ОАО «Сибнефтепровод»: ориентир на будущее
Открытое акционерное общество «Сибнефтепровод» – динамично развивающееся предприятие, которое на протяжении более 40 лет занимается транспортом всей нефти, добываемой в Западной Сибири.
Главная задача предприятия – обеспечение безаварийной и безопасной работы, высокой надежности как станционного оборудования, так и линейной части трубопроводов. Благодаря целому комплексу мер ОАО «Сибнефтепровод» стало высокотехнологичным транспортным предприятием, полностью обеспечивающим потребности нефтедобывающих компаний в перекачке сырья.
В частности, предприятие реализует масштабный инвестиционный проект строительства трубопроводной системы Заполярье – Пурпе – Самотлор общей протяженностью более 900 км. Это будет самый северный магистральный трубопровод в России, благодаря которому нефть Ямала и севера Красноярского края попадет в общую систему нефтепроводов страны, эксплуатируемую государственной монополией ОАО «АК «Транснефть».
Еще одним примером того, что ОАО «Сибнефтепровод» в своей производственной деятельности ориентируется на перспективу, может служить оптимизация существующих мощностей. В 2011 году предприятие в рамках программы технического перевооружения и реконструкции приступило к строительству нефтеперекачивающей станции № 3 «Конда», которая войдет в состав одноименной линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС).
Еще одна станция
В настоящее время ЛПДС «Конда» обслуживает пять магистральных нефтепроводов: Холмогоры – Клин, Сургут – Горький – Полоцк, Шаим – Тюмень, Шаим – Конда и Красноленинск – Шаим – Конда. Необходимость строительства новой нефтеперекачивающей станции связана с работой старейшего в Западной Сибири нефтепровода Шаим – Тюмень, по которому нефть транспортируется на Антипинский нефтеперерабатывающий завод.
Сейчас НПЗ потребляет сравнительно небольшие объемы углеводородного сырья, из-за чего нефтепровод работает в циклическом режиме. Подобные условия работы накладывают дополнительную нагрузку на нефтеперекачивающее оборудование при пуске и остановке магистральных насосных агрегатов, отрицательно сказываются на техническом состоянии линейной части магистрального нефтепровода. Именно для более рационального использования существующего оборудования было принято решение построить дополнительную нефтеперекачивающую станцию, которая обеспечит стабильный режим прокачки нефти до завода. Кроме того, эта мера позволит сократить потребление электроэнергии, отметил заместитель начальника Урайского управления магистральных нефтепроводов Андрей Алякин. Он же показал нам площадку, где расположится будущая НПС.
Месторасположение НПС-3 уже определено, оно находится рядом с НПС-2. К реализации проекта привлечена подрядная организация, имеющая значительный опыт в строительстве объектов транспорта нефти, – ОАО «Транснефтьстрой» (непосредственно реализацией проекта занимается филиал «Транснефтьстроя» – КСУ «Сибнефтепроводстрой»).
– К строительным работам приступили в середине мая, – рассказал заместитель начальника СМУ-5 КСУ «Сибнефтепроводстрой» Раис Адыгамов. – В настоящее время практически завершили устройство фундаментов под объекты, в том числе под насосные агрегаты, задвижки, фильтры-грязеуловители. Забиты все железобетонные сваи под блок-бокс ЩСУ и камеры приема-пуска средств очистки и диагностики. Установили стойки под кабельную эстакаду. На объекте трудится 38 человек. С середины августа начинается поставка технологического оборудования, после чего сразу же приступим к его монтажу. К этому времени планируем закончить все общестроительные работы.
В целом по проекту строителям предстоит возвести здание магистральной насосной в блочном исполнении общей площадью немногим более 36 м2. Здесь установят два насосных агрегата типа ЦНС-Ант 300/240 (один рабочий и один резервный), средний срок службы которых составляет не менее 30 лет. При постоянном уходе, который обеспечат работники ЛПДС «Конда», они прослужат и того дольше.
Для обеспечения стабильного процесса перекачки установят два фильтра-грязеуловителя (один из них резервный), технологические трубопроводы разного диаметра, оборудуют емкость для сбора утечек нефти и дренажа. На нефтепроводе Шаим – Тюмень вблизи НПС-3 также смонтируют узел пуска-приема средств очистки и диагностики, состоящий из камеры приема и камеры запуска СОД.
Со строительством узла пуска-приема средств очистки и диагностики нефтепровод Шаим – Тюмень будет разделен на два технологических участка. Первый участок будет работать в постоянном режиме, поставляя нефть от начальной точки – ЛПДС «Шаим» до НПС «Конда-2». НПС «Конда-3» задействуют на втором участке,
по которому нефть пойдет дальше, до Антипинского НПЗ через НПС «Тюмень-3». Все объекты обеспечат электроэнергией от действующего на ЛПДС «Конда» закрытого распределительного устройства.
Пока на засыпанной песком площадке в полгектара видны только фундаменты будущих строений. Однако уже в сентябре, обещает Андрей Алякин, когда подрядная организация приступит к монтажу оборудования, это место кардинально преобразится. Запуск новой нефтеперекачивающей станции запланирован на декабрь этого года.
Транспортируемое по нефтепроводу Шаим – Тюмень сырье будет поступать в резервуарный парк ЛПДС «Конда», чтобы оттуда продолжить свой путь на НПС «Тюмень-3», которая граничит с Антипинским НПЗ.
Сквозь призму времени
Нефтепровод Шаим – Тюмень является старейшим трубопроводом в Западной Сибири. Именно с него 46 лет назад началась история открытого акционерного общества «Сибнефтепровод», которое до 1994 года называлось управлением магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири.
Первый сибирский нефтепровод строили люди опытные, соорудившие много подземных магистралей на равнинах Средней России и в лесах Прибалтики. Конечно, всюду свои трудности, но строительство нефтепровода Шаим – Тюмень было особенно сложным. Чем дальше строители забирались в тайгу, тем тяжелее давался им каждый метр. Казалось, неприступные преграды вставали на пути – многочисленные болота, с которыми и мороз не всегда мог справиться, осеннее бездорожье, обильные весенние разливы, непроходимые буреломы, зимняя стужа. Но они не пугали людей, а лишь придавали решимости и задора. В народе строительство нефтяной магистрали назвали «трассой мужества». И не зря. У сурового Севера строители отвоевали четыре сотни километров болот и урманов. Отчаянно сопротивлялась тайга, но люди упорно шли к цели, оставляя за собой первый сибирский трубопровод.
И вот 21 декабря 1965 года в морозный солнечный день нефть достигла нефтеналивной станции в городе Тюмени (позже переименуют в НПС «Тюмень-3»), где ее на подъездных путях уже ждали стальные вереницы цистерн. С железнодорожной эстакады первый эшелон с шаимской нефтью был отправлен на нефтеперерабатывающие заводы 26 декабря 1965 года. Составу предстояло преодолеть сотни километров, чтобы достичь конечной цели.
Сейчас картина совершенно иная: многокилометровый путь от НПС «Тюмень-3» до ближайшего НПЗ сократился до нескольких сотен метров. Но задача ОАО «Сибнефтепровод» осталась неизменной – без перебоев доставлять черное золото до потребителя. И предприятие с этим справляется безукоризненно.