Левой или правой?
13 августа – Международный день левши
Помнится, в советское время под давлением стандартов и норм учителя терпеливо переучивали владеть правой рукой тех, немногих тогда, ребятишек, которые норовили держать карандаш и ложку в левой. Но, отвлекаясь или пока взрослые не видят, те все равно тянулись к предметам своей привычно активной ручонкой.
Не у всех учителей хватало терпения, а дома и вовсе до подзатыльников доходило, бедные дети страдали, не понимая за что, ведь им «так удобнее». Наверное, тоже хотели быть примерными первоклашками, но активная левая упрямо лишала их прилежания в чистописании.
Возможно, многие из них стали впоследствии людьми творческих профессий, предрасположенность к которым теперь специалисты нередко связывают с леворукостью. Свидетельство тому – принадлежность к армии левшей классика австрийской музыки Вольфганга Моцарта, известных голливудских актеров Чарли Чаплина, Вупи Голдберг и Киану Ривза, а также британского музыканта группы «Битлз» Пола Маккартни.
Левшами были Александр Македонский, Жанна д’Арк, немало удачливых, сделавших блистательную карьеру людей.
Доминирование левой руки рассматривалось как отклонение от нормы и в других странах, где тоже насильственно насаждалось обязательное использование правой руки при письме и обращении со столовыми приборами. Однако бесперспективность и вредность этого подхода осознали и от переучивания отказались. Более того, в 1985–1986 годах в СССР приняли официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей.
Ученые утвердились в понимании того, что «левшество» – это не просто предпочтение левой руки для письма, личных нужд, приготовления еды и подобных дел, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.
У правшей пребладает функция левого полушария мозга и логический склад ума. Доминирование правого полушария, вследствие чего и выражена активность левой руки, обуславливает склонность к творчеству, а также конкретно-образный характер познавательных процессов. Это полушарие отвечает за умение ориентироваться в пространстве и выработку большого числа вариантов решения какой-либо проблемы. Левши, как правило, натуры целостные, впечатлительные, эмоциональные и чувственные. Они все воспринимают всерьез и живут в режиме «здесь и сейчас». Чтобы запомнить новую информацию, «правополушарные» дети опираются на визуальные и тактильные ощущения. Речь их эмоциональна, богата интонациями и жестами.
Для оценки степени праворукости и леворукости, что важно, когда у малыша слабо сформированы графические навыки работы или родителям неясна ведущая позиция одной руки, поскольку ребенок действует то одной, то другой, специалисты используют несложные тесты, которые в случае необходимости легко провести самим.
Например, ребенку предлагают открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, а пассивная держит пузырек. Или просят погладить игрушку, которую он держит в руках. Обычно гладит активная рука. И так любые действия, направленные на выявление ведущей руки.
Переучивание левши означает не только переучивание на правую руку, но и насильственное вмешательство в уже сложившуюся и довольно сложную функциональную систему. Следует иметь в виду, что у ребенка могут развиться серьезные невротические реакции. Позвольте ему быть собой! Ведь каждый из нас – уникальная личность.