Великая тайна чудотворного Абалакского образа
В 1636 году протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем был написан первообраз иконы Абалакской Божией Матери «Знамение». Эта икона Богородицы в Сибири и далеко за ее пределами стала почитаться как чудотворная, «пода- ющая многоразличные исцеления болезней всем, притекающим к ней с верою».
Пролить свет на историю исчезновения чудотворной тобольской иконы Богоматери Абалакской в 1920-е годы поможет статья специалиста в области иконописи, искусствоведа Тамары Крючковой. Может быть, эти сведения помогут с Божией помощью найти чудотворную абалакскую святыню.
Чтобы пролить свет на историю исчезновения чудотворной тобольской иконы Богоматери Абалакской в 1920-е годы, представляем вниманию читателей статью известного в России специалиста в области иконописи, искусствоведа Тамары Крючковой. Может быть, эти сведения помогут с Божией помощью найти чудотворную абалакскую святыню.
Бесценный подарок
Икона Богоматери Абалакской занимала особое место среди иркутских православных сокровищ. Ее появление в городе связано с освящением первого каменного храма в честь Нерукотворного Образа Спаса, которое состоялось 1 августа 1710 года. В ознаменование этого очень важного в Восточной Сибири события митрополит Сибирский и Тобольский Иоанн (Максимович) послал в дар Иркутску список с чудотворной иконы Богоматери Абалакской, святыни мужского Абалакского Свято-Знаменского монастыря. В 1636 году жившая здесь благочестивая вдова Мария увидела во сне икону Богоматери «Знамение», стоявшую в воздухе. По сторонам от нее располагались святитель Николай Чудотворец и преподобная Мария Египетская. Голос, исходивший от иконы, потребовал от Марии, чтобы на Абалакском погосте была построена новая церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Марии Египетской. К завершению строительства церкви в 1637 году протодиакон Тобольского кафедрального собора Матфий написал образ Абалакской Богоматери, который был поставлен в церкви и вскоре прославился по всей Сибири чудотворениями - исцелениями от болезней, защитой от несчастий. В 1783 году на месте Абалакского погоста возник Знаменский монастырь, куда шел нескончаемый поток паломников, стремившихся поклониться знаменитой иконе.
С явленной чудотворной иконы сняли списки, которые в свою очередь стали чудотворными в Семипалатинске, Кургане, Омске, Иркутске и других городах. Список иконы Абалакской Богоматери для Иркутска был написан в Тобольске в 1710-е годы по указанию Тобольского митрополита Иоанна (Максимовича), одного из наиболее почитаемых сибирских святых.
Иркутяне с благодарностью приняли этот бесценный подарок. Икона сразу стала почитаться в качестве одной из святынь Иркутска. В 1820-е годы потомственный почетный гражданин г. Иркутска Константин Трапезников заказал в Москве оклад на икону из чистого золота, с положением на ней и надписи, изображенной чернью, а для симметрии такую же ризу устроил и на икону Спасителя, стоящую по правую сторону Царских врат.
Икона Богоматери Абалакской участвовала во многих православных празднованиях Иркутска, в крестных ходах.
Прихожане Спасской церкви, передавшие святыню в Богоявленский кафедральный собор, решили иметь у себя придельный храм во имя Абалакской Божией Матери. С северной стороны к церкви пристроили здание, на втором этаже которого 14 июля 1784 года был освящен Абалакский храм.
О чем говорит предание?
Любопытно одно обстоятельство: существует два иконографических варианта иконы Богоматери Абалакской. Первый, классический, основан на абалакском предании. В данном варианте Богоматерь представлена по пояс, в фас, с поднятыми вверх от локтя руками. На груди ее в круглом медальоне поясное изображение младенца Христа. На полях, как правило, в рост изображены святитель Николай Чудотворец и преподобная Мария Египетская.
Второй вариант представляет тип Богоматери Одигитрии: изображение Богородицы с младенцем на левой руке. Этот вариант нам известен пока двумя иконами, одна из которых представлена в собрании Иркутского областного художественного музея, а другая - в частной коллекции Аркадия Елфимова, известного тобольского мецената, коллекционера, издателя.
