×
В социальных сетях
В печатной версии

«Дела давно минувших дней...»

13.07.2011
11:37
«Дела давно минувших дней...». None. «Это было как последний аккорд навсегда уходящего лета...» Так, слегка изменив строку из песни нашего земляка Романа Неумоева, можно описать впечатление от концерта в Тобольском кремле, завершившего Летний оперный фестиваль.Конечно, правильнее было заменить «впечатление» на «пот­рясение». На концерте «Новой оперы» довелось испытать давно забытое состояние, когда сначала думаешь: «Скорей бы написать об этом», а потом понимаешь, что у тебя просто «нет слов»... Будем описывать по-порядку все происходящее в надежде, что вдохновение неожиданно вернется! Как театр начинается с вешалки, так концерт в Тобольском кремле начинается с этого удивительного города. О нем уже так много сказано, что остается только его увидеть... Многочисленные любители оперы начали заполнять площадь перед Софийским собором задолго до начала спектакля. Где и когда вы бы увидели столько прекрасных дам и благородных господ? Или барышень с одухотворенным и немного скучающим, как и положено на ярмарке невест, выражением лица? А целую когорту губернаторов, аплодирующих стоя? Ну разве что на каком-нибудь партийном съезде... Оперу принято считать жанром сложным, требующим от слушателей недюжинных познаний в теории музыки. Решусь назвать это преувеличением: ведь в каждом из мировых оперных шедевров есть несколько номеров, известных практически всем, хотя бы по мелодиям звонков мобильного телефона. Вспоминая, чем же знаменита опера «Руслан и Людмила», я рассмешил театрала Юрия Хозяинова, предположив, что именно в ней звучит «Полет шмеля». Знакомое с детства выражение «Увертюра к опере «Руслан и Людмила» тоже вертелось в голове, но не становилось музыкой... Живое исполнение артистов такого уровня не может никого оставить равнодушным. Мелодии Глинки, сколь бы сложными они не казались после «Евровидения», исполненные полноценным симфоническим оркестром и блестящими вокалистами уже через пару минут повергают большинство слушателей в состояние, близкое к трансу. Было любопытно наблюдать за тем, как меняется выражение их лиц - первоначальное любопытство, немного суетливое, сменяется сосредоточенностью, удивлением и чаще всего радостью. Сидевший неподалеку от меня молодой человек, по внешнему виду чаще посещающий дискотеку, чем филармонию, в кульминационных местах улыбался, хлопал себя по коленке и всем своим видом как будто говорил: «Во дают!» Почти уверен, что после этого впечатления многое из того, что он привык слышать из пле­ера, покажется ему пресным. Декорации в виде кремлевских стен и матового тобольского неба дополняли впечатление. По-своему уникальна акустика кремля - самые яркие звуки перелетали через Никольский взвоз, отражались от Чукманского мыса, возвращались усиленными и как будто били по затылку. Грубовато звучит, но точнее передать это ощущение не удается - наверное, что-то похожее мог бы испытывать, будучи живым, язык колокола... Не обошлось и без мистики: во время сцены кражи Людмилы Черномором солнце зашло за тучку и не появлялось из-за нее до самого окончания спектакля! На часть экзальтированных зрителей это произвело неизгладимое впечатление. А с чем сравнить радость узнавания «хитов», которые, конечно, есть в «Руслане и Людмиле», более того - подавляющее большинство из вас, уважаемые читатели, неоднократно слышали их. Рондо Фарлафа - трусоватого «соискателя» прелестей Людмилы, которое исполнял еще Федор Шаляпин, стало предметом для многочисленных пародий, что является признаком настоящей популярности. Вспомните «не трудясь и не заботясь, я намерений достигну, в замке дедов ожидая повеления Наины». Или марш Черномора, создающий атмосферу настоящей сказки, который иногда путают с «Пещерой горного короля» Эдварда Грига, что косвенно может говорить о заимствовании у Глинки... Все закончилось же увертюрой, перевернув с ног на голову представление о том, что можно и чего нельзя делать с классикой. Удивительно: чем полагается начинать произведение, оказалось в нужное время и в нужном месте! За час сорок даже самые восторженные поклонники самой прекрасной музыки немного устают, поэтому идея взбодрить их была разумной. Увертюре зрители аплодировали стоя! - За пять лет, прошедших с начала оперного фестиваля, произошла глубокая трансформация тюменского зрителя, - поделился впечатлениями директор областного департамента культуры Евгений Негинский. - Я наблюдал, как проникновенно и глубоко люди воспринимают музыку, они чувствуют нюансы, ощущают красоту и величие звучания, отличают вели­колепное про­чте­ние от обычного. Успех фес­ти­ва­­ля - это появление новых слушателей классической музыки, которые стремятся к ней сердцем и душой. Нам нужно вырастить хороших музыкантов, чего не сделаешь мастер-классами заезжих знаменитостей. Необходимо создать симфонический оркестр, для того чтобы педагоги открывали новые таланты. Могу сказать, что мы к этому стремимся и этот момент очень близко! Ну а лето, конечно, продолжается. Надеемся, будет иметь продолжение и Летний оперный фестиваль на Тюменской земле. Браво «Новой опере» и Тюменской государственной филармонии! о фестивале Традиция проведения концертов в Тобольском кремле родилась в 2006 году, когда здесь с успехом прошла опера «Борис Годунов» в постановке московского театра «Новая опера». В июле 2007 года на тобольских подмостках состоялся концерт звезды мировой величины Дмитрия Хворостовского. В 2008 году сибиряки внимали солистам Санкт-Пе­тер­бург­ского Мариинского театра. 9 июля 2011 года фантазию на тему оперы «Руслан и Людмила» Михаила Глинки исполняли лучшие певцы, высокопрофессиональные хор и оркестр в составе 182-х человек из театра «Новая опера» (Москва).

