Тюмень – город хлебный
Есть книга «Ташкент – город хлебный». Под ее впечатлением давным-давно я написал большую газетную статью «Как я влюбился в Тюмень». Приглядевшись к городу, пришел тогда к выводу, что и Тюмень – город хлебный, то есть в СССР, стало быть, существовало два хлебных города и оба начинаются на «Т». От этой буквы исходит теплота на тюменцев как в прямом, так и в переносном смысле.
Встреча первая
Впервые лицом к лицу встретился с Тюменью в 1946 году. В то послевоенное время офицерам выдавали талоны на питание, которые можно было отоваривать на продпунктах железнодорожных вокзалов. Поезд Москва – Иркутск с воинским контингентом приближался к Свердловску. Все, и я в том числе, стали готовиться к выходу, чтобы пополнить продуктовый запас на вокзале.
И тут кто-то очень опытный крикнул на весь вагон: «Свердловск – голодный город, тянем до Тюмени».
И действительно, на продпунк-те станции Тюмень нам выдали много хороших продуктов. «Господа офицеры», наетые и напитые, радостно говорили остающемуся за окнами вагонов городу: «Тюмень, мы тебя не забудем».
Доброта и хлебосольность – таковы мои первые впечатления о Тюмени. Тогда, в 1946 году, не знал, что этот город станет моей судьбой, второй маленькой родиной. На первой малой родине – Тамбовщине я прожил юные 18 лет, а на Тюменской земле живу уже скоро полсотни.
Встреча вторая
Ровно через 20 лет, в 1966 году, состоялась еще одна встреча – и общались мы с городом уже на более серьезной деловой основе.
Наша девятнадцатая железнодорожная бригада закончила легендарную стройку Абакан – Тайшет. Но покой воинам-железнодорожникам только снился.
Впереди была дорога Тюмень – Сургут и далее на Север. Предстояла передислокация соединения, развернутого по штатам военного времени.
Талантливый инженер-строитель полковник Иван Матвейков (чуть позже генерал, заместитель начальника железнодорожных войск) назначил меня старшим группы по приему воинских эшелонов в Тюмени. Предстояло решить вопрос по размещению личного состава частей бригады и семей офицерского состава.
Срочно вылетаю в Свердловск. В Уральском корпусе железнодорожных войск меня инструктируют на дальнейшие действия: «Задача очень трудная – в кратчайшие сроки разместить такую армию строителей. Но уже есть договоренность с первым секретарем обкома КПСС Щербиной. Вот передайте ему пакет… Кстати, он сам заканчивал институт железнодорожного транспорта, к воинам-железнодорожникам относится уважительно, ценит наш нелегкий труд...»
На следующий день я уже был в Тюмени. При входе в кабинет Щербины слышу: «А я только что еще раз говорил с вашим генералом. Все вопросы по размещению строителей решены…»
Встреча третья
Кадровому офицеру после 30–40 лет службы «царю и Отечеству» предстояло выбрать населенный пункт для постоянного места жительства. Мне этот выбор представился в 1974 году. Товарищи агитировали за Днепропетровск (пляж, рыбалка, сады), а также за Ташкент. Кстати, в Ташкенте у меня много родственников, мама похоронена на русском кладбище этого города. А я почему-то бесповоротно решил: Тюмень!
Решение закрепил и такой факт. Моя дочь, заместитель директора средней школы в Красноселькупе, родила к тому времени первенца-внука. Это событие поставило точку в разговоре о месте жительства.
Доброта и хлебосольность Тюмени образца 1946 и 1966 годов по каким-то непонятным мне тропам и дорожкам перекочевывала из года в год и дошла до 2011 года. Радуюсь, что эта доброта не исчезла. Более того, помогает мне принимать правильные решения на крутых поворотах жизни. Уверен: о «хлебной»
Тюмени будут уважительно говорить еще многие годы.
Александр САЛЬНИКОВ, участник Великой Отечественной войны