Создавая свой «пояс внедрения»
В Тюменском государственном университете наука, профессиональное образование и производство образуют мощный конгломерат
Статистика показывает, что из ста вновь созданных компаний выживает и по-настоящему становится на ноги лишь одна-две. Что делают основатели разорившихся предприятий? Одни расстаются со своей затеей, другие начинают все заново и зачастую добиваются успехов. Потому что получили бесценный практический опыт и теперь знают, как избежать просчетов.
На тернистый путь проб и ошибок с некоторых пор встали вузы, по большей части университеты, организуя в своей структуре – последние пару лет при законодательной поддержке (имеется в виду федеральный закон № 217 от 2 августа 2009 года) – малые предприятия с прицелом на внедрение научных разработок. И не только.
– Вузовская профессура, талантливые доценты способны генерировать идеи, но не всегда умеют или не имеют возможности делать из этого товар и продавать его, – расставляет акценты первый проректор по инновационному развитию, доктор биологических наук, профессор Александр Шалабодов. – Создание компаний будет все-таки способствовать продвижению этих идей на рынок. Но не менее важно и то, что в работу вовлекается молодежь, получая навыки в бизнесе. С таким багажом выпускникам легче будет создать свою компанию, ориентироваться на рынке.
Координирует работу «пояса внедрения» региональный центр интеллектуальной собственности и научно-технической информации ТюмГУ, который возглавляет кандидат юридических наук Вера Авдеева.
– ФЗ № 217 позволяет университету фиксировать свою долю участия и имущества правами на разработки, – поясняет Вера Петровна. – Когда компания наберет обороты, станет получать стабильную прибыль, доля вуза в ней будет в размере 34 процентов, определенная законом. Сейчас об этом говорить рано, но заказы существуют, а значит, есть перспектива и надежда на экономические потоки в будущем. Более того, сейчас появляются компании, близкие по направлению тем, что организовывались раньше, и дополнительные соглашения позволяют сформировать своего рода холдинг, связывающий науку и производство.
Твори и пробуй
По идее, бизнес-структуры при университете должны быть самоокупаемыми. Но, как и во «взрослом» бизнесе, здесь бывают «выстрелы» не только в «десятку», но и в «молоко».
Тем не менее университет старается поддерживать молодых бизнесменов, давая время на «раскрутку».
Так, компания «АйТигри» ТюмГУ за год получила 800 тысяч руб-лей дохода на разработке информационных систем для одного из департаментов, подготовив ряд интересных, как утверждают системщики, вещей. Другое предприятие, созданное еще до выхода в свет ФЗ № 217, – ООО «Альтаиста» разработало и эксплуатирует бизнес-портал.
– Через проекты только этих компаний прошло более двадцати студентов института математики, естественных наук и информационных технологий ТюмГУ, которые получили опыт практической работы не только программиста, но и менеджера, – рассказывает заместитель директора института, доктор технических наук, профессор Игорь Глухих. – Это как раз то, что стандартная программа не дает. Ребята участвуют и выигрывают в различных конкурсах, в том числе по программе «Старт» и «У.М.Н.И.К», получают поддержку от инвестиционных фондов. Даже если не будет большого результата от компании, создается среда, которая поддерживает эту деятельность. Студенты получают возможность попробовать себя, поработать в бизнесе, апробировать идеи.
У нынешних ребят другие возможности в вузе, чем лет семь-восемь назад. Хочешь, с тобой поработают, проведут через бизнес-инкубатор. Или участвуй в конкурсе, получай гранты на реализацию своей идеи. Или приходи в уже существующую компанию.
– По дипломникам и аспирантам вижу, насколько их проекты привязаны к реальным потребностям производства, – продолжает Игорь Николаевич. – По окончании вуза кто-то из них организовал свою фирму, это в 23 года, и имеет зарплату тысяч шестьдесят. И все потому, что ребята получили в вузе не только знания, но и соответствующий опыт внедрения разработок, ведения бизнеса.
Бренд университета
Для успешного продвижения продукта на рынке немаловажно, кто его представляет. И тут принадлежность к вузу с мировым именем (не побоимся этого слова) только на руку начинающим предпринимателям.
– Да, бренд университета вызывает доверие у партнеров и потребителей, – соглашается генеральный директор ООО «Эко Бизнес Проект» Наталья Микушина, – это гарантия определенного уровня качества. Кроме того, от имени университета можем участвовать в различных конкурсах. К примеру, недавно в Екатеринбурге проводился окружной конкурс по программе «Старт», и мы стали победителями по направлению «Биотехнология».
Университет должен выступать неким гарантом своих компаний, считает генеральный директор ООО «КБ-Информ», инженер кафедры безопасности Константин Бажин. По его видению, технопарк должен включать в себя структуры, которые работали бы на все компании. Чтобы предприятие могло не только рассчитывать на некий пиар, но и заказывать, к примеру, анализ маркетинговой стороны своего дела.
– Опыт хоздоговорной деятельности у нас был и раньше, – отмечает Константин Алексеевич. – Мы активно взаимодействуем с бизнесом, но проекты всегда узко ориентированы на конкретные предприятия или технологии. Поэтому с ними также непросто выходить на рынок. Думаю, необходимо более широко пропагандировать наши возможности в целом, и помощь университета здесь бесценна.