«Это было как последний аккорд навсегда уходящего лета...» Так, слегка изменив строку из песни нашего земляка Романа Неумоева, можно описать впечатление от концерта в Тобольском кремле, завершившего Летний оперный фестиваль.


Конечно, правильнее было заменить «впечатление» на «пот­рясение». На концерте «Новой оперы» довелось испытать давно забытое состояние, когда сначала думаешь: «Скорей бы написать об этом», а потом понимаешь, что у тебя просто «нет слов»... Будем описывать по-порядку все происходящее в надежде, что вдохновение неожиданно вернется!

Как театр начинается с вешалки, так концерт в Тобольском кремле начинается с этого удивительного города. О нем уже так много сказано, что остается только его увидеть... Многочисленные любители оперы начали заполнять площадь перед Софийским собором задолго до начала спектакля. Где и когда вы бы увидели столько прекрасных дам и благородных господ? Или барышень с одухотворенным и немного скучающим, как и положено на ярмарке невест, выражением лица? А целую когорту губернаторов, аплодирующих стоя? Ну разве что на каком-нибудь партийном съезде...

Оперу принято считать жанром сложным, требующим от слушателей недюжинных познаний в теории музыки. Решусь назвать это преувеличением: ведь в каждом из мировых оперных шедевров есть несколько номеров, известных практически всем, хотя бы по мелодиям звонков мобильного телефона. Вспоминая, чем же знаменита опера «Руслан и Людмила», я рассмешил театрала Юрия Хозяинова, предположив, что именно в ней звучит «Полет шмеля». Знакомое с детства выражение «Увертюра к опере «Руслан и Людмила» тоже вертелось в голове, но не становилось музыкой...

Живое исполнение артистов такого уровня не может никого оставить равнодушным. Мелодии Глинки, сколь бы сложными они не казались после «Евровидения», исполненные полноценным симфоническим оркестром и блестящими вокалистами уже через пару минут повергают большинство слушателей в состояние, близкое к трансу. Было любопытно наблюдать за тем, как меняется выражение их лиц - первоначальное любопытство, немного суетливое, сменяется сосредоточенностью, удивлением и чаще всего радостью. Сидевший неподалеку от меня молодой человек, по внешнему виду чаще посещающий дискотеку, чем филармонию, в кульминационных местах улыбался, хлопал себя по коленке и всем своим видом как будто говорил: «Во дают!» Почти уверен, что после этого впечатления многое из того, что он привык слышать из пле­ера, покажется ему пресным.

