«Он сам был первым
В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Ломоносова
Среди великого множества гениальных людей России Михаил Ломоносов занимает по праву первое место. Он являл собой ученого-энциклопедиста, основоположника светского философского образования в России, поэта, просветителя, химика, математика, художника, реформатора русского языка и литературы, историка.
В своих работах в области естественных наук ученый приходит к глубоким философским обобщениям. К примеру, он сформулировал закон сохранения вещества и движения: «...Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет материи, то умножится в другом месте. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».
Данный закон мыслитель изложил в «Рассуждениях о твердости и жидкости тел» (1760 г.). Главная философская сторона закона состоит в универсальности, охватывающей все явления природы, так как он соотнес материю и движение, подчеркнув их неразрывность, вопреки толкованию некоторых ученых, считавших движение лишь внешней силой по отношению к материи.
«Элементы» и «корпускулы»
В работе «О слоях земли» Ломоносов выдвинул идею об эволюции растительного и животного мира, указывая на необходимость изучения причин изменения природы. Задолго до Чарльза Дарвина он сформулировал эволюционный характер изменений, происходящих в мире, положил в основу объяснения явлений природы изменения материи, состоящей, по его мнению, из мельчайших частиц – «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы), распространил атомистические идеи на область химических явлений. Ломоносов, по существу, заложил основы химической атомистики.
Его отношение к изучаемому объекту состояло в универсальном подходе, он учитывал разнокачественность идей и соотносил их с опытом и гипотезами. Ломоносов писал: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. Корпускулы движутся от тяготительной материи. Свет есть материя и нужно все это эмпирически доказывать».
Его суждения о соединении эмпирического и теоретического позволили ученому стать реформатором в постановке горно-металлургического и фарфорового дела.
Наука и религия
Ломоносов был, пожалуй, первым в России, кто соединил религию с научным реализмом. Будучи религиозным человеком, он не видел противоречия между наукой и религией. «Неверно рассуждает математик, – говорил он, – если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если думает, что по Псалтыри можно научиться астрономии или химии». В этом высказывании ученый подчеркивает, что изучение природы и Евангелие – два способа откровения Божьего: одно – внешнее, другое – внутреннее.
Как основатель Московского университета Ломоносов
ратовал за включение религии и философии в число преподававшихся дисциплин. В сфере общественно-социальных идей он отстаивал приоритет образования, причем с ориентацией не на материальные цели, а на нравственное самосовершенствование человека. По его мнению, самодержавие (в лице просвещенного монарха) – самая естественная и разумная форма правления для России.
История, по мнению мыслителя, процесс органический, где всякий предшествующий этап развития государства связан с последующим. Исторические исследования должны основываться на достоверных и конкретных источниках опыта «праотцов наших», включая исследование летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию. Но все эти данные необходимо периодически пересматривать, так как общество развивается и изменяется.
Модель общества
Щедрая множественность таланта, универсальность его во многих науках давала Ломоносову возможность высказывать интересные идеи и определять важнейшие направления в различных областях.
Приведу лишь один пример. В письме к Ивану Шувалову от 1 ноября 1761 года он составил план социально-экономического развития России на многие годы, которые небезынтересны и нам, людям XXI столетия: «1. О размножении и сохранении русского народа. 2. О истреблении праздности. 3. О исправлении нравов и просвещении. 4. О исправлении земледелия. 5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств. 6. О лучших пользах купечества. 7. О лучшей государственной экономике.
8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира».
Ни одна из перечисленных задач великого ученого не утратила для России своей значимости. Данное письмо ведет к построению в тот период новой интегральной модели российского общества и направлено не от социума к личности, а наоборот, от личности к реконструиру-емой Ломоносовым социальности. В своих метафизических, социально-политических, натурфилософских, историософских трудах он открыл ряд законов, по которым устроено мироздание.
О русском языке
Ломоносов был реформатором почти по всем наукам XVIII века, а также в области русского языка и стихосложения, связывая их с уровнем развития мировой культуры, науки и философии. В работе «Российская грамматика» мыслитель доказывает, что «русский язык сочетает великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Такая оценка русского языка дает возможность, по мнению ученого, отражать тончайшие философские рассуждения, а также отражать уровень обыденного сознания простых людей.
Михаил Ломоносов считал, что все живые силы русского литературного языка нужно направить на создание научной и литературной речи, общепонятной и доступной большинству населения России.
Александр Пушкин писал: «Слог Ломоносова ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным». Поражают грандиозные идеи ученого-энциклопедиста в различных областях, направленные на пользу России, науки, просвещения. Вся жизнь Ломоносова отмечена удивительной работоспособностью, стремлением служить Отечеству, своему народу.
Тот же Пушкин, подчеркивая энциклопедическую образованность русского гения, очень точно сказал о Ломоносове: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». В этой емкой, краткой характеристике дана оценка человеку, поднявшемуся из глубины народа и достигшему невероятных высот в интеллектуальном и духовном развитии, научные открытия которого далеко опередили его время.