Слово об отчестве
Главный признак нации – общая национальная культура, система ценностей. Разрушение же особенностей отдельной культуры сглаживает, а то и уничтожает исторически сложившееся своеобразие нации.
Большое значение в культуре имеют обычаи – традиционные правила общественного поведения, заведенные давно. Но бережем ли пришедшие к нам от предков обычаи? Давайте задумаемся, какими стали наши имена. В культурной традиции русского народа имя человека содержит отчество. Но ныне почти отказались от формы имени, сформированной много веков назад.
Исследователи установили, что отчества встречаются в древнерусских документах с 945 года. Они были уже у былинных богатырей: Добрыня Никитич, Микуля Селянинович… Русские князья в «Слове о полку Игореве» без фамилии, но с отчеством: Игорь Святославич, Всеволод Святославич, Свято-слав Ольгович. Без фамилии, но с отчеством герой-первопроходец и воин Ермак – Ермак Тимофеевич (видимо, его полное имя – Ермолай).
Называться с отчеством в Древней Руси считалось почетным. Князья, бояре даже боролись с царем за право иметь отчество, быть Иваном Федоровичем, и нередко за это были в опале, а то и в ссылке. И в наше время уважаемого человека обычно в деревне, а то и в городе называют подчас только по отчеству: Степаныч, Петрович.
Но очевидна тенденция: следуя за Западом, теперь и в России на радио, на телевидении, в печати перестали называть отчество человека. Иные даже считают, что на Западе имена короткие, а у нас зачем-то еще отчество. Но во многих странах имена длиннее наших. У матери Александра Ивановича Герцена, немки, имя в Германии было Вильгельмина-Генриетта-Луиза, а в России ее звали Луизой Ивановной. У жены императора Николая II Александры Федоровны, бывшей гессенской принцессы, полное имя Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса – легко запомнить? У бывшего президента США Буша три имени, у американской киноактрисы Джейн Сеймур полное имя Джонс-Пенелопа-Вильгельмина Франкенбург, так что русские имена с отчеством короче, а не длиннее иностранных. И непонятно, почему отказываемся от национальной традиции.
Человек, не воспитанный в духе родной культуры, не воспринимает традиции своего народа, становится космополитическим потребителем. Сейчас много копирования чужих нравов, идеализации Запада – США, Европы. Но вспомним, например, великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Он долго находился на дипломатической службе в Европе и хорошо ее изучил. Тем, кто забывает о национальном достоинстве, кто бездумно подражает европейским порядкам и нравам, он посвятил замечательные строки:
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признаньяот Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Александр Иванович Герцен тоже предостерегал от увлечения чужим, иностранным, призывая любить и уважать родное, русское.