Устремленные к Полярному кругу
На протяжении 400 лет исследователи и ученые вели изучение Северного Урала
Государственный проект «Урал промышленный - Урал Полярный», который набирает обороты, имеет глубокую историю. За ним стоит труд многих поколений геологов, горных инженеров, ученых. Людей, которых не остановили сотни верст тяжелого пути по тундре и горам. Напоминаем читателям об исследовательских экспедициях Полярного Урала.
Из глубины веков
Еще в древнерусских летописях можно найти упоминания о сказочных богатствах «Камень Урала». Русские и иностранные купцы стремились получить информацию о нахождении этих земель. К середине XVI века стали появляться карты, составленные по рассказам путешественников. Их походы были связаны с торговлей, в результате которой из Урала и Сибири вывозилась драгоценная пушнина.
Со второй половины XVIII века Северный Урал начали посещать научно-исследовательские экспедиции. Так, в 1768 году в знаменитое многолетнее путешествие по России отправился член Академии наук Петр Паллас с несколькими молодыми студентами. Они изучили Урал, а один из самых способных студентов Василий Зуев побывал на Нижней Оби.
1830 году Северная горная экспедиция обследовала низменность, прилегающую к восточному склону Урала, богатую болотами, озерами и лесами. Были открыты многочисленные золотоносные россыпи по рекам Толья, Яны-Манья.
В 1843 году состоялась особая экспедиция графа Александра Кейзерлинга и капитан-лейтенанта Российского флота Павла Крузенштерна. Ими были собраны уникальные сведения о геологии, палеонтологии и полезных ископаемых громадной территории, охватывающей части Северного, Полярного и Приполярного Урала, открыта горная цепь, протягивающаяся от предгорий Урала к северо-западу до побережья Ледовитого океана.
В 1847, 1848, 1850-х годах исследовали Северный Урал ученые Императорского географического общества: горный инженер, полковник и профессор минералогии и геологии Санкт-Петербургского университета Эрнст Гофман, магистр, астроном Мариан Ковальский и горный инженер майор Никифор Стражевский. Благодаря им была изучена значительная северная часть России, составлена карта, охватывающая территорию от г. Чердыни на юге до побережья Байдарацкой губы и Пай-Хоя на севере. На Северный Урал отправлялись зоолог Альфред Брем, геолог Евграф Федоров и другие известные деятели.
Уникальные фотографии
В начале XX века путешествие к восточному склону Полярного Урала инициировали бизнесмены - молодые капиталисты братья Николай и Григорий Кузнецовы. В мае 1909 года исследователи под руководством магистранта Петербургского университета Олега Баклунда отправились из Тюмени на Север на пароходе «Семипалатинск». В итоге Баклунд составил первую схематическую геологическую карту для Полярного Урала, охватывающую бассейны рек Ханмей и Харбей. Детальные петрографические описания пород сопровождались цветными фотографиями шлифов, что является уникальным для того времени. Все химические анализы горных пород, выполнение которых оплатили Кузнецовы, пересчитаны на нормативный минеральный состав. Так ученый охарактеризовал свыше 30 минералов.
Экспедиционные исследования XIX и начала XX веков позволили составить достаточно подробные географические и первые геологические карты Полярного, Приполярного и Северного Урала, изучить растительный и животный мир. Но крупных месторождений полезных ископаемых здесь не нашли. Сложилось мнение о бесперспективности Полярного Урала.
Первые советские экспедиции
Позже советские геологи боролись за то, чтобы Полярный Урал стал рудоносным краем и пополнил минеральную кладовую страны. До Великой Отечественной войны геологические исследования проводили такие ученые, как Борис Городков, возглавивший в 1924 году объединенную Северо-Уральскую экспедицию Академии наук СССР и Уралплана. Им обнаружены скопления магнетита и хромита. Это было первое упоминание об основном полезном ископаемом Полярного Урала - хромитовых рудах.
В 1936-1938 годах геологическая экспедиция Арктического научно-исследовательского института Главсевморпути под руководством Александра Хабакова представила первую тектоническую схему Полярно-Уральского региона, открыла его молибденоносность.
Много лет, начиная с 1936 года, Полярно-Уральская экспедиция Академии наук СССР под руководством Николая Сирина проводила геолого- съемочные и топографические работы на водораздельной части и восточном склоне Полярного Урала. Установлены месторождения горного хрусталя, открыто коренное рудопроявление шеелита. Проведена первая аэрофотосьемка Полярного Урала. Искали и железные руды. Составлена схематическая геологическая карта месторождений и рудопроявлений, на которую нанесены 44 объекта. В результате была обновлена геологическая карта Урала, включающая Полярную и Приполярную области.
В ожидании развития
Еще Дмитрий Менделеев предложил начать строительство железной дороги вдоль восточного склона Уральских гор Екатеринбург - Север. Речь шла о выходе на Северный морской путь. Молодое советское правительство строило планы по созданию Великого Северного пути: Мурманск - Котлас - Обь и далее на восток для полного освоения ресурсов огромного северного края. В 1930-е годы обсуждалось одновременное развитие Северного морского пути и строительство железнодорожной магистрали, соединяющей Тихий океан с Черным и Балтийскими морями, общей протяженностью 12 тысяч километров. Ее составной частью был и участок дороги Салехард - Игарка. Но два масштабных проекта страна не могла потянуть перед Великой Отечественной войной.
В 1947-1948 годах начато строительство железной дороги Лабытнанги - Игарка. Предполагалось единой магистралью связать Норильский горнопромышленный узел и горный узел на Полярном Урале, ветка от магистрали шла к поселку Новый Порт. На карте 1951 года пунктиром показана железная дорога вдоль восточного склона Урала (Серов - Салехард), спроектированная в едином комплексе с 501 стройкой. Эти проекты поддержал Сталин, но после его смерти работы были свернуты. Железная дорога к Игарке стала «мертвой».
В 1960-е годы в Тюменской области начинает бурно развиваться нефтегазодобывающий комплекс. Геологи и транспортники добивались возобновления строительства трассы «мертвой дороги», но безуспешно. Страна несла огромные убытки от использования временных трасс, но реконструкцию дороги на Игарку не разрешали.
Массовое геологическое изучение Полярного Урала связано с открытием и освоением Печорского угольного бассейна. Ценой невероятных усилий и жертв заключенные системы ГУЛАГа НКВД построили Северо-Печорскую железную дорогу, по которой летом 1943 года из Воркуты ушли первые эшелоны с углем.
В настоящее время в рамках нового общенационального проекта ОАО «Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный» начинает строительство дорог на Полярном Урале.
Глядя на огромную работу, проделанную предыдущими поколениями наших соотечественников, понимаешь, что останавливаться на достигнутом нельзя. Государству необходимо развивать северные территории России ради благополучной жизни наших детей.
[gallery columns="7"]
Подготовлено по материалам книги «Знаменитые месторождения Урала» и другим источникам.