Защищать права легко, когда знаешь о них!
В редакции состоялась прямая линия по вопросам защиты прав потребителей при приобретении одежды и обуви
Как потребитель может защитить свои права? Об этом и многом другом читателям газеты «Тюменская область сегодня» рассказали руководитель консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» Семен Хрушков и эксперт по качеству товаров и услуг Ольга Изместьева. Предлагаем печатную версию состоявшегося разговора.
– Купила на уличном рынке детскую обувь, а товарного чека не потребовала. Через неделю подошва в носовой части кроссовок отклеилась. Хочу вернуть деньги, но документа, подтверждающего покупку, нет.
Светлана Груздева, г. Тюмень
Семен Хрушков:
– Отсутствие кассового чека или иного документа, который бы удостоверял факт покупки, не лишает вас права на возврат денег или замену ранее приобретенного товара. Это закреплено в пункте 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». В качестве доказательства покупки можете ссылаться на свидетельские показания.
Обратитесь к продавцу товара или изготовителю с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с четко сформулированными требованиями. Один экземпляр необходимо вручить продавцу лично либо направить письмом с уведомлением. В случае личного вручения на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, фамилию, имя и отчество лица, принявшего претензию, и его подпись. Если продавец отказывается назвать необходимые данные для составления претензии, их можно узнать у администрации рынка.
– Какой гарантийный срок устанавливается на предметы одежды и обуви?
Алла Тимофеева, г. Тюмень
Семен Хрушков:
– Гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения недостатков в товаре изготовитель, продавец (уполномоченная организация и т. д.) отвечают за недостатки товара. Его, как правило, устанавливает сам изготовитель или продавец.
Определены сроки наступления соответствующих сезонов для товаров сезонного назначения на территории г. Тюмени:
– для зимних изделий – с 1 ноября по 1 апреля;
– для весенних изделий – с 1 апреля по 1 июня;
– для летних изделий – с 1 июня по 1 сентября;
– для осенних изделий – с 1 сентября по 1 ноября.
В случае приобретения обуви несезонного назначения гарантийные сроки исчисляются со дня купли-продажи. В случаях, когда предусмотренный договором срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
– Какие требования может предъявить потребитель, если в товаре обнаруживаются недостатки?
Иван Шишкин, Казанский район
Семен Хрушков:
– Сначала определимся, что такое недостаток. Это несоответствие товара или обязательным требованиям, преду-смотренным законом, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу или описанию при продаже договора, или образцу или описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию.
Потребитель в случае обнаружения недостатков в товаре (если они не были оговорены продавцом) по своему выбору вправе потребовать:
– замены на товар этой же марки (модели, артикула);
– замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
– соразмерного уменьшения покупной цены;
– безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
– расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар.
При этом потребитель имеет право взыскать с продавца убытки, которые он понес вследствие продажи ему товара ненадлежащего качества. Напомню, что по общему правилу данные требования можно предъявить, если недостаток обнаружен в течение гарантийного срока. Если же такой срок не установлен, то в пределах двух лет со дня покупки.
– Подарили невестке свадебное платье. Естественно, перед свадьбой она его не один раз примерила дома. Через пару примерок ткань стала расползаться по швам. Мы обратились к продавцу, но он не отреагировал ни на устные замечания, ни на письменную претензию. Что делать?
Алексей Толстиков, Тюменский район
Семен Хрушков:
– Если продавец отказывается выполнить требования потребителя, то последний вправе обратиться в суд. Перед этим необходимо убедиться в соответствии требований действующему законодательству в сфере защиты прав потребителей, предоставить доказательства правоты требований, собрать документы,
подтверждающие нарушение прав, в том числе экземпляр претензии с отказом выполнить требования (если таковой имеется). Подумайте, кто может быть свидетелем, и составьте исковое заявление. За помощью можно обратиться в консультационный центр по защите прав потребителей при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 57, кор. 3, тел./факс 8 (3452) 50-55-68, e-mail: kp@fquz-tyumen.ru.
– Купила ярко-зеленые модельные туфли. Придя домой, поняла, что носить их не с чем. Могу ли вернуть обувь в магазин или обменять на другую и в течение какого времени?
Милена Галицкая, г. Тюмень
Семен Хрушков:
– Согласно ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, размеру, расцветке или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Обмен проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек, либо иной подтверж-
дающий оплату указанного товара документ.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу.
– В течение какого срока должны выплатить деньги?
– Требование о возврате денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
Ольга Изместьева:
– Обратите внимание, что не следует надевать обувь сразу после покупки, более внимательно рассмотрите и примерьте ее дома, ведь даже незначительная эксплуатация обуви на улице, например, от магазина до машины, является основанием для отказа в обмене товара как товара надлежащего качества. Данный отказ является законным.
– В какой срок требования потребителя должны быть удовлетворены продавцом?
Елизавета Бондаренко, г. Ялуторовск
Семен Хрушков:
– Требования потребителя должны быть удовлетворены продавцом в течение 10 дней с момента получения претензии, если потребителем заявлено требование о соразмерном уменьшении покупной цены товара, о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, о возврате уплаченной за товар денежной суммы, о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре.
В течение 7 дней с момента получения претензии, если потребителем заявлено требование о замене товара (в случае необходимости проведения дополнительной проверки качества такого товара – в течение 20 дней со дня предъявления соответствующего требования).
Если заявлено требование о безвозмездном устранении недостатков товара, то срок устанавливается в письменной форме соглашением сторон и не может превышать
45 дней. Если же срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа.
– Куда обратиться за консультацией по защите прав потребителей?
Зинаида Шилова, г. Тюмень
Семен Хрушков:
– За подробной информацией, а также за помощью в составлении претензий и исковых заявлений обращайтесь в консультационный центр по защите прав потребителей по адресу:
г. Тюмень, ул. Холодильная, 57, кор. 3, тел./факс 8 (3452) 50-55-68,e-mail: kp@fquz-tyumen.ru. Здесь же можете заказать и независимую экспертизу товаров.