Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Молились. Верили. Надеялись

Слушать новость
Молились. Верили. Надеялись. .

Приближается важная дата российской истории – 400-летие дома Романовых, которое будет отмечаться в 2013 году. Событие сможет отразить историю страны через судьбу династии Романовых, обозначить и собрать воедино историко-познавательные, нравственные, патриотические задачи. Кроме того, юбилей поможет высветить сильные и слабые места регионального туризма.

В рамках проекта «Народный туристический маршрут» открывается новый раздел «400 лет дому Романовых». Приглашаем принять участие в проекте ученых, преподавателей, исследователей, краеведов,  и всех, кому дорога история нашей Родины.

В музейном комплексе им. Ивана Словцова работает выставка «Иконы. Сотни лет те же лики славятся». Некоторые из этих ликов напоминают о связи с Сибирью царской династии Романовых.

Абалакская икона


18 августа 1917 г. из Тюмени в Москву ушла телеграмма о том, что посадка на пароход «Русь» отправляемого на поселение в Тобольск царского семейства прошла благополучно. В Тобольск прибыли в назначенное время – на следующий день вечером. За год до этих событий императрица Александра Федоровна писала в ответ на приглашение Тобольского губернатора Николая Ордовского-Танаевского посетить город ко дню прославления святого Иоанна Тобольского, что прибудет со всей семьей осенью. Однако прибытие состоялось по другому поводу.

Святитель Иоанн Тобольский (Максимович), один из великих иерархов Сибири, был назначен на Тобольскую митрополичью кафедру в 1712 г. Петром I – величайшим из предков Романовых. Талантливый церковный деятель, просветитель и миссионер, переводчик, писатель, поэт, он стал последним канонизированным святым перед Октябрьской революцией при Николае II. Оба они волею судеб оказались в Сибири в качестве ссыльных.

В богословских трудах


Иоанн, облеченный немалыми полномочиями, много писал об ответственности и обязанностях властей перед народом, явно адресуя рассуждения Петру I. Николай II видел причину народных бедствий в отлучении Петром церкви от государства и в конце правления предпринял отчаянную попытку исправить «оплошность» своего дальнего родственника. Личность
Иоанна имела для Николая особую значимость, и он горячо радел о его канонизации (не без активного усердия нашего земляка Григория Распутина).

Дом в Тобольске к приему ссыльных оказался не готов, а потому некоторое время семья жила на пароходе. (В этом доме в 1837 г. останавливался дед Николая II, тогда наследник престола Александр II.) Уполномоченные Временного правительства решили заполнить вынужденный простой прогулкой в Абалакский монастырь. Там находилась чудотворная икона Богоматери «Знамение» Абалакская. Список с нее был поднесен Николаю в 1913 г. по случаю 300-летнего юбилея дома Романовых депутацией от Тобольской губернии. И вот выпало встретиться с  чудотворной иконой на ее родине. Среди семейных икон в тобольском доме имелись три абалакских образа Богоматери. Посещение церкви опальному семейству было запрещено.

Передавали записки с просьбами помолиться за них у мощей святителя Иоанна и дарили двусторонние серебряные образки: на одной стороне изображение Иоанна, на другой – Богородицы.

Молились. Верили. Надеялись. Приезжавшие к царской семье монахини Иоанновского монастыря подарили ей образ святого Иоанна Тобольского. Именно перед ним была отслужена семейством последняя в земной жизни обедня в Екатеринбурге в Ипатьевском доме. А чудотворная икона Абалакская после гибели Романовых из Сибири исчезла, ее следы ведут в Австралию.

Феодоровская икона


Династия Романовых, завершившаяся в Ипатьевском доме, начиналась в Ипатьевском монастыре под Костромой. Тогда покровительство над царским домом взяла на себя икона Богоматери Феодоровская. По историческим сведения, эта икона была создана, вероятно, в 1239 г. по заказу великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича (в крещении Феодора) к свадьбе его сына Александра Невского.

Примечательно, что Феодоровская икона является списком с древнейшей и главной святыни нашего государства – Владимирской иконы Богоматери Умиление, перед которой с XV в. венчались на престол все русские князья и государи.

Ирина МАНУЙЛОВА, старший научный сотрудник музейного комплекса

Продолжение в следующих номерах.

