Сибирская эпопея императорского салон-вагона
Далее в сюжете: «Ракета ознаменовывала в темноте воздуха полет свой огненной браздой»
Февраль 1918 года. Петербург и Москва на грани голода. За подписью председателя Совнаркома Ленина и наркомпрода Цюрупы уходит телеграмма: «Петроград в небывало катастрофическом положении. Хлеба нет. Выдаются населению остатки картофельной муки и сухарей. Красная столица на краю гибели от голода...»
В этих условиях в Сибирь спешно отправляется заместитель наркомпрода Александр Шлихтер, которому представляются самые широкие полномочия. Место назначения – Западная Сибирь, город Омск. Из личной охраны Ленина ему выделили отряд латышей, предоставили пассажирский вагон для охраны и царский салон-вагон. В этот сложнейший период, когда решалась судьба большевиков, Ленину ничего не было жалко. В то время в Петрограде находилось два поезда царской семьи.
Заняться этой темой меня заставила информация председателя Союза писателей России Валерия Ганичева о том, что в Новосибирске в царском салон-вагоне открыт музей. Но каким образом вагон мог попасть на берег Оби?
Царский салон-вагон
Сделаем небольшое отступ-ление. В справочной и технической литературе про царские салон-вагоны почти нет сведений. Лишь в одном источнике («Развитие отечественного вагонного парка») указывается, что салон-вагоны изготовлялись в России на казенном Александровском заводе. В решении технической комиссии от 1845 года определялось, что вагон для императорской семьи должен иметь длину 70 футов, а ширину 10 футов.
Обратимся к воспоминаниям бывшего начальника канцелярии министерского двора Мосалова «При дворе императора»:
«Для путешествий царь располагал двумя пассажирскими поездами по восемь совершенно одинаковых снаружи и высококомфортабельных внутри вагонов. Их величества ехали в одном поезде, а другой служил для камуфляжа. Даже работники службы движения не могли знать, в каком поезде ехала семья царя. Поезда менялись местами во время движения. В первом вагоне находились конвой и прислуга. Как только поезд останавливался, часовые бегом занимали свои места охраны. Второй вагон был представлен как кухня и помещение для метрдотеля и поваров. Третий представлял собой столовую (красного дерева, треть отведена под гостиную, с тяжелыми драпировками и мебелью, обитою бархатным штофом, там же стояло пианино).
Столовая была рассчитана на 16 кувертов. Четвертый вагон пересекался во всю его длину коридором и был предназначен для их величества.
Первое купе двойного размера являлось рабочим кабинетом государя: письменный стол, два кресла, небольшая библиотека. Затем шли ванная и спальня их величества. Еще тройное купе представляло гостиную государыни. В пятом вагоне находилась детская, фрейлины помещались в этом же вагоне.
Шестой вагон отводился свите, он был разделен на девять купе, из которых одно двойное предназначалось для министра двора. В седьмом вагоне находился багаж, а в восьмом располагались инспектор высочайших поездов, комендант поезда, прислуга свиты, доктор и аптека. Канцелярия двора и походная канцелярия помещались в багажном вагоне.
Поезд останавливался на больших станциях. Министр двора заранее давал государю список лиц, которые будут допущены на перрон. Царь выходил из вагона в сопровождении свиты и разговаривал с местной администрацией. Губернаторы получали приглашение сесть в вагон и следовать до границы их губернии». Вплоть до отречения от престола царь пользовался двумя поездами.
Колчак принял вагон по наследству
Вернемся к салон-вагону Шлихтера. Уральский писатель Черданцев в 1971 году издал книгу «Солдат революции», в которой отражено участие Шлихтера в Омских событиях 1918 года.
«Его вагон-салон стоял на путях недалеко от вокзала. Кто-то пустил слух о том, что у Шлихтера с собой большие деньги, которые он забрал из банка и должен выдать рабочим-железнодорожникам, но не выдает, хочет увезти с собой. Возле вагона быстро собралась толпа, требовали деньги, угрожая расправой. Толпа все прибывала, но Шлихтер не разрешал латышским стрелкам открывать огонь... поставив в середину колонны двух сыновей, с гранатами в руках латыши двинулись на толпу, которая расступилась и ринулась в салон-вагон грабить».
Так что при оставлении Омска советскими властями 7 июня 1918 года вагон Шлихтера остался на месте. Осенью к власти пришел Колчак и принял вагон по наследству, совершив в нем единственную рабочую поездку в Екатеринбург.
В ноябре 1919 года при отступлении белой армии на восток этот вагон вместе с Колчаком и Пепеляевым дошел до станции Нижне-удинск, где Колчака препроводили из вагона в эшелон союзных войск, следовавший под флагом всех государств-интервентов, и увезли в Иркутск. Салон-вагон Колчака, как тысячи других вагонов, перешел в ведение Народного комиссариата путей сообщения. По всей вероятности, управление Красноярской дороги оставило салон-вагон для своих нужд и использовало для разъездов по линии или как общежитие для командированных.
С историческим трепетом
В 1948 году было создано управление «Абаканстройпуть». Перед ним поставили задачу построить железнодорожную линию Абакан – Тайшет. В основные фонды создаваемой организации передали из МПС сотни вагонов под жилье, кладовые, столовые, мастерские. В главный штаб стройки начальнику передали и салон-вагон.
С 1952 года управление возглавлял Дмитрий Коротчаев. К тому времени 43-летний командир-строитель уже был награжден знаком почетного железнодорожника, орденом Ленина и другими наградами. В ноябре 1965 года стальной путь Абакан – Тайшет был построен, а Коротчаева удостоили звания Героя Социалистического Труда.
В том же году управление «Абаканстройпуть», переименованное в «Тюменьстройпуть», переехало на Тюменскую землю и повело дорогу на север области. Все эти годы салон-вагон исправно служил хозяину стройки.
Дмитрий Иванович ушел из жизни в 1981 году. Где-то на Северах стоит под скосом без колесных пар остов некогда былого могущества империи Романовых салон-вагон, произведенный на казенных заводах России. Разыскать бы его и вернуть к жизни, чтобы тюменцы и пассажиры находящегося рядом вокзала «с историческим трепетом» могли обращаться к истории.
Ранее в сюжете