Ишимский Святобор
Василия Гусева можно смело величать этим славянским именем бога лесов. Он, действительно, является защитником и покровителем необозримых лесных массивов Приишимья, общая площадь которых составляет около 200 тысяч гектаров. В начале мая исполнилось 25 лет, как Василий Матвеевич в качестве первого руководителя организовывает и безупречно возглавляет на Ишимской земле лесоохранную службу. В 2012 году грядет сорокалетие с тех пор, как приступил к исполнению обязанностей лесовода.
Наталья КУТЫРЕВА
Василия Гусева можно смело величать этим славянским именем бога лесов. Он, действительно, является защитником и покровителем необозримых лесных массивов Приишимья, общая площадь которых составляет около 200 тысяч гектаров. В начале мая исполнилось 25 лет, как Василий Матвеевич в качестве первого руководителя организовывает и безупречно возглавляет на Ишимской земле лесоохранную службу. В 2012 году грядет сорокалетие с тех пор, как приступил к исполнению обязанностей лесовода.
Решительный, мудрый, тактичный и очень человечный - это мнение коллег. Неравнодушный, добропорядочный, с прекрасным чувством юмора - скажут все окружающие. Работа у него горячая, требующая концентрации внимания и оперативного реагирования. Руководитель подходит к жизни философски, лихо применяя законы умственной науки в принятии ответственных решений. Наверное, именно по этой причине многих ошибочных действий ему и удается избегать.
- Хочу показать летопись нашего предприятия, - начал разговор Василий Гусев. - В ней - памятные моменты, сведения о работниках и руководителях, начиная со Степана Петрова, основавшего лесхоз в 1947 году...
- Василий Матвеевич, где же ваши корни?
- У родителей нас было семеро. Я самый младший. Родился в деревне Захарово Вагайского района. Отец работал заместителем председателя колхоза. Вот ведь какое дело: даже покупая породистого щенка, мы обязательно требуем родословную... Знать свои корни важно! Один мой приятель, к примеру, изучил семейное древо аж до XVII века.
- А вы свое до какого колена знаете?
- Брат отца считался изумительным краеведом. К сожалению, я многого не успел узнать у него об истории нашего рода - теперь самостоятельно приходится копаться. По линии отца дед и бабушка были зажиточными людьми. Дед на Московском монетном дворе работал. В 1800 году его оговорили и сослали в Сибирь. Он и в Вагайском районе сумел организовать крепкое хозяйство, отстроил огромный дом, открыл торговую лавку. Мне же все в деревне пророчили должность прокурора...
- Справедливым и рассудительным слыли?
- Наверное. Скорее всего, слишком большая обида накопилась у народа с 1937 года...
- Как случилось, что вам не удалось воплотить мечту селян в жизнь?
- Сначала вместе с ребятами решил поступать в мореходное. Но заболели родители, поэтому по окончании девяти классов начал учебу в Тогучинском лесхозтехникуме, выдержав конкурс - четыре человека на место. Потом за год экстерном окончил школу рабочей молодежи, а затем заочно - Уральский лесотехнический институт. Трудовую биографию начал в 22 года в Вагайском лесхозе. Сначала лесничим, потом назначили главным. В 1979 году работал в Байкаловском мехлесхозе, что в Тобольском районе, а затем попросил перевести в Ханты-Мансийский мехлесхоз. Шесть лет отработал там главным лесничим.
- Почему Север?
- У жены там жили родители. Когда детям не подошел климат, пришлось перебираться южнее. Мне предложили на выбор Ялуторовск, Заводоуковск и Ишим. Выбрал последний вариант. Приказ подписали 4 мая, а я приехал сюда чуть раньше. Помню, на тополях уже листья распустились - зелень яркая, броская. После Севера думал, что в рай попал!
- Не жалеете о содеянном?
- Есть немного. Сегодня жизнь там бьет ключом! Но, безусловно, нет ничего дороже здоровья близких. В общем, чему быть, того не миновать.
- Управленческой мудрости у кого учились?
