Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Великая тайна чудотворного Абалакского образа

Культура, 11:35, 13 июля 2011,
Слушать новость
Великая тайна чудотворного Абалакского образа. .

В 1636 году протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем был написан первообраз иконы Абалакской Божией Матери «Знамение». Эта икона Богородицы в Сибири и далеко за ее пределами стала почитаться как чудотворная, «пода- ющая многоразличные исцеления болезней всем, притекающим к ней с верою».

Пролить свет на историю исчезновения чудотворной тобольской иконы Богоматери Абалакской в 1920-е годы поможет статья специалиста в области иконописи, искусствоведа Тамары Крючковой. Может быть, эти сведения помогут с Божией помощью найти чудотворную абалакскую святыню.


Чтобы пролить свет на историю исчезновения чудотворной тобольской иконы Богоматери Абалакской в 1920-е годы, представляем вниманию читателей статью известного в России специалиста в области иконописи, искусствоведа Тамары Крючковой. Может быть, эти сведения помогут с Божией помощью найти чудотворную абалакскую святыню.


Бесценный подарок

Икона Богоматери Абалакской занимала особое место среди иркутских православных сокровищ. Ее появление в городе связано с освящением первого каменного храма в честь Нерукотворного Образа Спаса, которое состоялось 1 августа 1710 года. В ознаменование этого очень важного в Восточной Сибири события митрополит Сибирский и Тобольский Иоанн (Максимович) послал в дар Иркутску список с чудотворной иконы Богоматери Абалакской, святыни мужского Абалакского Свято-Знаменского монастыря. В 1636 году жившая здесь благочестивая вдова Мария увидела во сне икону Богоматери «Знамение», стоявшую в воздухе. По сторонам от нее располагались святитель Николай Чудотворец и преподобная Мария Египетская. Голос, исходивший от иконы, потребовал от Марии, чтобы на Абалакском погосте была построена новая церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Марии Египетской. К завершению строительства церкви в 1637 году протодиакон Тобольского кафедрального собора Матфий написал образ Абалакской Богоматери, который был поставлен в церкви и вскоре прославился по всей Сибири чудотворениями - исцелениями от болезней, защитой от несчастий. В 1783 году на месте Абалакского погоста возник Знаменский монастырь, куда шел нескончаемый поток паломников, стремившихся поклониться знаменитой иконе.

С явленной чудотворной иконы сняли списки, которые в свою очередь стали чудотворными в Семипалатинске, Кургане, Омске, Иркутске и других городах. Список иконы Абалакской Богоматери для Иркутска был написан в Тобольске в 1710-е годы по указанию Тобольского митрополита Иоанна (Максимовича), одного из наиболее почитаемых сибирских святых.

Иркутяне с благодарностью приняли этот бесценный подарок. Икона сразу стала почитаться в качестве одной из святынь Иркутска. В 1820-е годы потомственный почетный гражданин г. Иркутска Константин Трапезников заказал в Москве оклад на икону из чистого золота, с положением на ней и надписи, изображенной чернью, а для симметрии такую же ризу устроил и на икону Спасителя, стоящую по правую сторону Царских врат.

Икона Богоматери Абалакской участвовала во многих православных празднованиях Иркутска, в крестных ходах.

Прихожане Спасской церкви, передавшие святыню в Богоявленский кафедральный собор, решили иметь у себя придельный храм во имя Абалакской Божией Матери. С северной стороны к церкви пристроили здание, на втором этаже которого 14 июля 1784 года был освящен Абалакский храм.

О чем говорит предание?

Любопытно одно обстоятельство: существует два иконографических варианта иконы Богоматери Абалакской. Первый, классический, основан на абалакском предании. В данном варианте Богоматерь представлена по пояс, в фас, с поднятыми вверх от локтя руками. На груди ее в круглом медальоне поясное изображение младенца Христа. На полях, как правило, в рост изображены святитель Николай Чудотворец и преподобная Мария Египетская.

Второй вариант представляет тип Богоматери Одигитрии: изображение Богородицы с младенцем на левой руке. Этот вариант нам известен пока двумя иконами, одна из которых представлена в собрании Иркутского областного художественного музея, а другая - в частной коллекции Аркадия Елфимова, известного тобольского мецената, коллекционера, издателя.