Декорации в виде кремлевских стен и матового тобольского неба дополняли впечатление. По-своему уникальна акустика кремля - самые яркие звуки перелетали через Никольский взвоз, отражались от Чукманского мыса, возвращались усиленными и как будто били по затылку. Грубовато звучит, но точнее передать это ощущение не удается - наверное, что-то похожее мог бы испытывать, будучи живым, язык колокола... Не обошлось и без мистики: во время сцены кражи Людмилы Черномором солнце зашло за тучку и не появлялось из-за нее до самого окончания спектакля! На часть экзальтированных зрителей это произвело неизгладимое впечатление.

А с чем сравнить радость узнавания «хитов», которые, конечно, есть в «Руслане и Людмиле», более того - подавляющее большинство из вас, уважаемые читатели, неоднократно слышали их. Рондо Фарлафа - трусоватого «соискателя» прелестей Людмилы, которое исполнял еще Федор Шаляпин, стало предметом для многочисленных пародий, что является признаком настоящей популярности. Вспомните «не трудясь и не заботясь, я намерений достигну, в замке дедов ожидая повеления Наины». Или марш Черномора, создающий атмосферу настоящей сказки, который иногда путают с «Пещерой горного короля» Эдварда Грига, что косвенно может говорить о заимствовании у Глинки...

Все закончилось же увертюрой, перевернув с ног на голову представление о том, что можно и чего нельзя делать с классикой. Удивительно: чем полагается начинать произведение, оказалось в нужное время и в нужном месте! За час сорок даже самые восторженные поклонники самой прекрасной музыки немного устают, поэтому идея взбодрить их была разумной. Увертюре зрители аплодировали стоя!

- За пять лет, прошедших с начала оперного фестиваля, произошла глубокая трансформация тюменского зрителя, - поделился впечатлениями директор областного департамента культуры Евгений Негинский. - Я наблюдал, как проникновенно и глубоко люди воспринимают музыку, они чувствуют нюансы, ощущают красоту и величие звучания, отличают вели­колепное про­чте­ние от обычного. Успех фес­ти­ва­­ля - это появление новых слушателей классической музыки, которые стремятся к ней сердцем и душой. Нам нужно вырастить хороших музыкантов, чего не сделаешь мастер-классами заезжих знаменитостей.

Необходимо создать симфонический оркестр, для того чтобы педагоги открывали новые таланты. Могу сказать, что мы к этому стремимся и этот момент очень близко!

Ну а лето, конечно, продолжается. Надеемся, будет иметь продолжение и Летний оперный фестиваль на Тюменской земле. Браво «Новой опере» и Тюменской государственной филармонии!


о фестивале

Традиция проведения концертов в Тобольском кремле родилась в 2006 году, когда здесь с успехом прошла опера «Борис Годунов» в постановке московского театра «Новая опера». В июле 2007 года на тобольских подмостках состоялся концерт звезды мировой величины Дмитрия Хворостовского.

В 2008 году сибиряки внимали солистам Санкт-Пе­тер­бург­ского Мариинского театра. 9 июля 2011 года фантазию на тему оперы «Руслан и Людмила» Михаила Глинки исполняли лучшие певцы, высокопрофессиональные хор и оркестр в составе 182-х человек из театра «Новая опера» (Москва).

467Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Участники литературно-просветительского проекта «Большая книга. Встречи в провинции» побывали на встрече с читателями из города декабристов.
В научной библиотеке назвали победителей творческого конкурса.
Беседу с Татьяной Потемкиной о ее творчестве вы можете посмотреть в очередном выпуске программы «Литературный четверг» 17 октября. Начало в 12 часов.
На премьере «Пиковой дамы» в ДК "Нефтяник" расшалились… прожекторы.
На новом фестивале будет много «фишек».
Самым активным столичные писатели подарили свои тома.
16 октября в 15:00 в студии «Тюменской области сегодня» начнется прямая линия с известной тюменской джазовой певицей Ингой Лударевой. 
Постановка Сергея Захарина не оставила равнодушными экспертов.

Опрос
Готовы ли вы отказаться от использования изделий из пластика?
Да, конечно
Мы отказались от полиэтиленовых пакетов
Готовы, если этот пластик опасен для здоровья
Нет, пластик — это удобно
Да, если появится альтернатива пластику
Нет, проблема не в пластике, а в его использовании и утилизации

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное