Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Сибирская эпопея императорского салон-вагона

Слушать новость
Сибирская эпопея императорского салон-вагона. .

Февраль 1918 года. Петербург и Москва на грани голода. За подписью председателя Совнаркома Ленина и наркомпрода Цюрупы уходит телеграмма: «Петроград в небывало катастрофическом положении. Хлеба нет. Выдаются населению остатки картофельной муки и сухарей. Красная столица на краю гибели от голода...»

В этих условиях в Сибирь спешно отправляется заместитель наркомпрода Александр Шлихтер, которому представляются самые широкие полномочия. Место назначения – Западная Сибирь, город Омск. Из личной охраны Ленина ему выделили отряд латышей, предоставили пассажирский вагон для охраны и  царский салон-вагон. В этот сложнейший период, когда решалась судьба большевиков, Ленину ничего не было жалко. В то время в Петрограде находилось два поезда царской семьи.

Заняться этой темой меня заставила информация председателя Союза писателей России Валерия Ганичева о том, что  в Новосибирске в царском салон-вагоне открыт музей. Но каким образом вагон мог попасть на берег Оби?

Царский салон-вагон


Сделаем небольшое отступ-ление. В справочной и технической литературе про царские салон-вагоны почти нет сведений. Лишь в одном источнике («Развитие отечественного вагонного парка») указывается, что салон-вагоны изготовлялись в России на казенном Александровском заводе. В решении технической комиссии от 1845 года определялось, что вагон для императорской семьи должен иметь длину 70 футов, а ширину 10 футов.

Обратимся к воспоминаниям бывшего начальника канцелярии министерского двора Мосалова «При дворе императора»:

«Для путешествий царь располагал двумя пассажирскими поездами по восемь совершенно одинаковых снаружи и высококомфортабельных внутри вагонов. Их величества ехали в одном поезде, а другой служил для камуфляжа. Даже работники службы движения не могли знать, в каком поезде ехала семья царя. Поезда менялись местами во время движения. В первом вагоне находились конвой и прислуга. Как только поезд останавливался, часовые бегом занимали свои места охраны. Второй вагон был представлен как кухня и помещение для метрдотеля и поваров. Третий представлял собой столовую (красного дерева, треть отведена под гостиную, с тяжелыми драпировками и мебелью, обитою бархатным штофом, там же стояло пианино).

Столовая была рассчитана на 16 кувертов. Четвертый вагон пересекался во всю его длину коридором и был предназначен для их величества.

Первое купе двойного размера являлось рабочим кабинетом государя: письменный стол, два кресла, небольшая библиотека. Затем шли ванная и спальня их величества. Еще тройное купе представляло гостиную государыни. В пятом вагоне находилась детская, фрейлины помещались в этом же вагоне.

Шестой вагон отводился свите, он был разделен на девять купе, из которых одно двойное предназначалось для министра двора. В седьмом вагоне находился багаж, а в восьмом располагались инспектор высочайших поездов, комендант поезда, прислуга свиты, доктор и аптека. Канцелярия двора и походная канцелярия помещались в багажном вагоне.

Поезд останавливался на больших станциях. Министр двора заранее давал государю список лиц, которые будут допущены на перрон. Царь выходил из вагона в сопровождении свиты и разговаривал с местной администрацией. Губернаторы получали приглашение сесть в вагон и следовать до границы их губернии». Вплоть до отречения от престола царь пользовался двумя поездами.

Колчак принял вагон по наследству


Вернемся к салон-вагону Шлихтера. Уральский писатель Черданцев в 1971 году издал книгу «Солдат революции», в которой отражено участие Шлихтера в Омских событиях 1918 года.
«Его вагон-салон стоял на путях недалеко от вокзала. Кто-то пустил слух о том, что  у Шлихтера с собой большие деньги, которые он забрал из банка и должен выдать рабочим-железнодорожникам, но не выдает, хочет увезти с собой. Возле вагона быстро собралась толпа, требовали деньги, угрожая расправой. Толпа все прибывала, но Шлихтер не разрешал латышским стрелкам открывать огонь... поставив в середину колонны двух сыновей, с гранатами в руках латыши двинулись на толпу, которая расступилась и ринулась в салон-вагон грабить».

Так что при оставлении Омска советскими властями 7 июня 1918 года вагон Шлихтера остался на месте. Осенью к власти пришел Колчак и принял вагон по наследству, совершив в нем единственную рабочую поездку в Екатеринбург.

В ноябре 1919 года при отступлении белой армии на восток этот вагон вместе с Колчаком и Пепеляевым дошел до станции Нижне-удинск, где Колчака препроводили из вагона в эшелон союзных войск, следовавший под флагом всех государств-интервентов, и увезли в Иркутск. Салон-вагон Колчака, как тысячи других вагонов, перешел в ведение Народного комиссариата путей сообщения. По всей вероятности, управление Красноярской дороги оставило салон-вагон для своих нужд и использовало для разъездов по линии или как общежитие для командированных.

С историческим трепетом


В 1948 году было создано управление «Абаканстройпуть». Перед ним поставили задачу построить железнодорожную линию Абакан – Тайшет. В основные фонды создаваемой организации передали из МПС сотни вагонов под жилье, кладовые, столовые, мастерские. В главный штаб стройки начальнику передали и салон-вагон.

С 1952 года управление возглавлял Дмитрий Коротчаев. К тому времени 43-летний командир-строитель уже был награжден знаком почетного железнодорожника, орденом Ленина и другими наградами. В ноябре 1965 года стальной путь Абакан – Тайшет был построен, а Коротчаева удостоили звания Героя Социалистического Труда.

В том же году управление «Абаканстройпуть», переименованное в «Тюменьстройпуть», переехало на Тюменскую землю и повело дорогу на север области. Все эти годы салон-вагон исправно служил хозяину стройки.

Дмитрий Иванович ушел из жизни в 1981 году. Где-то на Северах стоит под скосом без колесных пар остов некогда былого могущества империи Романовых салон-вагон, произведенный на казенных заводах России. Разыскать бы его и вернуть к жизни, чтобы тюменцы и пассажиры находящегося рядом вокзала «с историческим трепетом» могли обращаться к истории.

Далее в сюжете: «Ракета ознаменовывала в темноте воздуха полет свой огненной браздой»

Февраль 1918 года. Петербург и Москва на грани голода. За подписью председателя Совнаркома Ленина и наркомпрода Цюрупы уходит телеграмма: «Петроград в небывало катастрофическом положении. Хлеба нет. Выдаются населению остатки картофельной муки и сухарей. Красная столица на краю гибели от голода...»

В этих условиях в Сибирь спешно отправляется заместитель наркомпрода Александр Шлихтер, которому представляются самые широкие полномочия. Место назначения – Западная Сибирь, город Омск. Из личной охраны Ленина ему выделили отряд латышей, предоставили пассажирский вагон для охраны и  царский салон-вагон. В этот сложнейший период, когда решалась судьба большевиков, Ленину ничего не было жалко. В то время в Петрограде находилось два поезда царской семьи.

Заняться этой темой меня заставила информация председателя Союза писателей России Валерия Ганичева о том, что  в Новосибирске в царском салон-вагоне открыт музей. Но каким образом вагон мог попасть на берег Оби?

Царский салон-вагон


Сделаем небольшое отступ-ление. В справочной и технической литературе про царские салон-вагоны почти нет сведений. Лишь в одном источнике («Развитие отечественного вагонного парка») указывается, что салон-вагоны изготовлялись в России на казенном Александровском заводе. В решении технической комиссии от 1845 года определялось, что вагон для императорской семьи должен иметь длину 70 футов, а ширину 10 футов.

Обратимся к воспоминаниям бывшего начальника канцелярии министерского двора Мосалова «При дворе императора»:

«Для путешествий царь располагал двумя пассажирскими поездами по восемь совершенно одинаковых снаружи и высококомфортабельных внутри вагонов. Их величества ехали в одном поезде, а другой служил для камуфляжа. Даже работники службы движения не могли знать, в каком поезде ехала семья царя. Поезда менялись местами во время движения. В первом вагоне находились конвой и прислуга. Как только поезд останавливался, часовые бегом занимали свои места охраны. Второй вагон был представлен как кухня и помещение для метрдотеля и поваров. Третий представлял собой столовую (красного дерева, треть отведена под гостиную, с тяжелыми драпировками и мебелью, обитою бархатным штофом, там же стояло пианино).