Искусствовед Сухорукова (г. Ханты-Мансийск), которая провела художественную экспертизу иконы из коллекции Аркадия Елфимова, отметила, что ее иконография соответствует чудотворной иконе Богоматери Тобольской, а ошибка в подписи могла произойти из-за неверно подписанной гравюры, которая использовалась при написании иконы.

Икона Богоматери Тобольской является копией чудо-творной иконы Божией Матери Ильинской (Черниговской). Этот список привез с собой в 1712 году митрополит Иоанн (Максимович), назначенный на Тобольскую кафедру из Чернигова. После смерти святителя икона была поставлена в Тобольском Софийском соборе, в алтаре придела Иоанна Златоуста, вблизи места погребения святителя Иоанна.

В 1848 году во время эпидемии холеры икона Богоматери Тобольской проявила большую целительную силу и ее почитание стало распространяться по всей Сибири. Этим можно объяснить появление ее списка в Иркутске, но название иркутского списка «Образъ Пресвятыя Богородицы Абалатцкия», возможно, по той же причине, указанной Сухоруковой, дано неточно.

Тамара КРЮЧКОВА,

г. Иркутск

Продолжение следует


Обращение


Уважаемые коллеги!

Дорогие друзья!

Обращаемся к вам за помощью, поддержкой и участием!

В 1636 году протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем был написан первообраз иконы Абалакской Божией Матери «Знамение». Эта икона Богородицы в Сибири и далеко за ее пределами стала почитаться как чудотворная, «подающая многоразличные исцеления болезней всем, притекающим к ней с верою». В честь чудотворного образа в 1783 году святителем Варлаамом был основан Абалакский монастырь.

В 1665 году родилась традиция совершать крестные ходы с Абалакской иконой Божией Матери. В этот год почти все лето беспрерывно шел дождь, погибали хлеба, овощи и травы. Люди приходили в отчаяние от надвигающейся угрозы голода. В этом несчастии они вознесли молитвы у образа Божией Матери и совершили крестный ход, после которого дождь неожиданно прекратился. Урожай был спасен. С тех пор более 250 лет каждый год народ совершал крестные ходы с чудо- творной иконой.

К величайшей скорби, первообраз иконы не сохранился. В 1918 году, опасаясь за чудотворную икону Божией Матери, по некоторым сведениям, епископ Мефодий увозит икону из монастыря в неизвестном направлении.

Имеется множество обрывочных сведений о судьбе чудотворной иконы за рубежами России. Спустя почти 80 лет появилась информация, что местонахождение иконы - австралийский город Сидней, храм Покрова Божией Матери. Однако эта информация не нашла официального подтверждения.

Известно о нескольких копиях Абалакской иконы Божией Матери, почитающихся как чудотворные. В Знаменской церкви Абалакского монастыря находится чудо- творный список Абалакской иконы Божией Матери, именуемый «Наместница». Он написан в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой. В 1999 году возрождена традиция крестного хода на Сибирской земле как празднование чудотворной иконе 20 июля и 27 ноября по старому стилю.

В этом году участники фестиваля «Православие и СМИ» приняли решение найти первообраз Абалакской иконы Божией Матери.

Обращаемся ко всем журналистам региона и России, историкам и краеведам, ученым, искусствоведам, архивариусам, ко всем неравнодушным людям принять самое активное участие в акции «Возвращение Абалакской иконы».

Важна любая информация, любая ниточка, которая может привести к местонахождению Абалакской иконы Божией Матери.

Уверены, что общими усилиями нам удастся найти и вернуть святыню в родную обитель.

С любой информацией, предложениями помощи обращаться в Тюменский областной Дом журналистов:

телефон (3452) 49-01-02;

адрес электронной почты:

domjur@list.ru;

почтовый адрес: 625002,

г. Тюмень, ул. Осипенко, 81,

Тюменский областной

Дом журналистов.

