Чтобы не оскудевал язык поколений
Доктору филологических наук, профессору ТюмГУ Леониду Вараксину исполняется 75 лет
Как одежду выбираем, чтобы подходила по всем параметрам – не стесняла движений, не топорщилась, так и слова в речи используем те, которые считаем уместными в ситуации, «удобными» для нас самих. Это в словарях они в совершенном виде, в живой же речи каждый выбирает из обоймы синонимов наиболее для него подходящие.
Об этом довелось как-то беседовать с профессором кафедры русского языка ТюмГУ Леонидом Вараксиным. Исследователь синтаксиса и словообразования глагола, поборник культуры речи, терпимо относящийся к языковой «пене», выходящей на поверхность при смене общественных формаций. Взять те же слова, в которых словари признают два равноправных ударения: по мнению доктора филологии, это отражение естественного взаимодействия литературного языка и сферы живого общения. Лишь через несколько лет будут видны окончательные перемены.
Еще он поклонник авторской песни и наособицу – творчества Владимира Высоцкого. Наверное, потому что речь у того в стихах сочная, выпуклая, для лингвиста и по форме, и по семантике привлекательная.
Помню, несколько лет назад уже сокрушался Леонид Анатольевич, что перестали школьники сочинения писать, вследствие чего на фоне пресловутого ЕГЭ стал заметно оскудевать язык наших отроков. В то время как сам он до сих пор поражает коллег знанием текстов не только Пушкина или Некрасова, но и Добролюбова, Тургенева, других классиков русской литературы. Все потому, что с детства очень любил читать. Рассказывал: после седьмого класса приехал к тетке в Омскую область и все лето книжки читал. Причем не только те, что задали, но и те, которые лишь предстояло изучать в восьмом, девятом, десятом классах.
Отстраняясь, а то и сознательно пренебрегая чтением, люди сами себя обкрадывают, считает Леонид Анатольевич. Нужно пробуждать интерес к этому занятию. И делать это надо, конечно, с самого раннего детства. Возможно, именно с домашних чтений вслух, когда вся семья собирается за круглым столом под абажуром, и начинается культура. Впрочем,
сейчас и абажуров-то нет, а ведь его форма так гармонично сочеталась с тем самым круглым столом.
Вспоминает, как лет 20–25 назад в молодежную газету обратилась девушка: «Я такая некрасивая, со мной никто не хочет дружить. Что мне делать?» Редактор написал ей в ответ: «Читать!» И все. Лаконично, но трудно не согласиться.
Конечно, времена меняются, вернутся и столы без углов, и абажуры. Вернется ли та культура, которая была присуща, скажем, дворянам? Возможно, удастся взрастить новую, отвечающую времени, но – Культуру. Ведь человека делает сопротивление обыденщине – чтобы не засосала, считает Леонид Вараксин.
Поздравляем вас с юбилеем, Леонид Анатольевич! Здоровья вам и успехов!