе с группой студентов Ишимского педагогического института и научным сотрудником музея Мариной Зименовской с интересом окунулась в атмосферу азартного мира русской охоты. Следует заметить, после омичей мы стали вторыми, удостоенными чести лицезреть подлинные вещи, принадлежавшие царской династии.
Самое уникальное живописное полотно выставки – работа немецкого художника Карла Фридриха Дейкера 1861 года «Охота на кабана». В Омский музей картина поступила в 1927-м из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда, а до 1917-го она находилась в коллекции великого князя Николая Романова в Ново-Михайловском дворце. Тут можно вспомнить об увлечении «бить зверя» первого обладателя шедевра – великого князя Михаила Николаевича, младшего сына императора Николая I. Он, являясь крупным государственным деятелем, собирал русскую и западноевропейскую живопись, оружие, ковры, предметы быта кавказцев. Увлечение охотой, разумеется, отразилось на пополнении домашнего музея.
Отсюда и приобретение картины с динамичной сценой загона кабана. Что касается ее судьбы в XXI веке, то необходимо воздать должное министерству культуры Омской области и реставратору первой категории Минько – в 2010 году полотно предстало перед зрителями почти в первозданном виде!
Кроме живописи солидное место на выставке отведено графическим работам европейских мастеров, выполненным в начале XIX века в сложнейших техниках пунктир, меццо-тинто и резцовой гравюры. Искусствоведы считают, что графика позволяет передать быстротечность событий, даже самые короткие моменты жизни, ее дыхание и пульс. Все это удалось запечатлеть Ридингеру, Дюте, Жуплену, Ландсеру...
Если живопись и графика задают тон восприятия, то многочисленные скульп-турки и бытовые предметы попросту погружают в ту далекую эпоху, когда царский обеденный стол украшали, к примеру, изысканными миниатюрными «изваяниями» из минералов, крашеного сахара, серебра и драгоценных камней. А из каких золоченых бокалов и фарфоровых тарелок ели знатные особы во время охотничьего застолья, какие замысловатые мундштуки использовали, дабы расслабиться после вкушения яств! Например, один, фарфоровый – в виде лежащего четвероногого друга.
Выставка «Жизнь забавами полна» хороша еще и тем, что позволяет вспомнить забытые ныне слова, которые стали архаизмами. Кто такой царский сокольничий? А камердинер собак?
Окунувшись в атмосферу изысканной старины и обогатившись новыми знаниями, с сожалением покидала «царские палаты».
Наталья КУТЫРЕВА, г. Ишим