Оргкомитет фестиваля «Православие и СМИ», Союз журналистов Тюменской области, ТРО ОрОО «МедиаСоюз»

В 1636 году протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем был написан первообраз иконы Абалакской Божией Матери «Знамение». Эта икона Богородицы в Сибири и далеко за ее пределами стала почитаться как чудотворная, «пода- ющая многоразличные исцеления болезней всем, притекающим к ней с верою».

Пролить свет на историю исчезновения чудотворной тобольской иконы Богоматери Абалакской в 1920-е годы поможет статья специалиста в области иконописи, искусствоведа Тамары Крючковой. Может быть, эти сведения помогут с Божией помощью найти чудотворную абалакскую святыню.


Чтобы пролить свет на историю исчезновения чудотворной тобольской иконы Богоматери Абалакской в 1920-е годы, представляем вниманию читателей статью известного в России специалиста в области иконописи, искусствоведа Тамары Крючковой. Может быть, эти сведения помогут с Божией помощью найти чудотворную абалакскую святыню.


Бесценный подарок

Икона Богоматери Абалакской занимала особое место среди иркутских православных сокровищ. Ее появление в городе связано с освящением первого каменного храма в честь Нерукотворного Образа Спаса, которое состоялось 1 августа 1710 года. В ознаменование этого очень важного в Восточной Сибири события митрополит Сибирский и Тобольский Иоанн (Максимович) послал в дар Иркутску список с чудотворной иконы Богоматери Абалакской, святыни мужского Абалакского Свято-Знаменского монастыря. В 1636 году жившая здесь благочестивая вдова Мария увидела во сне икону Богоматери «Знамение», стоявшую в воздухе. По сторонам от нее располагались святитель Николай Чудотворец и преподобная Мария Египетская. Голос, исходивший от иконы, потребовал от Марии, чтобы на Абалакском погосте была построена новая церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Марии Египетской. К завершению строительства церкви в 1637 году протодиакон Тобольского кафедрального собора Матфий написал образ Абалакской Богоматери, который был поставлен в церкви и вскоре прославился по всей Сибири чудотворениями - исцелениями от болезней, защитой от несчастий. В 1783 году на месте Абалакского погоста возник Знаменский монастырь, куда шел нескончаемый поток паломников, стремившихся поклониться знаменитой иконе.

С явленной чудотворной иконы сняли списки, которые в свою очередь стали чудотворными в Семипалатинске, Кургане, Омске, Иркутске и других городах. Список иконы Абалакской Богоматери для Иркутска был написан в Тобольске в 1710-е годы по указанию Тобольского митрополита Иоанна (Максимовича), одного из наиболее почитаемых сибирских святых.

Иркутяне с благодарностью приняли этот бесценный подарок. Икона сразу стала почитаться в качестве одной из святынь Иркутска. В 1820-е годы потомственный почетный гражданин г. Иркутска Константин Трапезников заказал в Москве оклад на икону из чистого золота, с положением на ней и надписи, изображенной чернью, а для симметрии такую же ризу устроил и на икону Спасителя, стоящую по правую сторону Царских врат.

Икона Богоматери Абалакской участвовала во многих православных празднованиях Иркутска, в крестных ходах.

Прихожане Спасской церкви, передавшие святыню в Богоявленский кафедральный собор, решили иметь у себя придельный храм во имя Абалакской Божией Матери. С северной стороны к церкви пристроили здание, на втором этаже которого 14 июля 1784 года был освящен Абалакский храм.

О чем говорит предание?

Любопытно одно обстоятельство: существует два иконографических варианта иконы Богоматери Абалакской. Первый, классический, основан на абалакском предании. В данном варианте Богоматерь представлена по пояс, в фас, с поднятыми вверх от локтя руками. На груди ее в круглом медальоне поясное изображение младенца Христа. На полях, как правило, в рост изображены святитель Николай Чудотворец и преподобная Мария Египетская.

Второй вариант представляет тип Богоматери Одигитрии: изображение Богородицы с младенцем на левой руке. Этот вариант нам известен пока двумя иконами, одна из которых представлена в собрании Иркутского областного художественного музея, а другая - в частной коллекции Аркадия Елфимова, известного тобольского мецената, коллекционера, издателя.

