Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Молились. Верили. Надеялись

Общество, 10:47, 01 июля 2011,
Слушать новость
Молились. Верили. Надеялись. .

Продолжение. Начало в № 102 за 10 июня 2011 г.


Феодоровская икона


Феодоровская икона особо почиталась одним из младших братьев Александра Нев-ского – Василием Квашней, замечательной исторической личностью, который и основал знаменитый Ипатьевский монастырь. В нем была помещена икона в соборном храме во имя святого воина, мученика Феодора Стратилата (в переводе с греческого – «воин», «вое-
вода»), откуда и происходит ее название. От Феодора Стратилата, Александра Невского и Николая Мирликийского (чудотворца) унаследовали имена и отчества многие из Романовых.

Имя Федор носил второй русский царь, получивший престол от своего грозного родителя Иоанна IV, самолично усвоившего себе царский титул и женившегося на первейшей красавице Москвы Анастасии Романовне Захарьиной, дочери знатного боярина Романа Захарьина. Весь царский род стали звать Романовыми по имени этого человека.

Царь Федор Иоаннович, достойно стоявший у истоков Романовской династии, – личность далеко незаурядная вопреки мнению многих историков. Стоит упомянуть, что именно при нем была возвращена Московскому государству Сибирь, утраченная было после гибели Ермака, за 15 лет его правления территория нашего государства увеличилась в полтора раза и в числе многих городов на разных рубежах Отечества при нем были основаны Тюмень и Тобольск.

400 с лишним лет назад в Москву на небывалый по представительности Земский собор стеклись россияне всех сословий. Выбирали государя. Выбор пал на «природного царя» юного Михаила Федоровича Романова по его родственности к угасшей ветви Рюриковичей. Смутное время он переживал с родственниками в Ипатьевском монастыре. Туда и явилось выборное посольство с важной миссией – «умолить» на царство Михаила Федоровича. Явились с древнейшей государственной святыней – Владимирской иконой Богоматери.

Принесли и Феодоровскую икону, чтобы вернее «дело сладилось».

Ей  и благословила после долгих колебаний своего сына на царство инокиня Марфа. Именно с этого времени Феодоровская икона стала родовой святыней дома Романовых и широко почитаемым общероссийским палладиумом.

Изменить судьбу России, свою и своей семьи Николай II пытался через восстановление патриаршества, упраздненного Петром I, произведя грандиозные перемены во всем строе государственно-церковной жизни. В марте 1905 г. царь сообщил членам Святейшего синода о решении выдвинуть свою кандидатуру в патриархи, оставив престол малолетнему сыну при регентстве императрицы и брата Михаила. Озадаченный Синод безмолвствовал. Когда Поместный Собор собрался для восстановления патриаршества, было слишком поздно: несостоявшегося патриарха ждала ссылка в Сибирь. В ней Николай оказался не без содействия Тобольского епископа Гермогена, искренне надеявшегося на возможность спасения
царского семейства. Но владыка и сам не спасся: принял мученическую кончину от большевиков. Православная церковь причислила его  к лику святых, как
и спасаемого им императора со всем семейством.

Осенью 2008 г. икона Богоматери Феодоровская пребывала в Тюмени и Тобольске.

Державная


Так исторически сложилось на Руси, что многие города выбирали своей покровительницей Богородицу, но не было Московской иконы Богоматери. Может быть, потому, что многие высокочтимые святыни все равно оказывались в Белокаменной.

Первая воистину Московская икона Богородицы «Державная» была обретена в Коломенском, в храме Вознесения, возведенном в честь рождения Ивана Грозного – первого русского царя. Это произошло 2 (15) марта 1917 г. – в день отречения от престола последнего российского императора.

Когда-то, перед приходом Наполеона в Москву, спасая икону, ее отправили из Вознесенского монастыря Кремля в Коломенское. Потом началось восстановление сожженной столицы, налаживание мирной жизни. За трудами земными об иконе забыли. Она не была возвращена в монастырь, созданный великой княгиней Евдокией Московской – женой Дмитрия Донского. Накануне отречения Николая было видение Богородицы другой Евдокии (знаковое имя) – крестьянке. Дева Мария указала ей, где  и как найти икону: «Она большая, черная, сделайте ее красной и молитесь». Никому не известно, куда при советской власти исчезла эта икона, подобно Абалакской из Сибири, но список с нее хранится в Коломенском.

Получается, что благословлявшая на достойное правление властителей икона Богоматери Владимирская передала возможность «Державной» держать Державу Москвою. И вот в
1918 г. покончившее с царизмом новое правительство решило перебраться в Москву.

В 1922 г. распавшаяся было Россия вернулась в свои границы. Дальнейшее известно. С иконы осталось множество списков. Один из них можно увидеть на выставке. Но та, первая «Державная», исчезла.

На Владимирской и Феодоровской иконах Богоматерь защищает прильнувшего к ней младенца. На иконе «Державная» в руках Богородицы символы власти – скипетр и держава. А Христа она отпускает в мир, к людям, в надежде на то, что они постараются услышать данные им заповеди.

Ирина МАНУЙЛОВА,  старший научный сотрудник музейного комплекса

Далее в сюжете: Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!

Продолжение. Начало в № 102 за 10 июня 2011 г.


