Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Дела давно минувших дней...»

Культура, 11:37, 13 июля 2011,
Слушать новость
«Дела давно минувших дней...». .

«Это было как последний аккорд навсегда уходящего лета...» Так, слегка изменив строку из песни нашего земляка Романа Неумоева, можно описать впечатление от концерта в Тобольском кремле, завершившего Летний оперный фестиваль.


Конечно, правильнее было заменить «впечатление» на «пот­рясение». На концерте «Новой оперы» довелось испытать давно забытое состояние, когда сначала думаешь: «Скорей бы написать об этом», а потом понимаешь, что у тебя просто «нет слов»... Будем описывать по-порядку все происходящее в надежде, что вдохновение неожиданно вернется!

Как театр начинается с вешалки, так концерт в Тобольском кремле начинается с этого удивительного города. О нем уже так много сказано, что остается только его увидеть... Многочисленные любители оперы начали заполнять площадь перед Софийским собором задолго до начала спектакля. Где и когда вы бы увидели столько прекрасных дам и благородных господ? Или барышень с одухотворенным и немного скучающим, как и положено на ярмарке невест, выражением лица? А целую когорту губернаторов, аплодирующих стоя? Ну разве что на каком-нибудь партийном съезде...

Оперу принято считать жанром сложным, требующим от слушателей недюжинных познаний в теории музыки. Решусь назвать это преувеличением: ведь в каждом из мировых оперных шедевров есть несколько номеров, известных практически всем, хотя бы по мелодиям звонков мобильного телефона. Вспоминая, чем же знаменита опера «Руслан и Людмила», я рассмешил театрала Юрия Хозяинова, предположив, что именно в ней звучит «Полет шмеля». Знакомое с детства выражение «Увертюра к опере «Руслан и Людмила» тоже вертелось в голове, но не становилось музыкой...

Живое исполнение артистов такого уровня не может никого оставить равнодушным. Мелодии Глинки, сколь бы сложными они не казались после «Евровидения», исполненные полноценным симфоническим оркестром и блестящими вокалистами уже через пару минут повергают большинство слушателей в состояние, близкое к трансу. Было любопытно наблюдать за тем, как меняется выражение их лиц - первоначальное любопытство, немного суетливое, сменяется сосредоточенностью, удивлением и чаще всего радостью. Сидевший неподалеку от меня молодой человек, по внешнему виду чаще посещающий дискотеку, чем филармонию, в кульминационных местах улыбался, хлопал себя по коленке и всем своим видом как будто говорил: «Во дают!» Почти уверен, что после этого впечатления многое из того, что он привык слышать из пле­ера, покажется ему пресным.

Декорации в виде кремлевских стен и матового тобольского неба дополняли впечатление. По-своему уникальна акустика кремля - самые яркие звуки перелетали через Никольский взвоз, отражались от Чукманского мыса, возвращались усиленными и как будто били по затылку. Грубовато звучит, но точнее передать это ощущение не удается - наверное, что-то похожее мог бы испытывать, будучи живым, язык колокола... Не обошлось и без мистики: во время сцены кражи Людмилы Черномором солнце зашло за тучку и не появлялось из-за нее до самого окончания спектакля! На часть экзальтированных зрителей это произвело неизгладимое впечатление.

А с чем сравнить радость узнавания «хитов», которые, конечно, есть в «Руслане и Людмиле», более того - подавляющее большинство из вас, уважаемые читатели, неоднократно слышали их. Рондо Фарлафа - трусоватого «соискателя» прелестей Людмилы, которое исполнял еще Федор Шаляпин, стало предметом для многочисленных пародий, что является признаком настоящей популярности. Вспомните «не трудясь и не заботясь, я намерений достигну, в замке дедов ожидая повеления Наины». Или марш Черномора, создающий атмосферу настоящей сказки, который иногда путают с «Пещерой горного короля» Эдварда Грига, что косвенно может говорить о заимствовании у Глинки...

