«Не ревнуй меня к небу…»
21 августа – День Воздушного флота России
Период конца 50-х – начала 60-х годов во всем мире ознаменовался покорением космоса, и детям, родившимся в это время, в основном давали имена в честь первых космонавтов: Юра, Валя, Валера, реже – Герман.
Кто такой пилот?
В нашей семье, когда ждали пополнения, на общем совете задолго до появления на свет новорожденного решили назвать его Женей, независимо от того, кто родится: мальчик или девочка. Радостное событие случилось 12 января ранним морозным воскресным утром.
В детские годы Женька ничем не выделялся из среды деревенской детворы, был достаточно отчаянным мальчуганом, играл в солдатики, разбирал и собирал игрушки, мастерил кораблики и самолетики, любил, когда ему перед сном рассказывали сказки или читали детские книжки.
И вот опять, укладывая младшего братишку в кровать, уже в который раз по его просьбе читаю стих Сергея Михалкова «А что у вас?», в котором есть строки:
А в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот.
– Пилот – это который на самолете работает? – заинтересовался брат.
Почему-то другие упомянутые в книжке профессии у него подобных вопросов не вызывали. На следующее утро мы смот-
рели, как Женька и соседские мальчишки бегали по двору, воображая себя военными летчиками.
«Буду поступать в летное»
Помню, как однажды летом поездом возвращались с юга домой, а уже из Петропавловска-Казахского до Ишима нам пришлось лететь самолетом Ан-2, и на протяжении всего пути Женька с увлечением наблюдал через стекло иллюминатора за происходящим на земле и, вытянув шею, с любопытством заглядывал в приоткрытую кабину пилотов. После приземления с интересом осмотрел летное поле.
С возрастом интерес к профессии летчика усиливался. Заметив высоко в небе любой летательный аппарат, задирал вверх голову и, приоткрыв рот, пристально вглядывался в небесную даль, гадая, какой тип самолета пролетел, оставив за собой след белых полос.
Вскоре переехали на постоянное место жительства в областной центр, я пришла работать во второй объединенный авиаотряд на должность диктора. Мой голос звучал по селектору в здании аэропорта Рощино в конце 70-х – начале 80-х годов, оповещая о прибытии рейсов, регистрации билетов и посадке пассажиров в воздушное судно.
Женька часто приходил ко мне на работу, чтобы полюбоваться грузовыми и пассажирскими авиалайнерами. Не обошлось без его внимания событие, произошедшее в июне 1976 года, когда с пассажирами на борту впервые приземлился на тюменскую взлетно-посадочную полосу самолет Ту-154, прибывший рейсом Москва – Тюмень.
Как-то раз, будучи уже шестиклассником, Женя пришел из школы и прямо с порога стал сбивчиво рассказывать, что на уроке литературы им читали про летчика, самолет которого во время войны был сбит над территорией, занятой противником. Брат тут же уселся за чтение «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. После этого на его столе все чаще стали появляться книги не только о летчиках, но и о космонавтах: Валерии Чкалове, Николае Гастелло, Юрии Гагарине, Валерии Быковском, Германе Титове и других. Дважды с большим интересом Женя смотрел фильм «Экипаж», который демонстрировался в кинотеатрах города.
Так что к окончанию средней школы у него сложилось представление о нелегкой профессии пилота, поэтому в семье ничуть не удивились, когда брат после получения аттестата зрелости твердо заявил:
– Буду поступать в летное! Но только после службы в армии.
Понимаешь, непросто разлюбить это небо
Отслужив в армии, в 1984 году Евгений подал документы в Кременчугское летное училище гражданской авиации, куда был зачислен после успешной сдачи экзаменов. Уехав учиться на три года, Женя не баловал родственников письмами, ссылаясь на нехватку времени, изредка звонил.
Как-то получили радостное сообщение: «Вчера у меня состоялся первый ознакомительный полет на Ми-2. Летали с инструктором в течение 60 минут. Сегодня снова поднялись в небо. После взлета и набора безопасной высоты инструктор перевел машину в горизонтальный полет и передал управление мне, я на протяжении получаса пилотировал в зону. Инструктор только давал указания».
Не так давно мне пришло на память содержание еще одного интересного послания: «Сегодня у нас в гостях был летчик-космонавт Алексей Леонов. Он наш куратор, который тоже учился в стенах этого учебного заведения, но тогда оно именовалось школой летчиков. Алексей Архипович рассказывал, как был зачислен в отряд космонавтов и о своем первом полете в космос». В подтверждение Женя прислал фотографию, где запечатлен космонавт Леонов в окружении выпускников Кременчугского летного училища, которым он дал путевку в небо.
После окончания учебы Евгению присвоили квалификацию второго пилота по летной эксплуатации вертолетов Ми-8Т. Его распределили в первый авиаотряд аэропорта Плеханово, откуда ему приходилось бороздить небесные просторы Тюменского Севера, доставляя стройматериалы, буровое оборудование, а также выполнять вахтовые рейсы в Тарко-Сале, Уренгой, Газ-Сале, Тазовский, на мыс Каменный.
В 90-е Тюменьавиатранс заключил договор по миссии ООН на выполнение полетов в государства Африки – Эритрею, Либерию, Судан, Сьерра-Леоне, Чад.
После предварительной спецподготовки несколько экипажей авиагруппы «ЮТэйр» отправили на Африканский континент. Евгений заранее предупредил домашних, что скоро уедет далеко и надолго. Жена настоятельно просила, чтобы он отказался от командировки, ведь летать в чужих местностях, тем более в странах Африки, рискованно.
По мнению Евгения, аварийность вертолетов остается недопустимо высокой, независимо от того, где они летают, на родине или за границей.
Не реагируя на предостережения и увещевания семьи, стал собираться в дорогу. Прощаясь, коротко сказал: «До встречи через четыре месяца. Если вовремя не прибудет замена, останусь на второй срок». С улыбкой обратившись к жене, прочел стихотворение:
Не ревнуй меня к небу,
К песне аэродромов.
Знаешь, это непросто
Быть полжизни вне дома.
Понимаешь, непросто
Оставлять, улетая,
Эту землю в березках
И тебя, дорогая.
Ты прости за дороги,
Что готовит мне небо,
Что лежат те дороги
На висках твоих снегом.
От дорог синеверстых
Ты отказа не требуй,
Понимаешь, непросто
Разлюбить это небо.
В настоящее время Евгений Шурыгин выполняет рейсы на многоцелевых двухдвигательных вертолетах различной модификации как по России, так и за рубежом. Провел в воздухе в общей сложности свыше шести тысяч часов. По решению командно-руководящего состава назначен командиром воздушного судна. Вот так безрассудное увлечение, перешедшее в мечту, стало реальностью.