Искусствовед Сухорукова (г. Ханты-Мансийск), которая провела художественную экспертизу иконы из коллекции Аркадия Елфимова, отметила, что ее иконография соответствует чудотворной иконе Богоматери Тобольской, а ошибка в подписи могла произойти из-за неверно подписанной гравюры, которая использовалась при написании иконы.
Икона Богоматери Тобольской является копией чудо-творной иконы Божией Матери Ильинской (Черниговской). Этот список привез с собой в 1712 году митрополит Иоанн (Максимович), назначенный на Тобольскую кафедру из Чернигова. После смерти святителя икона была поставлена в Тобольском Софийском соборе, в алтаре придела Иоанна Златоуста, вблизи места погребения святителя Иоанна.
В 1848 году во время эпидемии холеры икона Богоматери Тобольской проявила большую целительную силу и ее почитание стало распространяться по всей Сибири. Этим можно объяснить появление ее списка в Иркутске, но название иркутского списка «Образъ Пресвятыя Богородицы Абалатцкия», возможно, по той же причине, указанной Сухоруковой, дано неточно.
Тамара КРЮЧКОВА,
г. Иркутск
Продолжение следует
Обращение
Уважаемые коллеги!
Дорогие друзья!
Обращаемся к вам за помощью, поддержкой и участием!
В 1636 году протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем был написан первообраз иконы Абалакской Божией Матери «Знамение». Эта икона Богородицы в Сибири и далеко за ее пределами стала почитаться как чудотворная, «подающая многоразличные исцеления болезней всем, притекающим к ней с верою». В честь чудотворного образа в 1783 году святителем Варлаамом был основан Абалакский монастырь.
В 1665 году родилась традиция совершать крестные ходы с Абалакской иконой Божией Матери. В этот год почти все лето беспрерывно шел дождь, погибали хлеба, овощи и травы. Люди приходили в отчаяние от надвигающейся угрозы голода. В этом несчастии они вознесли молитвы у образа Божией Матери и совершили крестный ход, после которого дождь неожиданно прекратился. Урожай был спасен. С тех пор более 250 лет каждый год народ совершал крестные ходы с чудо- творной иконой.
К величайшей скорби, первообраз иконы не сохранился. В 1918 году, опасаясь за чудотворную икону Божией Матери, по некоторым сведениям, епископ Мефодий увозит икону из монастыря в неизвестном направлении.
Имеется множество обрывочных сведений о судьбе чудотворной иконы за рубежами России. Спустя почти 80 лет появилась информация, что местонахождение иконы - австралийский город Сидней, храм Покрова Божией Матери. Однако эта информация не нашла официального подтверждения.
Известно о нескольких копиях Абалакской иконы Божией Матери, почитающихся как чудотворные. В Знаменской церкви Абалакского монастыря находится чудо- творный список Абалакской иконы Божией Матери, именуемый «Наместница». Он написан в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой. В 1999 году возрождена традиция крестного хода на Сибирской земле как празднование чудотворной иконе 20 июля и 27 ноября по старому стилю.
В этом году участники фестиваля «Православие и СМИ» приняли решение найти первообраз Абалакской иконы Божией Матери.
Обращаемся ко всем журналистам региона и России, историкам и краеведам, ученым, искусствоведам, архивариусам, ко всем неравнодушным людям принять самое активное участие в акции «Возвращение Абалакской иконы».
Важна любая информация, любая ниточка, которая может привести к местонахождению Абалакской иконы Божией Матери.
Уверены, что общими усилиями нам удастся найти и вернуть святыню в родную обитель.
С любой информацией, предложениями помощи обращаться в Тюменский областной Дом журналистов:
телефон (3452) 49-01-02;
адрес электронной почты:
domjur@list.ru;
почтовый адрес: 625002,
г. Тюмень, ул. Осипенко, 81,
Тюменский областной
Дом журналистов.
Оргкомитет фестиваля «Православие и СМИ», Союз журналистов Тюменской области, ТРО ОрОО «МедиаСоюз»