Все закончилось же увертюрой, перевернув с ног на голову представление о том, что можно и чего нельзя делать с классикой. Удивительно: чем полагается начинать произведение, оказалось в нужное время и в нужном месте! За час сорок даже самые восторженные поклонники самой прекрасной музыки немного устают, поэтому идея взбодрить их была разумной. Увертюре зрители аплодировали стоя!

- За пять лет, прошедших с начала оперного фестиваля, произошла глубокая трансформация тюменского зрителя, - поделился впечатлениями директор областного департамента культуры Евгений Негинский. - Я наблюдал, как проникновенно и глубоко люди воспринимают музыку, они чувствуют нюансы, ощущают красоту и величие звучания, отличают вели­колепное про­чте­ние от обычного. Успех фес­ти­ва­­ля - это появление новых слушателей классической музыки, которые стремятся к ней сердцем и душой. Нам нужно вырастить хороших музыкантов, чего не сделаешь мастер-классами заезжих знаменитостей.

Необходимо создать симфонический оркестр, для того чтобы педагоги открывали новые таланты. Могу сказать, что мы к этому стремимся и этот момент очень близко!

Ну а лето, конечно, продолжается. Надеемся, будет иметь продолжение и Летний оперный фестиваль на Тюменской земле. Браво «Новой опере» и Тюменской государственной филармонии!


о фестивале

Традиция проведения концертов в Тобольском кремле родилась в 2006 году, когда здесь с успехом прошла опера «Борис Годунов» в постановке московского театра «Новая опера». В июле 2007 года на тобольских подмостках состоялся концерт звезды мировой величины Дмитрия Хворостовского.

В 2008 году сибиряки внимали солистам Санкт-Пе­тер­бург­ского Мариинского театра. 9 июля 2011 года фантазию на тему оперы «Руслан и Людмила» Михаила Глинки исполняли лучшие певцы, высокопрофессиональные хор и оркестр в составе 182-х человек из театра «Новая опера» (Москва).

«Это было как последний аккорд навсегда уходящего лета...» Так, слегка изменив строку из песни нашего земляка Романа Неумоева, можно описать впечатление от концерта в Тобольском кремле, завершившего Летний оперный фестиваль.


Конечно, правильнее было заменить «впечатление» на «пот­рясение». На концерте «Новой оперы» довелось испытать давно забытое состояние, когда сначала думаешь: «Скорей бы написать об этом», а потом понимаешь, что у тебя просто «нет слов»... Будем описывать по-порядку все происходящее в надежде, что вдохновение неожиданно вернется!

Как театр начинается с вешалки, так концерт в Тобольском кремле начинается с этого удивительного города. О нем уже так много сказано, что остается только его увидеть... Многочисленные любители оперы начали заполнять площадь перед Софийским собором задолго до начала спектакля. Где и когда вы бы увидели столько прекрасных дам и благородных господ? Или барышень с одухотворенным и немного скучающим, как и положено на ярмарке невест, выражением лица? А целую когорту губернаторов, аплодирующих стоя? Ну разве что на каком-нибудь партийном съезде...

Оперу принято считать жанром сложным, требующим от слушателей недюжинных познаний в теории музыки. Решусь назвать это преувеличением: ведь в каждом из мировых оперных шедевров есть несколько номеров, известных практически всем, хотя бы по мелодиям звонков мобильного телефона. Вспоминая, чем же знаменита опера «Руслан и Людмила», я рассмешил театрала Юрия Хозяинова, предположив, что именно в ней звучит «Полет шмеля». Знакомое с детства выражение «Увертюра к опере «Руслан и Людмила» тоже вертелось в голове, но не становилось музыкой...