Феодоровская икона


Феодоровская икона особо почиталась одним из младших братьев Александра Нев-ского – Василием Квашней, замечательной исторической личностью, который и основал знаменитый Ипатьевский монастырь. В нем была помещена икона в соборном храме во имя святого воина, мученика Феодора Стратилата (в переводе с греческого – «воин», «вое-
вода»), откуда и происходит ее название. От Феодора Стратилата, Александра Невского и Николая Мирликийского (чудотворца) унаследовали имена и отчества многие из Романовых.

Имя Федор носил второй русский царь, получивший престол от своего грозного родителя Иоанна IV, самолично усвоившего себе царский титул и женившегося на первейшей красавице Москвы Анастасии Романовне Захарьиной, дочери знатного боярина Романа Захарьина. Весь царский род стали звать Романовыми по имени этого человека.

Царь Федор Иоаннович, достойно стоявший у истоков Романовской династии, – личность далеко незаурядная вопреки мнению многих историков. Стоит упомянуть, что именно при нем была возвращена Московскому государству Сибирь, утраченная было после гибели Ермака, за 15 лет его правления территория нашего государства увеличилась в полтора раза и в числе многих городов на разных рубежах Отечества при нем были основаны Тюмень и Тобольск.

400 с лишним лет назад в Москву на небывалый по представительности Земский собор стеклись россияне всех сословий. Выбирали государя. Выбор пал на «природного царя» юного Михаила Федоровича Романова по его родственности к угасшей ветви Рюриковичей. Смутное время он переживал с родственниками в Ипатьевском монастыре. Туда и явилось выборное посольство с важной миссией – «умолить» на царство Михаила Федоровича. Явились с древнейшей государственной святыней – Владимирской иконой Богоматери.

Принесли и Феодоровскую икону, чтобы вернее «дело сладилось».

Ей  и благословила после долгих колебаний своего сына на царство инокиня Марфа. Именно с этого времени Феодоровская икона стала родовой святыней дома Романовых и широко почитаемым общероссийским палладиумом.

Изменить судьбу России, свою и своей семьи Николай II пытался через восстановление патриаршества, упраздненного Петром I, произведя грандиозные перемены во всем строе государственно-церковной жизни. В марте 1905 г. царь сообщил членам Святейшего синода о решении выдвинуть свою кандидатуру в патриархи, оставив престол малолетнему сыну при регентстве императрицы и брата Михаила. Озадаченный Синод безмолвствовал. Когда Поместный Собор собрался для восстановления патриаршества, было слишком поздно: несостоявшегося патриарха ждала ссылка в Сибирь. В ней Николай оказался не без содействия Тобольского епископа Гермогена, искренне надеявшегося на возможность спасения
царского семейства. Но владыка и сам не спасся: принял мученическую кончину от большевиков. Православная церковь причислила его  к лику святых, как
и спасаемого им императора со всем семейством.

Осенью 2008 г. икона Богоматери Феодоровская пребывала в Тюмени и Тобольске.

Державная


Так исторически сложилось на Руси, что многие города выбирали своей покровительницей Богородицу, но не было Московской иконы Богоматери. Может быть, потому, что многие высокочтимые святыни все равно оказывались в Белокаменной.

Первая воистину Московская икона Богородицы «Державная» была обретена в Коломенском, в храме Вознесения, возведенном в честь рождения Ивана Грозного – первого русского царя. Это произошло 2 (15) марта 1917 г. – в день отречения от престола последнего российского императора.

Когда-то, перед приходом Наполеона в Москву, спасая икону, ее отправили из Вознесенского монастыря Кремля в Коломенское. Потом началось восстановление сожженной столицы, налаживание мирной жизни. За трудами земными об иконе забыли. Она не была возвращена в монастырь, созданный великой княгиней Евдокией Московской – женой Дмитрия Донского. Накануне отречения Николая было видение Богородицы другой Евдокии (знаковое имя) – крестьянке. Дева Мария указала ей, где  и как найти икону: «Она большая, черная, сделайте ее красной и молитесь». Никому не известно, куда при советской власти исчезла эта икона, подобно Абалакской из Сибири, но список с нее хранится в Коломенском.

Получается, что благословлявшая на достойное правление властителей икона Богоматери Владимирская передала возможность «Державной» держать Державу Москвою. И вот в
1918 г. покончившее с царизмом новое правительство решило перебраться в Москву.

В 1922 г. распавшаяся было Россия вернулась в свои границы. Дальнейшее известно. С иконы осталось множество списков. Один из них можно увидеть на выставке. Но та, первая «Державная», исчезла.

На Владимирской и Феодоровской иконах Богоматерь защищает прильнувшего к ней младенца. На иконе «Державная» в руках Богородицы символы власти – скипетр и держава. А Христа она отпускает в мир, к людям, в надежде на то, что они постараются услышать данные им заповеди.

Ирина МАНУЙЛОВА,  старший научный сотрудник музейного комплекса



Ранее в сюжете

Молились. Верили. Надеялись

10

По следам утраченных памятников

31

Урбанист Дохов считает, что тюменский «муравейник» следует снимать в фильмах

22 ноября

В Тюменской области пройдут сплошные проверки водителей на трезвость

22 ноября