Столовая была рассчитана на 16 кувертов. Четвертый вагон пересекался во всю его длину коридором и был предназначен для их величества.

Первое купе двойного размера являлось рабочим кабинетом государя: письменный стол, два кресла, небольшая библиотека. Затем шли ванная и спальня их величества. Еще тройное купе представляло гостиную государыни. В пятом вагоне находилась детская, фрейлины помещались в этом же вагоне.

Шестой вагон отводился свите, он был разделен на девять купе, из которых одно двойное предназначалось для министра двора. В седьмом вагоне находился багаж, а в восьмом располагались инспектор высочайших поездов, комендант поезда, прислуга свиты, доктор и аптека. Канцелярия двора и походная канцелярия помещались в багажном вагоне.

Поезд останавливался на больших станциях. Министр двора заранее давал государю список лиц, которые будут допущены на перрон. Царь выходил из вагона в сопровождении свиты и разговаривал с местной администрацией. Губернаторы получали приглашение сесть в вагон и следовать до границы их губернии». Вплоть до отречения от престола царь пользовался двумя поездами.

Колчак принял вагон по наследству


Вернемся к салон-вагону Шлихтера. Уральский писатель Черданцев в 1971 году издал книгу «Солдат революции», в которой отражено участие Шлихтера в Омских событиях 1918 года.
«Его вагон-салон стоял на путях недалеко от вокзала. Кто-то пустил слух о том, что  у Шлихтера с собой большие деньги, которые он забрал из банка и должен выдать рабочим-железнодорожникам, но не выдает, хочет увезти с собой. Возле вагона быстро собралась толпа, требовали деньги, угрожая расправой. Толпа все прибывала, но Шлихтер не разрешал латышским стрелкам открывать огонь... поставив в середину колонны двух сыновей, с гранатами в руках латыши двинулись на толпу, которая расступилась и ринулась в салон-вагон грабить».

Так что при оставлении Омска советскими властями 7 июня 1918 года вагон Шлихтера остался на месте. Осенью к власти пришел Колчак и принял вагон по наследству, совершив в нем единственную рабочую поездку в Екатеринбург.

В ноябре 1919 года при отступлении белой армии на восток этот вагон вместе с Колчаком и Пепеляевым дошел до станции Нижне-удинск, где Колчака препроводили из вагона в эшелон союзных войск, следовавший под флагом всех государств-интервентов, и увезли в Иркутск. Салон-вагон Колчака, как тысячи других вагонов, перешел в ведение Народного комиссариата путей сообщения. По всей вероятности, управление Красноярской дороги оставило салон-вагон для своих нужд и использовало для разъездов по линии или как общежитие для командированных.

С историческим трепетом


В 1948 году было создано управление «Абаканстройпуть». Перед ним поставили задачу построить железнодорожную линию Абакан – Тайшет. В основные фонды создаваемой организации передали из МПС сотни вагонов под жилье, кладовые, столовые, мастерские. В главный штаб стройки начальнику передали и салон-вагон.

С 1952 года управление возглавлял Дмитрий Коротчаев. К тому времени 43-летний командир-строитель уже был награжден знаком почетного железнодорожника, орденом Ленина и другими наградами. В ноябре 1965 года стальной путь Абакан – Тайшет был построен, а Коротчаева удостоили звания Героя Социалистического Труда.

В том же году управление «Абаканстройпуть», переименованное в «Тюменьстройпуть», переехало на Тюменскую землю и повело дорогу на север области. Все эти годы салон-вагон исправно служил хозяину стройки.

Дмитрий Иванович ушел из жизни в 1981 году. Где-то на Северах стоит под скосом без колесных пар остов некогда былого могущества империи Романовых салон-вагон, произведенный на казенных заводах России. Разыскать бы его и вернуть к жизни, чтобы тюменцы и пассажиры находящегося рядом вокзала «с историческим трепетом» могли обращаться к истории.



Ранее в сюжете

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!

05

Молились. Верили. Надеялись

01

Струнный квартет Тюменской филармонии дал концерт ко Дню матери

22 ноября

Урбанист Дохов считает, что тюменский «муравейник» следует снимать в фильмах

22 ноября