Живое исполнение артистов такого уровня не может никого оставить равнодушным. Мелодии Глинки, сколь бы сложными они не казались после «Евровидения», исполненные полноценным симфоническим оркестром и блестящими вокалистами уже через пару минут повергают большинство слушателей в состояние, близкое к трансу. Было любопытно наблюдать за тем, как меняется выражение их лиц - первоначальное любопытство, немного суетливое, сменяется сосредоточенностью, удивлением и чаще всего радостью. Сидевший неподалеку от меня молодой человек, по внешнему виду чаще посещающий дискотеку, чем филармонию, в кульминационных местах улыбался, хлопал себя по коленке и всем своим видом как будто говорил: «Во дают!» Почти уверен, что после этого впечатления многое из того, что он привык слышать из пле­ера, покажется ему пресным.

Декорации в виде кремлевских стен и матового тобольского неба дополняли впечатление. По-своему уникальна акустика кремля - самые яркие звуки перелетали через Никольский взвоз, отражались от Чукманского мыса, возвращались усиленными и как будто били по затылку. Грубовато звучит, но точнее передать это ощущение не удается - наверное, что-то похожее мог бы испытывать, будучи живым, язык колокола... Не обошлось и без мистики: во время сцены кражи Людмилы Черномором солнце зашло за тучку и не появлялось из-за нее до самого окончания спектакля! На часть экзальтированных зрителей это произвело неизгладимое впечатление.

А с чем сравнить радость узнавания «хитов», которые, конечно, есть в «Руслане и Людмиле», более того - подавляющее большинство из вас, уважаемые читатели, неоднократно слышали их. Рондо Фарлафа - трусоватого «соискателя» прелестей Людмилы, которое исполнял еще Федор Шаляпин, стало предметом для многочисленных пародий, что является признаком настоящей популярности. Вспомните «не трудясь и не заботясь, я намерений достигну, в замке дедов ожидая повеления Наины». Или марш Черномора, создающий атмосферу настоящей сказки, который иногда путают с «Пещерой горного короля» Эдварда Грига, что косвенно может говорить о заимствовании у Глинки...

Все закончилось же увертюрой, перевернув с ног на голову представление о том, что можно и чего нельзя делать с классикой. Удивительно: чем полагается начинать произведение, оказалось в нужное время и в нужном месте! За час сорок даже самые восторженные поклонники самой прекрасной музыки немного устают, поэтому идея взбодрить их была разумной. Увертюре зрители аплодировали стоя!

- За пять лет, прошедших с начала оперного фестиваля, произошла глубокая трансформация тюменского зрителя, - поделился впечатлениями директор областного департамента культуры Евгений Негинский. - Я наблюдал, как проникновенно и глубоко люди воспринимают музыку, они чувствуют нюансы, ощущают красоту и величие звучания, отличают вели­колепное про­чте­ние от обычного. Успех фес­ти­ва­­ля - это появление новых слушателей классической музыки, которые стремятся к ней сердцем и душой. Нам нужно вырастить хороших музыкантов, чего не сделаешь мастер-классами заезжих знаменитостей.

Необходимо создать симфонический оркестр, для того чтобы педагоги открывали новые таланты. Могу сказать, что мы к этому стремимся и этот момент очень близко!

Ну а лето, конечно, продолжается. Надеемся, будет иметь продолжение и Летний оперный фестиваль на Тюменской земле. Браво «Новой опере» и Тюменской государственной филармонии!


о фестивале

Традиция проведения концертов в Тобольском кремле родилась в 2006 году, когда здесь с успехом прошла опера «Борис Годунов» в постановке московского театра «Новая опера». В июле 2007 года на тобольских подмостках состоялся концерт звезды мировой величины Дмитрия Хворостовского.

В 2008 году сибиряки внимали солистам Санкт-Пе­тер­бург­ского Мариинского театра. 9 июля 2011 года фантазию на тему оперы «Руслан и Людмила» Михаила Глинки исполняли лучшие певцы, высокопрофессиональные хор и оркестр в составе 182-х человек из театра «Новая опера» (Москва).



Спектакль Тобольского молодежного театра удостоен Гран-при Всероссийского театрального фестиваля

05 мая

Мифический народ тобольского костореза отмечен специальным призом на московской международной выставке

05 мая