Далее в сюжете: Молились. Верили. Надеялись

Приближается важная дата российской истории – 400-летие дома Романовых, которое будет отмечаться в 2013 году. Событие сможет отразить историю страны через судьбу династии Романовых, обозначить и собрать воедино историко-познавательные, нравственные, патриотические задачи. Кроме того, юбилей поможет высветить сильные и слабые места регионального туризма.

В рамках проекта «Народный туристический маршрут» открывается новый раздел «400 лет дому Романовых». Приглашаем принять участие в проекте ученых, преподавателей, исследователей, краеведов,  и всех, кому дорога история нашей Родины.

В музейном комплексе им. Ивана Словцова работает выставка «Иконы. Сотни лет те же лики славятся». Некоторые из этих ликов напоминают о связи с Сибирью царской династии Романовых.

Абалакская икона


18 августа 1917 г. из Тюмени в Москву ушла телеграмма о том, что посадка на пароход «Русь» отправляемого на поселение в Тобольск царского семейства прошла благополучно. В Тобольск прибыли в назначенное время – на следующий день вечером. За год до этих событий императрица Александра Федоровна писала в ответ на приглашение Тобольского губернатора Николая Ордовского-Танаевского посетить город ко дню прославления святого Иоанна Тобольского, что прибудет со всей семьей осенью. Однако прибытие состоялось по другому поводу.

Святитель Иоанн Тобольский (Максимович), один из великих иерархов Сибири, был назначен на Тобольскую митрополичью кафедру в 1712 г. Петром I – величайшим из предков Романовых. Талантливый церковный деятель, просветитель и миссионер, переводчик, писатель, поэт, он стал последним канонизированным святым перед Октябрьской революцией при Николае II. Оба они волею судеб оказались в Сибири в качестве ссыльных.

В богословских трудах


Иоанн, облеченный немалыми полномочиями, много писал об ответственности и обязанностях властей перед народом, явно адресуя рассуждения Петру I. Николай II видел причину народных бедствий в отлучении Петром церкви от государства и в конце правления предпринял отчаянную попытку исправить «оплошность» своего дальнего родственника. Личность
Иоанна имела для Николая особую значимость, и он горячо радел о его канонизации (не без активного усердия нашего земляка Григория Распутина).

Дом в Тобольске к приему ссыльных оказался не готов, а потому некоторое время семья жила на пароходе. (В этом доме в 1837 г. останавливался дед Николая II, тогда наследник престола Александр II.) Уполномоченные Временного правительства решили заполнить вынужденный простой прогулкой в Абалакский монастырь. Там находилась чудотворная икона Богоматери «Знамение» Абалакская. Список с нее был поднесен Николаю в 1913 г. по случаю 300-летнего юбилея дома Романовых депутацией от Тобольской губернии. И вот выпало встретиться с  чудотворной иконой на ее родине. Среди семейных икон в тобольском доме имелись три абалакских образа Богоматери. Посещение церкви опальному семейству было запрещено.

Передавали записки с просьбами помолиться за них у мощей святителя Иоанна и дарили двусторонние серебряные образки: на одной стороне изображение Иоанна, на другой – Богородицы.

Молились. Верили. Надеялись. Приезжавшие к царской семье монахини Иоанновского монастыря подарили ей образ святого Иоанна Тобольского. Именно перед ним была отслужена семейством последняя в земной жизни обедня в Екатеринбурге в Ипатьевском доме. А чудотворная икона Абалакская после гибели Романовых из Сибири исчезла, ее следы ведут в Австралию.

Феодоровская икона


Династия Романовых, завершившаяся в Ипатьевском доме, начиналась в Ипатьевском монастыре под Костромой. Тогда покровительство над царским домом взяла на себя икона Богоматери Феодоровская. По историческим сведения, эта икона была создана, вероятно, в 1239 г. по заказу великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича (в крещении Феодора) к свадьбе его сына Александра Невского.

Примечательно, что Феодоровская икона является списком с древнейшей и главной святыни нашего государства – Владимирской иконы Богоматери Умиление, перед которой с XV в. венчались на престол все русские князья и государи.

Ирина МАНУЙЛОВА, старший научный сотрудник музейного комплекса

Продолжение в следующих номерах.



Ранее в сюжете

По следам утраченных памятников

31

На родине моих предков

31

Урбанист Дохов считает, что тюменский «муравейник» следует снимать в фильмах

22 ноября

В Тюменской области пройдут сплошные проверки водителей на трезвость

22 ноября