- У всех понемногу. В Вагайском лесхозе у Василия Тунгусова. Он человек старой закалки, был настоящим наставником. Научил прежде всего бережному и трепетному отношению к природе. Пестовал меня и начальник тюменского управления Евгений Киселев. У него учился манере проведения планерок. Всегда вспоминаю действенное воспитание отца. Бывало, набедокурю, он посадит меня на стул и спросит: «Сам-то как свой поступок оцениваешь?» Приходилось в самоанализ ударяться. Оправдываться не умел, а врать тем более...
- Вся ваша трудовая биография связана с Тюменской областью. Чем дороги и памятны ее вехи?
- Каждый период жизни неповторим. В Хантах посчастливилось работать с учеными. Север привлекал их, во-первых, своеобразной флорой и фауной, а во-вторых, замечательными людьми. Бок о бок трудился с тюменским профессором Петром Поповым. Он разрабатывал тему кедросадов - опытные площадки заложил. Был в «подмастерьях» у Ивана Марадудина. Со Смолоноговым над кедросадами «колдовал»...
Наша основная работа проходит в лесу. Добираемся разным видом транспорта: вертолетом, шлюпками. Здесь очень важен человеческий фактор. В Вагайском лесхозе, помню, начали закладывать лесхозовский поселок... И в Ишиме пришлось похозяйствовать. Когда пришел сюда, вместо дороги была сплошная болотина.
Проложили пути, построили жилье, ангары и цех, запустили производство. С гордостью говорю, что одними из первых в области начали работать по бригадному подряду. Вышли на оборонный завод, серпы, косы-литовки точили... Добились высоких показателей: с «кубика» березы при среднем показателе 30 рублей в пять раз больше получали. Лесхоз крепко встал на ноги. С перестройкой все изменилось. Дали бы нам в том темпе еще лет шесть потрудиться...
- Известно, что каждый человек должен построить дом, вырастить сына, посадить дерево. Что из перечисленного вы выполнили, а что перевыполнили?
- С любимой супругой Еленой Адамовной вырастили сына Андрея и дочь Светлану. Теперь пестуем внучек Арину, Варвару и полуторагодовалого внука, которого дочь с зятем назвали в мою честь. Когда вы задали этот вопрос, сразу вспомнил: из-за моей работы семья часто меняла место жительства, а маленький сын по такому случаю говорил: «Баню построили - давайте переезжать!»
- вы примерный отец?
- Когда переехали в Ишим, сын пошел в шестой класс, а дочь - в первый. На работе я, как обычно, горел, пропадал допоздна... Однажды жена уговорила сходить на родительское собрание к младшему ребенку. Согласился. Быстренько свернул планерку и побежал в школу. Наугад зашел в кабинет (лица родителей знакомыми показались). Сижу, слушаю. Учительница обо всех рассказала, а Свету Гусеву обошла... Оказалось, классом ошибся! Нарочно не придумаешь!
- Как в свободное время отдыхаете?
- Садовод, рыбак, охотник. Предпочитаю хорошую компанию, люблю поддержать интересный разговор.
- Газета «Тюменская область сегодня» как раз проводит конкурс охотничьих и рыбацких баек. Предлагаю дебютировать в нем!
- Во время рыбалки люб-лю подкармливать и рассматривать рыб. Недавно друзья рассказали поучительную историю, как одному рыбаку, носящему бороду, тоже нравилось рыбками любоваться, да уснул однажды... Борода, ясное дело, вмерзла в снег. От предложения отрезать оную категорически отказался. Пришлось ему вместо улова с комом льда в волосах домой возвращаться...
- Ваши самые дорогие люди?
- Разумеется, семья! Всем, кто после института устраивается ко мне работать, сразу советую жениться, иначе смысл жизни потеряется. Он в детях и внуках. Хочется передать им все свои увлечения. Сыну внука заказал, чтобы фамилию продолжить.
- Еще о чем мечтаете?
- Хочется, чтобы на добро тебе всегда отвечали тем же.