Жизнь и интересы людей – прежде всего
Продолжая цикл о проведении в Тюмени IV Губернаторских чтений, отметим, что выбранная проблематика – разработка стратегий – заинтересовала не только управленцев, но и буквально каждого, кто хочет чего-то добиться в жизни. Ведь каждый лелеет какие-то мечты, строит планы, стремится в чем-то улучшить жизнь и жаждет быть успешным.
Те же законы психологии управляют и коллективами, от маленьких компаний до мирового сообщества, потому что все они состоят из отдельных людей, из нас с вами. Возможность высказаться и задать вопросы лектору представилась любому участнику встречи: в зале областной научной библиотеки имени Менделеева работал свободный микрофон.
Ирина Широкова, руководитель молодежного информационного центра:
– Кто должен разрабатывать стратегии: студенты, получающие специальное образование, сами топ-менеджеры, коммерческие компании на аутсорсинге?
Владимир Квинт:
– Когда вы разрабатываете корпоративную стратегию, вы не можете игнорировать глобальные тренды, стратегию региона, отрасли – все это нужно учитывать. Маленькие компании приглашают консультантов, большие сотрудничают со стратегическими компаниями. Можно и привлечь грамотный студенческий коллектив. А дальше мудрость руководителя, его опыт.
Если сам лидер будет это делать, у него вряд ли получится, он занят текущими делами. Расскажу о своих студентах в МГУ. Ставлю им практические задачи, например, разработать миссию – компании, региона, страны.
Если они сделали более или менее прилично, рекомендую отправить руководителю какой-либо фирмы. У большинства российских компаний или вообще нет миссии, или она разработана с миллионом ошибок, хотя это обязательная часть документа, требуемого для международной отчетности. Такого студента часто приглашают как минимум на беседу, а еще чаще принимают на работу.
Александр Жирихин, аспирант ТГАМЭУП:
– В чем отличие стратегии от тактики?
Владимир Квинт:
– Тактика – механизм реализации стратегии, ее детальная доработка. Стратегия отличается очень большим горизонтом. Тактика – дорога, по которой стратегия должна двигаться.
Людмила Симонова, профессор ТюмГУ:
– В системе стратегического менеджмента какую роль вы отводите промышленной политике?
Владимир Квинт:
– Промышленную политику необходимо подстраивать под цели стратегического развития страны, которые связаны с национальными интересами и жизнью людей. Люди – это приоритет. Вначале оцениваем, что нужно людям, рисуем идеальную систему, а затем планируем, что реально можно сделать, какие ресурсы привлечь для реализации задач, целей и приоритетов.
Анжелика Гембарская, директор института предпринимательства УФО:
– Как часто должны пересматриваться стратегические планы?
Владимир Квинт:
– Допустим, вы в компании разработали стратегию, совет директоров ее утвердил. Вам что дальше – спать? Нет, вы продолжаете осуществлять мониторинг глобальных тенденций, вашей отрасли, региона – это непрерывная работа. Как минимум, ежегодно вы уточняете разработанную стратегию. К примеру, произошли революционные изменения в стране. Подобные события ведут к немедленной переоценке и переработке стратегии.
Сейчас все мировые компании пересматривают свои стратегии активности в Северной Африке. Если вы правильно оцениваете ситуацию или у вас многовариантность, вы можете легко перестроить стратегию.
Светлана Моор, директор центра дистанционного образования ТюмГУ:
– Насколько вы можете дать рекомендации по стратегии развития правительству России?
Владимир Квинт:
– Пока не обращались. Несколько раз большие руководители приглашали на беседу. Считаю, России как богатой могучей нефтедобывающей стране очень важно иметь стратегию биотоплива – производить его не из зерна, а из отходов. Нужна политическая воля. Если ее нет, вы делаете рекомендации. А разработка стратегии требует от государства больших усилий. Вначале надо определиться с идеологией, потом выбрать национальные приоритеты.
Несколько стран делали это на моих глазах и достигали колоссальных успехов. Ресурсы, даже если они небольшие, используются для реализации приоритетов, которые связаны не с отраслевыми или региональными интересами, а с национальными интересами страны. Главное – правильно сформулировать приоритеты, а потом все остальное, иначе не туда пойдем.
Татьяна Зарубина, председатель правления медицинской группы «Газпромоптика»:
– Есть ли в международной практике реализованные стратегии по здоровьесбережению?
Владимир Квинт:
– Бесспорно, экология человека – самый главный мировой приоритет, важнее, чем экология природы. Защита окружающей среды нужна для человека. Во многих странах, особенно в России, где происходит сокращение населения, где крайне короткая ожидаемая продолжительность жизни, требуется национальная программа. Совет безопасности ООН к вопросам здоровья, к сожалению, не обращается. Экономический и социальный совет ООН со Всемирной организацией здравоохранения не сотрудничает и вообще он не играет стратегическую роль в ООН, только оценочную.
Александр Крынков, главный редактор газеты «Молодежная трибуна»:
– По тому ли пути мы идем, если, достигнув больших успехов в экономическом развитии, остаемся каждый сам по себе, испытывая одиночество?
Владимир Квинт:
– Когда стратегия не учитывает нравственные, культурные и религиозные аспекты, она наталкивается на такие препятствия, которые рушат ее. Чисто экономически стратегию построить невозможно. Очень важен кросскультурный обмен. Компания «Макдональдс» идет в арабские страны – и делает хиляльную пищу, в Израиль – делает кошерную еду и т. д.
Важно взаимодействие. Если пренебрегать национальными традициями, и с другой стороны, если национальные лидеры не учитывают глобальные тренды, возникают проблемы. Человеческий фактор – важнее всего.