Искусствовед Сухорукова (г. Ханты-Мансийск), которая провела художественную экспертизу иконы из коллекции Аркадия Елфимова, отметила, что ее иконография соответствует чудотворной иконе Богоматери Тобольской, а ошибка в подписи могла произойти из-за неверно подписанной гравюры, которая использовалась при написании иконы.

Икона Богоматери Тобольской является копией чудо-творной иконы Божией Матери Ильинской (Черниговской). Этот список привез с собой в 1712 году митрополит Иоанн (Максимович), назначенный на Тобольскую кафедру из Чернигова. После смерти святителя икона была поставлена в Тобольском Софийском соборе, в алтаре придела Иоанна Златоуста, вблизи места погребения святителя Иоанна.

В 1848 году во время эпидемии холеры икона Богоматери Тобольской проявила большую целительную силу и ее почитание стало распространяться по всей Сибири. Этим можно объяснить появление ее списка в Иркутске, но название иркутского списка «Образъ Пресвятыя Богородицы Абалатцкия», возможно, по той же причине, указанной Сухоруковой, дано неточно.

Тамара КРЮЧКОВА,

г. Иркутск

Продолжение следует


Обращение


Уважаемые коллеги!

Дорогие друзья!

Обращаемся к вам за помощью, поддержкой и участием!

В 1636 году протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем был написан первообраз иконы Абалакской Божией Матери «Знамение». Эта икона Богородицы в Сибири и далеко за ее пределами стала почитаться как чудотворная, «подающая многоразличные исцеления болезней всем, притекающим к ней с верою». В честь чудотворного образа в 1783 году святителем Варлаамом был основан Абалакский монастырь.

В 1665 году родилась традиция совершать крестные ходы с Абалакской иконой Божией Матери. В этот год почти все лето беспрерывно шел дождь, погибали хлеба, овощи и травы. Люди приходили в отчаяние от надвигающейся угрозы голода. В этом несчастии они вознесли молитвы у образа Божией Матери и совершили крестный ход, после которого дождь неожиданно прекратился. Урожай был спасен. С тех пор более 250 лет каждый год народ совершал крестные ходы с чудо- творной иконой.

К величайшей скорби, первообраз иконы не сохранился. В 1918 году, опасаясь за чудотворную икону Божией Матери, по некоторым сведениям, епископ Мефодий увозит икону из монастыря в неизвестном направлении.

Имеется множество обрывочных сведений о судьбе чудотворной иконы за рубежами России. Спустя почти 80 лет появилась информация, что местонахождение иконы - австралийский город Сидней, храм Покрова Божией Матери. Однако эта информация не нашла официального подтверждения.

Известно о нескольких копиях Абалакской иконы Божией Матери, почитающихся как чудотворные. В Знаменской церкви Абалакского монастыря находится чудо- творный список Абалакской иконы Божией Матери, именуемый «Наместница». Он написан в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой. В 1999 году возрождена традиция крестного хода на Сибирской земле как празднование чудотворной иконе 20 июля и 27 ноября по старому стилю.

В этом году участники фестиваля «Православие и СМИ» приняли решение найти первообраз Абалакской иконы Божией Матери.

Обращаемся ко всем журналистам региона и России, историкам и краеведам, ученым, искусствоведам, архивариусам, ко всем неравнодушным людям принять самое активное участие в акции «Возвращение Абалакской иконы».

Важна любая информация, любая ниточка, которая может привести к местонахождению Абалакской иконы Божией Матери.

Уверены, что общими усилиями нам удастся найти и вернуть святыню в родную обитель.

С любой информацией, предложениями помощи обращаться в Тюменский областной Дом журналистов:

телефон (3452) 49-01-02;

адрес электронной почты:

domjur@list.ru;

почтовый адрес: 625002,

г. Тюмень, ул. Осипенко, 81,

Тюменский областной

Дом журналистов.

Оргкомитет фестиваля «Православие и СМИ», Союз журналистов Тюменской области, ТРО ОрОО «МедиаСоюз»



Мифический народ тобольского костореза отмечен специальным призом на московской Международной выставке

05 мая

Тюменцев приглашают на театрализованные экскурсии по дому купца Колмогорова

05 мая